г. Краснодар |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А32-1477/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Новороссийский зерновой терминал" (ИНН 2315122574, ОГРН 1062315013298) - Белицкого Г.В. (доверенность от 12.01.2017 N 11), Вагнер Е.В. (доверенность от 13.01.2017 N 12), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Баландиной М.А. (доверенность от 17.01.2017 N 06-09), Безрукова Д.В. (доверенность от 28.03.2016 N 07-25/2235), Кучковской А.В. (доверенность от 16.01.2017 N 06-29/2503), Мокроусова Д.В. (приказ от 09.06.2016), Протасовой И.И. (доверенность от 12.01.2017 N 06-07), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 (судьи Николаев Д.В., Герасименко А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-1477/2015, установил следующее.
Акционерное общество "Новороссийский зерновой терминал" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 18.09.2014 N 1866 и N 65965.
Решением суда от 28.12.2015 требования общества удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2016 указанное решение суда от 28.12.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 21.06.2015 постановление суда апелляционной инстанции от 06.04.2016 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции постановлением от 14.09.2016 решение суда от 28.12.2015 оставил без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации общества по НДС за IV квартал 2013 года.
По результатам проверки инспекция составила акт от 06.05.2014 N 53373 и вынесла решения от 18.09.2014 N 1866 об отказе в возмещении 14 379 249 рублей НДС и от 18.09.2014 N 65965 о начислении обществу к уплате 97 640 540 рублей НДС, 5 554 214 рублей 32 копеек пеней и 9 714 887 рублей 70 копеек штрафа.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - Управление).
Решением Управления от 29.12.2014 N 21-12-1202 решения инспекции от 18.09.2014 N 1866 и N 65965 оставлены без изменения.
Основанием для начисления налоговым органом обществу к уплате спорных сумм послужил вывод инспекции о том, что заявителем не подтверждена реализация услуг по перевалке груза.
Общество, считая обжалуемые решения налогового органа недействительными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0%, в том числе, при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.
Пунктом 3.5 статьи 165 Кодекса закреплен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Согласно подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса под перевалкой в целях данной статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный законN 261-ФЗ) перевалкой грузов является комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Частью 3 статьи 21 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что прием грузов для перевозки морским перевозчиком от грузоотправителя (отправителя) и сдача грузов морскому перевозчику грузополучателю (получателю) в морском порту осуществляются в трюме или у борта судна либо на палубе судна.
Суды установили, что общество в проверяемом периоде оказывало услуги по приему из железнодорожного и автомобильного транспорта, накоплению на принадлежащем ему элеваторе судовой партии, хранении, транспортировке и отгрузке на теплоходы с помещением под таможенную процедуру экспорта зерновых культур, согласно заключенным договорам с ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо", ООО "Ауспан Интернешнл", ООО "СИ-ЭЙЧ-ЭС Агромаркет", ООО "Луис Дрейфус Коммодитиз Восток", ООО "Каргил Юг", ООО "Артис-агро Экспорт", ООО "Международная Зерновая Компания", ООО "Торговый дом "Астон"", ООО "Гарант Логистик", ЗАО "Виталмар АГРО".
Из содержания указанных договоров следует, что общество в VI квартале 2013 года фактически оказывало услуги по перевалке зерновых и масличных культур, а именно их выгрузку из железнодорожных вагонов и автотранспортных средств, приемку по количеству и качеству, технологическое формирование (накопление) судовой партии, качественную и количественную сохранность в соответствии с условиями договора, доставку (погрузку) на борт судна.
Суды установили, что в данном случае комплекс по перевалке зерновых и масличных культур состоит из технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры налогоплательщика и ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП"). Целевое назначение указанного комплекса состоит в обеспечении перевалки судовых партий груза зерновых и масличных культур на суда через причалы N 23 и N 24 ПАО "НМТП". Указанные причалы пристани N 3 находятся в границах морского порта Новороссийск, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1161-р.
Суды установили, что в целях обеспечения бесперебойного функционирования перегрузочного комплекса обществом и ПАО "НМТП" заключено Генеральное соглашение о сотрудничестве и организации взаимоотношений от 06.05.2005 (далее - Генеральное соглашение) и дополнительные соглашения к нему N 1 и N 2 с разграничением ответственности сторон в осуществлении единого технологического процесса перевалки грузов.
В дальнейшем указанными лицами подписано Дополнительное соглашение N 3 к Генеральному соглашению, в котором стороны описали и детализировали существующие этапы совместного технологического процесса, уточнили порядок взаимодействия и зоны (границы) ответственности при эксплуатации перегрузочного комплекса. Кроме того, в Дополнительном соглашении от 25.07.2014 N 4 налогоплательщиком и ПАО "НМТП" установлена плата за стоянку судопогрузочных машин общества на охраняемой территории причалов указанной организации.
Суды установили, что запуск и остановка объектов технологической линии, транспортирующей груз, начиная с момента поступления зерна из зернохранилища общества на движущуюся ленту, следующую по территории морского порта, вплоть до погрузки на морское судно, формирование судовой партии, перемещение зерна на борт морского судна.
