г. Краснодар |
|
13 мая 2015 г. |
Дело N А32-32827/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Компания Хеликон" (ИНН 7704543951, ОГРН 1057746034642) - Арямовой В.И. (доверенность от 23.04.2015), заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 12.01.12015) и Череватенко Ю.А. (доверенность от 30.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2014 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н., Сулименко О.А.) по делу N А32-32827/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Хеликон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 01.08.2014 N 10309000/010814/94.
Решением суда от 06.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2015, суд удовлетворил заявленное требование.
Судебные акты мотивированы недоказанностью таможней наличия оснований для принятия обжалуемого решения, поскольку представленные обществом при таможенном оформлении документы подтверждают, что ввезенный товар облагается НДС по ставке 10%.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы таможенный орган ссылается на то, что согласно представленному регистрационному удостоверению ввезенный товар зарегистрирован в качестве медицинской техники, облагаемой НДС по ставке 18%. Это обстоятельство подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.08.2007 N 04-16491/07 со ссылкой на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.10.2006 N 735, согласно которому присутствие после слов "изделие медицинского назначения" указания в скобках "изделие медицинской техники" свидетельствует о том, что регистрационное удостоверение выдано на изделие медицинской техники.
В отзыве на кассационную жалобу обществу просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество ввезло товары "изделия медицинского назначения, изделия из полимерных материалов для лабораторных исследований...", которые поместило под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением ставки НДС в размере 10% на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В качестве документа, подтверждающего обоснованность применения в отношении товаров ставки 10% НДС, декларантом в графе 44 деклараций на товары, по которым оформлялся товар, заявлено регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/04520.
По результатам ведомственного контроля в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Краснодарской таможня приняла решение от 01.08.2014 N 10309000/010814/94 об отмене решений Краснодарского таможенного поста (центр электронного декларирования) о применении ставки 10% НДС в отношении товаров, помещенных обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
На основании принятого решения от 01.08.2014 N 10309000/010814/94 в декларации на товары внесены изменения в части начисления НДС (КДТ от 27.08.2014). Согласно решению ставка НДС по товарам, ввезенным обществом, увеличена с 10% до 18%. Обществу направлены требования об уплате таможенных платежей от 29.08.2014 N 1030-1054.
Общество, не согласившись с названным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признавая недействительным оспариваемое решение таможенного органа, суды первой и апелляционной инстанций правомерно и обоснованно руководствовались следующим.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 146 Кодекса ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, может применяться как ставка 18%, так и ставка 10%. Применение той или иной ставки зависит от вида ввозимого товара (пункты 2, 3 статьи 164 Кодекса).
Согласно подпункту 4 пункта 2, пункту 5 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 10% НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, в том числе изделий медицинского назначения.
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" установлено, что порядок предоставления льгот, установленных Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688 утвержден Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) (далее - Перечень 005-93), облагаемых НДС по ставке 10% при их реализации, а также Перечень кодов медицинских товаров (далее - Перечень) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД), облагаемых НДС по ставке 10% при их ввозе на таможенную территорию России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Кодекса Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Таким образом, введение Правительством Российской Федерации каких-либо дополнительных ограничений на применение пониженной (льготной) налоговой ставки НДС противоречит пункту 1 статьи 4 Кодекса.
Исходя из этого для применения ставки 10% НДС достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации со ссылкой на один из двух источников - Общероссийский классификатор продукции или ТН ВЭД.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость".
Согласно положениям Перечня 005-93 изделия медицинского назначения, имеющие код 94 6465 (ОК 005-93), включены в подгруппу 94 6460 "Изделия разные полимерные".
Примечанием N 1 к указанному Перечню кодов ОК 005-93 установлено, что приведенные в нем коды применяются в отношении, в частности, изделий медицинского назначения российского и иностранного производства, которые зарегистрированы в установленном порядке и на которые имеются регистрационные удостоверения.
Таким образом, для применения налоговой ставки 10% необходимо иметь подтверждение соответствия товара определенному коду медицинских товаров и регистрационное удостоверение.
Сертификат соответствия включает в себя информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект (наименование), а также код по ОК 005-93 (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Следовательно, если в сертификате соответствия указан код, входящий в подгруппу 94 6460, при наличии удостоверения, зарегистрированного в установленном законодательством Российской Федерации, налогоплательщик вправе применять ставку по НДС 10%.
Судебные инстанции установили, что регистрационное удостоверение от 19.06.2009 N ФСЗ 2009/04520 выдано на изделия EPPENDORF из полимерных материалов для лабораторных исследований IN VITRO ОКП 94 6465 (том 1, л. д. 63). Согласно приложению к регистрационному удостоверению продукция представляет собой пробирки и иной расходный материал для лабораторных исследований.
Согласно общероссийскому классификатору продукции - 94 6000 2 - Изделия медицинские из стекла и полимерных материалов. Тара и упаковка лекарственных средств и препаратов. 94 6400 7 Предметы по уходу за больными и разные изделия. 94 6465 1- Изделия полимерные медицинские прочие. Согласно общероссийскому классификатору продукция, зарегистрированная по коду ОКП 94 6465, относится к изделиям медицинского назначения.
Исследовав данные обстоятельства и оценив представленные доказательства, суды сочли вывод таможенного органа о том, что товары, ввезенные обществом, согласно регистрационному удостоверению относятся к медицинской технике, не соответствующим тексту регистрационного удостоверения и общероссийскому классификатору продукции.
Ссылка Краснодарской таможни на разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (письмо от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения") правомерно отклонена судебными инстанциями, поскольку указанное письмо от 28.08.2007 N 04-16491/07 не является нормативным актом, регулирующим порядок налогообложения НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, и не может применяться отдельно от положений статьи 164 Кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 N 688.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требование общества, правильно применив нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судебных инстанций, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу N А32-32827/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.