Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Законопроект разработан в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (далее - новые территории) и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны на указанных территориях (далее - СЭЗ).
В рамках указанного законопроекта предлагается распространить режим СЭЗ на новые территории сроком до 31 декабря 2050 г.
Согласно законопроекту СЭЗ - это территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и примыкающие внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, в пределах границ которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особый правовой режим на новых территориях включает в себя регулирование отношений в сферах градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации инвесторами проектов; особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами; применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Органами управления СЭЗ предлагается определить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган) и управляющую компанию - публично-правовую компанию "Фонд развития территорий".
Участником СЭЗ может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, соответствующие определенным законопроектом требованиям и включенные в единый реестр участников СЭЗ (далее - реестр). При этом уполномоченный федеральный орган может определить виды деятельности, осуществление которых в СЭЗ участниками не допускается.
Законопроектом определяется порядок предоставления статуса участника СЭЗ, требования к документам, прилагаемым к заявлению о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, основания для отказа в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также порядок исключения участника СЭЗ из реестра.
К инвестиционным проектам, реализуемым участниками СЭЗ, предъявляются следующие требования:
1) реализация инвестиционного проекта должна осуществляться на новых территориях;
2) осуществление инвестиций в форме капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ,
при этом:
а) объем капитальных вложений должен составлять в сумме не менее 30 миллионов рублей;
б) для субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее 3 миллионов рублей;
в) для инвестиционных проектов в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в указанной области и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок - не менее 1 миллиона рублей.
При этом капитальные вложения в размере 30 процентов общего объема должны быть осуществлены в первый год реализации инвестиционного проекта в случае если реализация такого проекта не связана с необходимостью проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства;
3) инвестиционный проект должен быть направлен на сохранение и (или) создание новых рабочих мест;
4) финансирование капитальных вложений осуществляется юридическим лицом за счет собственных и (или) привлеченных средств.
В целях обеспечения реализации инвестиционных проектов, в том числе сроков и объема осуществления капитальных вложений, положениями законопроекта предусмотрен мониторинг выполнения участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Кроме того, законопроектом регламентируется действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны, в частности применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, порядок ведения учета товаров и порядок представления отчетности в таможенный орган, предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов участником СЭЗ.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что создание свободной экономической зоны на указанных территориях будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в регионы, созданию новых рабочих мест, пополнению доходной базы региональных бюджетов.
Реализация законопроекта позволит решить комплексную задачу - создание эффективной системы привлечения частных инвесторов на новые территории, а также максимально упростить механизмы государственного регулирования и создать комфортные условия для ведения уже сложившегося бизнеса.
В то же время ряд положений законопроекта нуждается в уточнении и дополнительном обсуждении при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 законопроекта управляющей компанией СЭЗ является публично-правовая компания "Фонд развития территорий". В статье 7 законопроекта приводится исчерпывающий перечень полномочий управляющей компании.
Вместе с тем указанный перечень требуется соотнести с другими положениями законопроекта. В частности со статьей 12, согласно которой управляющая компания проводит оценку инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта, а также осуществляет рассмотрение документов, представляемых для заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 17 законопроекта при установлении в ходе мониторинга выполнения участником условий договора об условиях деятельности в СЭЗ фактов нарушения участником таких условий, договор об условиях деятельности в СЭЗ может быть расторгнут в одностороннем порядке. Однако положениями законопроекта не уточняется, какие именно нарушения могут быть основанием для расторжения таких договоров в одностороннем порядке, а также представляется целесообразным рассмотреть возможность установления механизма досудебного урегулирования такого рода споров.
Согласно части 9 статьи 19 законопроекта предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником договора об условиях деятельности в СЭЗ либо обеспечения функционирования СЭЗ, предоставляются управляющей компании в собственность или аренду в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным Кодексом Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", частью 1 статьи 21 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", частью 1 статьи 21 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ " "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", частью 1 статьи 21 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" установлено, что до 1 января 2028 г. особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами соответственно Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей.
Указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 326717-8 "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.