Транспортировка (перемещение) судовых партий груза от склада (силосов) зернового терминала общества осуществляется как по принадлежащей налогоплательщику транспортной галерее (состоит из двух линий транспортеров), так и по принадлежащей ПАО "НМТП" транспортной галерее (также состоит из двух линий транспортеров). Обязательства и ответственность сторон осуществляется с учетом территории, разграниченной перекидной башней N 24, расположенной на территории порта.
На территории причалов N 23 и N 24 находятся принадлежащие налогоплательщику объекты движимого имущества: две судопогрузочные машины "Neuero" S 800 (далее - судопогрузочные машины), принимающие груз, движущийся по линиям транспортера. Эксплуатация указанных машин осуществляется работниками общества. Согласно письму ПАО "НМТП" от 02.09.2016, указанная организация не эксплуатировала принадлежащие налогоплательщику судопогрузочные машины.
Дальнейшая доставка судовых партий груза зерновых и масличных культур, а также его погрузка на борт морских судов производится специальной техникой налогоплательщика, управление которой осуществляется работниками общества в соответствии с разработанными заявителем и ПАО "НМТП" едиными рабочими технологическими картами.
Размещение и штивка груза в трюмах судна осуществляется ПАО "НМТП".
Контроль за единым технологическим процессом по перевалке груза осуществляется совместно специалистами налогоплательщика и ПАО "НМТП".
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае перемещение груза оказывается как ПАО "НМТП", так и налогоплательщиком, посредством эксплуатации принадлежащего каждому из указанный лиц перегрузочного оборудования, участвующего в едином технологическом процессе на соответствующем этапе перевалки.
Единство технологического комплекса подтверждено заключением судебной строительно-технической экспертизы от 07.10.2015 N 555/12-3/16.1, согласно которому все оборудование и объекты перегрузочного терминала, с учетом их фактического назначения, возможно использовать только в единой технологии, поскольку они обеспечивают эксплуатацию терминала как единого производства.
Судебные инстанции установили, что зоны ответственности при транспортировке (перемещении) груза в процессе эксплуатации взаимосвязанных объектов инфраструктуры перегрузочного комплекса налогоплательщика и ОАО "НМТП" распределены следующим образом: транспортировка (перемещение) от склада (силосов) до перекидной башни N 24 ОАО "НМТП", а также от приемных устройств - транспортеров судопогрузочных машин до борта судна - налогоплательщик; транспортировка (перемещение) груза от перекидной башни N 24 включительно по транспортерам ОАО "НМТП" до приемных устройств - транспортеров судопогрузочных машин - ОАО "НМТП".
Таким образом, в данном случае предметом осуществляемой обществом деятельности являются работы (услуги) по перевалке грузов принадлежащими ему судопогрузочными машинами, тогда как порт оказывает услуги по фактической доставке грузов с момента их помещения на принадлежащий ему конвейер с зернового терминала общества (смежного с территорией порта) до судопогрузочных машин общества, расположенных на морских причалах, арендуемых портом у Российской Федерации.
Суды указали, что согласно содержанию заключенных между обществом и ПАО "НМТП" соглашений об организации работы по обеспечению перевалки зерновых грузов и использовании перегрузочного оборудования на причалах указанные лица распределяют, в том числе, обязанности по обеспечению перевалки зерновых грузов. На общество возлагаются механические действия по перевалке (перегрузке) судопогрузочными машинами непосредственно на борт судна (в трюм), на порт - осуществление организационной (процедурной) работы, необходимой в силу требований действующего законодательства для осуществления перевалки грузов в международном морском порту. Указанные факты обусловлены кадровым составом указанных организаций и имеющейся у них специальной техникой.
В данном случае конечным результатом выполняемой услуги является именно загрузка зерна в трюм судна. До указанного момента услуга не считается оказанной.
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщиком процесс непосредственной (фактической) перевалки груза на борт морского судна осуществляется с использованием принадлежащего ему оборудования (судопогрузочные машины) и силами его работников в границах морского порта Новороссийск, что соответствует условиям предоставления льготы, предусмотренным законом.
При этом участие администрации порта в части технологических процессов доставки товара до места его фактической погрузки на борт судна не изменяет характера спорных правоотношений применительно к деятельности налогоплательщика по перевалке грузов на территории порта.
В подтверждение оказания услуг по перевалке грузов общество представило соответствующий пакет документов.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у налогоплательщика правовых оснований для применения ставки налога 0%.
Кроме того, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае отсутствие у налогоплательщика статуса оператора морского терминала не влияет на возможность применения им льготной ставки налогообложения, поскольку указанная ставка применяется в отношении определенного перечня услуг (работ).
Суды также указали, что оказанные заявителем услуги могут включаться в состав транспортно-экспедиционных услуг, что дополнительно подтверждает право общества на применение ставки 0%, поскольку в силу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0%, в том числе, при реализации услуг по международной перевозке товаров, в которые включены транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При изложенных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2016 по делу N А32-1477/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.