г. Краснодар |
|
08 мая 2015 г. |
Дело N А32-8360/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Транснефть-терминал" (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) - Завадской Н.С. (доверенность от 31.12.2014), заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) - Вилко И.В., Княгиной Е.М. и Абдурагимовой С.Э. (доверенности от 12.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Транснефть-терминал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2014 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2014 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу N А32-8360/2013, установил следующее.
ЗАО "Морской портовый сервис" (с 06.10.2014 - акционерное общество "Транснефить-Терминал", далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.10.2012 N 1769 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к возмещению; от 30.10.2012 N 78980 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 11.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2014, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на доказанность инспекцией отсутствия у общества права на применение ставки 0 % по НДС, предусмотренного подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суды исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства выполнения обществом работ (услуг) по перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в морские суда в морском порту; нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и не относятся к территории Новороссийского морского порта. Общество не является оператором морского терминала и организацией трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции ЗАО "Морской портовый сервис" представило сведения о смене фирменного наименования организации с 06.10.2014 на акционерное общество "Транснефть-Терминал".
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают право общества на применение ставки 0 % по НДС на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, поскольку общество оказывает транспортно-экспедиционные услуги.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года, по результатам которой составил акт от 24.09.2012 N 45453 и принял решение от 30.10.2012 N 1769 об отказе в возмещении НДС в сумме 35 150 359 рублей и решение от 30.10.2012 N 78980 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, о начислении к уплате в бюджет НДС в размере 9 117 411 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 19.12.2012 N 20-12-1308 решения налогового органа утверждены.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обжаловало решения инспекции в арбитражный суд.
Суды установили, что по договору с ОАО "Черномортранснефть" (далее - ОАО "ЧТН") от 25.02.2011 N 2 общество арендует технологический перевалочный комплекс нефтебаз "Грушовая" и "Шесхарис", предназначенный для слива из железнодорожных цистерн, хранения и сдачи нефтепродуктов на нефтеналивные суда, и используемый в целях осуществления основного вида деятельности - выполнения работ и оказания услуг по перевалке нефти и нефтепродуктов, сверхнормативному хранению груза, сохранению и улучшению качества нефти, наливу нефти на НПЗ. Общество использует оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций" (далее - Перечень N 504), а именно: пункт приема-сдачи и налива нефти, включая оборудование учета транспортируемой продукции (код ОКОФ 11 4526522); перевалочные нефтебазы, включая резервуарные парки и резервуары для приема, перевалки, хранения и смешения нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 11 4526526); отопительные производственные котельные (код ОКОФ 11 4527391); трубопроводы (код ОКОФ 12 0001110); резервуары вертикальные, стальные и железобетонные (код ОКОФ 12 0001130 и 12 2812131); сливоналивные эстакады, сливные насосные станции для нефти и нефтепродуктов (код ОКОФ 12 2811250); другое вспомогательное оборудование (запорная и регулирующая арматура, объекты электроснабжения, здания и т.д.).
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 N 901-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" (далее - Приказ N 901-э) введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая".
Пунктом 2 Приказа N 901-э общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", регистрационный номер 23.3.4.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 N 293-э в пункт 1 Приказа N 901-э внесены изменения и пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории перевалочной нефтебазы "Грушовая", г. Новороссийск, Краснодарский край".
Суды установили, что общество входит в группу компаний ОАО "АК "Транснефть"" и выполняет работы (оказывает услуги) по: разработке графика перевалки на месяц для ОАО "АК "Транснефть"", согласование его с заинтересованными сторонами; подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по железной дороге, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией "Грушевая", расстановке вагонов на путях эстакад; оформлению прибывших на железнодорожную станцию "Грушевая" вагонов-цистерн ("раскредитование"); постановке вагонов-цистерн на железнодорожные эстакады; осуществлению подготовительных работ по сливу; отбору из вагонов-цистерн/автоцистерн проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах; сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключение вагонов цистерн к сливным устройствам, открытие вагонов-цистерн на слив, заполнение сливного коллектора, контроль за состоянием оборудования, запуск насосов, оперирование запорной арматурой; сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары: диспетчеризация (управление по системе телемеханики) процесса транспортировки; оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта; контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведение замеров, слив подтоварной воды); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (контроль за состоянием оборудования); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (диспетчеризация, управление по системе телемеханики) процесса налива; осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока; определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости); планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества; смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти; определению соотношения смеси; приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО "ЧТН" в резервуары общества; диспетчеризации процесса приема; отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризация процесса; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах; оформлению документации на налитые вагоны-цистерны; отправке вагонов-цистерн на НПЗ.
