Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
администрации
муниципального образования -
Безлыченское сельское поселение
от 28.11.2022 N 38
Положение
о системе управления охраной труда администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение (далее - Положение о СУОТ) разработано с учетом Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 776н.
2. Положение о СУОТ разработано также с учетом, в частности:
- раздел X "Охрана труда" ТК РФ;
- ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);
- ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007 (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст).
3. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение, разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
4. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
- организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
- мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
- документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
5. Положения СУОТ распространяются на всех работников администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, структурных подразделениях, пр.
6. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения и перемещения на объектах администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение, распространяются на всех лиц. Данные положения доводятся до сведения указанных лиц при проведении вводных инструктажей, включаются в договоры о выполнении подрядных работ.
7. Для целей настоящего Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение безопасных условий нахождения в здании и осуществления в нем трудовой деятельности. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности и ожидания работников администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение и иных заинтересованных сторон.
8. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до сведения заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа и включается в договоры о выполнении подрядных работ.
9. Положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение, определяющее правила организации данных работ, а также документы, представляемые перед допуском к ним, утверждает главой Администрации.
10. Разработка, согласование, утверждение и пересмотр документов СУОТ осуществляются в соответствии с Положением о документообороте в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение.
II. Политика в области охраны труда
11. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение, особенности организации работы в нем, а также профессиональные риски.
12. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
13. В администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
14. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
15. Администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
16. В обеспечение указанной гарантии администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение намерено принять необходимые меры и реализовать соответствующие мероприятия.
17. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
- обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
- обучение в области охраны труда;
- внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
- приобретение и монтаж установок (автоматов) с питьевой водой для работников;
- организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
- организация площадки и размещение на ней инвентаря для занятий спортом;
- установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
18. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в области охраны труда.
При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУОТ, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУОТ.
III. Разработка и внедрение СУОТ
19. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
20. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается главой Администрации. С данной информацией должны быть ознакомлены все работники.
21. Глава Администрации является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
22. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
23. Обязанности в рамках функционирования СУОТ, распределяемые по уровням управления, закрепляются в должностной инструкции ответственного работника.
24. В администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
25. Уровни управления охраной труда:
1) в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в целом - уровень управления "А";
2) в секторе - уровень управления "Б".
26. На уровне управления "А" устанавливаются обязанности:
1) администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в лице главы Администрации;
27. На уровне управления "Б" устанавливаются обязанности:
1) руководителей сектора;
2) специалиста по охране труда;
3) иных работников.
28. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в лице главы Администрации - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3) начальник сектора:
- обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
- организация подготовки по охране труда;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
4) специалист по охране труда:
- координация всех направлений функционирования СУОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда. Перечень утверждает генеральный директор;
- обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
- участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
5) иные работники:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
IV. Планирование СУОТ
29. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
30. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение рассматриваются следующие:
- психоэмоциональная перегрузка;
- перенапряжение зрительного анализатора.
31. В администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
32. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение
33. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
34. План мероприятий утверждается генеральным директором.
35. В плане мероприятий отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
36. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
- нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
- условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));
- бизнес-процессов.
37. Целями в области охраны труда в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в соответствии с политикой в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
38. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
39. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
40. Достижение целей по охране труда планируется. При планировании определяются ресурсы, ответственные лица, сроки достижения, способы и показатели оценки уровня достижения этих целей, влияние результатов на бизнес-процессы.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
41. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
42. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
43. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
44. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый генеральным директором.
45. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение в области охраны труда;
- системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
- ответственности за нарушение указанных требований;
- результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
46. Информирование обеспечивается в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 773н. Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
VI. Функционирование СУОТ
47. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение, являются:
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
9) обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
10) обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов;
11) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
12) санитарно-бытовое обеспечение работников;
13) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
14) обеспечение социального страхования работников;
15) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
16) реагирование на аварийные ситуации;
17) реагирование на несчастные случаи;
18) реагирование на профессиональные заболевания.
48. В соответствии с результатами СОУТ и ОПР, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 - 5);
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 6 - 11);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 12 - 15);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 16 - 18).
49. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование работников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
50. В организации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
51. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется инструкцией, утвержденной генеральным директором.
VII. Оценка результатов деятельности
52. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
53. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
54. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
55. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
56. В администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
57. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ, действующей в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
58. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
- абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
- относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
- качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
59. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
VIII. Улучшение функционирования СУОТ
60. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ в администрации муниципального образования - Безлыченское сельское поселение при необходимости реализуются корректирующие меры по совершенствованию ее функционирования.
61. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов:
- разработка;
- формирование;
- планирование;
- внедрение;
- контроль.
62. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются главой Администрации.
63. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
64. Взаимодействие с работниками (их представителями) в рамках СУОТ в целом производится на уровне управления "Б".
65. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности организации по улучшению СУОТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.