Суды указали, что в проверяемом периоде общество осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных с компанией Crudex Energy International LTD (Британские Виргинские острова) (от 26.12.2011 N 3/ЭМ) на оказание услуг по перевалке мазута топочного; ООО "НефтеГазИндустрия" (от 26.12.2011 N 84/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива; ООО "Нефтегазиндустрия-Инвест" (от 26.12.2011 N 85/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива; компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт" (от 26.12.2011 N 82/ЭД) на оказание услуг по перевалке дизельного топлива; компанией с ограниченной ответственностью "Порт Юнион Ойл Экспорт" (агентские договоры от 01.04.2012 N 19, от 26.12.2911 N 61, от 20.04.2012 N 20); ОАО "ТНК-ВП Холдинг" (от 14.06.2011 N 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11) на оказание услуг по перевалке нефти. По условиям данных договоров налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда производится с причалов N 3, 6, 7, принадлежащих Новороссийскому морскому торговому порту (далее - ОАО "НМТП").
Суды установили, что общество имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Лицензия на осуществление операций по эксплуатации магистральных трубопроводов у общества отсутствует.
Суды правильно исходили из того, что налогообложение по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.
Согласно пунктам 13 и 15 статьи 4 Федерального законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта - водное пространство в границах морского порта.
В силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 N АД-226-р нефтеперевалочные базы "Грушовая" и "Шесхарис" не являются морскими терминалами и к территории Новороссийского морского порта не относятся в силу значительной территориальной отдаленности.
По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали вывод о том, что общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, что исключает его право на применение ставки 0% по НДС на основании данных норм права.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о законности решений налоговой инспекции от 30.10.2012 N 1769 и 78980.
Довод общества о том, что при рассмотрении дела судам надлежало применить положения абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению по следующим основаниям.
С указанием на несоответствие решений налоговой инспекции от 30.10.2012 N 1769 и 78980 подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса общество обжаловало ненормативные акты налоговой инспекции в арбитражный суд в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд проверяет оспариваемые акты, их соответствие закону или иному нормативному правовому акту и устанавливает, нарушают ли ненормативные акты права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения возлагается на орган, принявший этот акт.
Обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо, участвующее в деле, возложена на это лицо статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций оценивают доказательства и доводы, приведенные участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений; определяют, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены; какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу и т.д. (статьи 168 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды проверили обжалуемые обществом ненормативные акты налогового органа на соответствие их Кодексу и применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом доводов участвующих в деле лиц, совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств сделали вывод о соблюдении налоговой инспекцией налогового законодательства при принятии решений от 30.10.2012 N 1769 и 78980, а также о том, что налоговая инспекция доказала отсутствие у общества права на применение ставки 0% по НДС на основании пунктов 2.2. и 2.5 части 1 статьи 164 Кодекса по реализации операций по виду деятельности, заявленному обществом по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов".
Статьей 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг). Пунктом 1 статьи 164 Кодекса установлена ставка 0% при реализации конкретно поименованных в этом пункте видов товаров (работ, услуг).
Как видно из декларации по НДС за III квартал 2011 года, заявив о применении ставки 0 %, общество самостоятельно указало вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов".
В целях применения ставки 0 % данный вид работ (услуг) закреплен в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Именно на правильность применения ставки 0 %, основанной обществом на подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговая инспекция проверила представленную обществом декларацию по НДС за III квартал 2011 года.
Самостоятельность хозяйствующих субъектов и заявительный характер НДС предусматривают, что именно налогоплательщик располагает правом на обоснование имеющихся у него притязаний на возмещение НДС. Кодекс не предоставляет налоговому органу возможности применить нормы права, не указанные налогоплательщиком и обосновывающие право последнего на применение ставки 0% по НДС.
По смыслу статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Указав в декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 "Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов", общество совершенно определенно заявило ставку 0 % по НДС, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
При проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС за III квартал 2011 года налоговая инспекция установила отсутствие оснований для применения ставки 0 % по НДС по подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса Российской Федерации и приняла решения от 30.10.2012 N 1769 и 78980. Данные решения общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган, указав на неправильное толкование налоговой инспекцией подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Как указано в пункте 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при толковании пункта 5 статьи 101.2 Кодекса судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. При этом данные решения считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части.
В апелляционной жалобе на решения налоговой инспекции от 30.10.2012 N 1769 и 78980 общество не заявляло довод о возможности применения ставки 0% на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Этот довод общество не заявляло и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы общества являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, данную по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2014 по делу N А32-8360/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.