Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства
образования
Омской области
от 20 апреля 2023 г. N 37
"Приложение
к приказу
Министерства
образования
Омской области
от 7 апреля 2022 года N 26
Положение
о создании, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Омской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - положение о РСНМС, РСНМС) определяет цель и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в системе образования Омской области структур и форм научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года N 16 (далее - национальный проект "Образование"), Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174 (далее - ЕФС), в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Омской области.
2. Цель, задачи и принципы формирования РСНМС
2.1. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи РСНМС:
1) выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ), построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Омской области (далее - ЦНППМ);
2) обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации (далее - программы ДПО) педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
3) развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
4) разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
5) создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых технологий;
6) внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
7) создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность, профилактики "профессионального выгорания";
8) создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
9) стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций;
10) организация стажировок, в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
11) разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС, разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования, проведение мониторингов эффективности РСНМС как компонента ЕФС;
12) формирование и организация деятельности регионального методического актива.
2.3. Принципами формирования РСНМС являются:
1) соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
2) соответствие реализуемых в Омской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
3) консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура РСНМС и функциональная нагрузка субъектов РСНМС
3.1. РСНМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют:
1) Министерство образования Омской области (далее - Министерство), которое осуществляет следующие функции:
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
утверждает и направляет на согласование федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор) положение о РСНМС и комплекс мер ("дорожную карту") по функционированию и развитию РСНМС в сроки, определяемые Федеральным оператором;
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между Министерством, муниципальными органами управления образованием и бюджетным образовательным учреждением Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (далее - БОУ ДПО "ИРООО"), на базе которого создан и функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
регулирует взаимодействие образовательных организаций, разрабатывающих и реализующих программы ДПО для работников образования Омской области, и Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций, созданного в соответствии с приказом Министерства от 15 февраля 2021 года N 17 "О создании Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию работников образовательных организаций" (далее - Экспертный совет);
- обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
- обеспечивает финансирование РСНМС;
- определяет приоритетные направления для осуществления адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в ЦНППМ на основе ИОМ, разработанных с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
2) ЦНППМ, созданный и функционирующий на базе БОУ ДПО "ИРООО", который осуществляет следующие функции:
- выступает координатором РСНМС;
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- разрабатывает положение о РСНМС и направляет его в Министерство для последующего согласования Федеральным оператором;
- координирует взаимодействие всех субъектов РСНМС в достижении общих целей;
- обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта РСНМС в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб и региональных методистов;
- формирует состав кураторов и тьюторов для адресного научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе ИОМ;
- организует обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных координаторов РСНМС) в рамках трехсторонних соглашений;
- организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи научно-методическим центрам сопровождения педагогических работников;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ ДПО с использованием ИОМ работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- создает условия для осуществления адресного тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в ЦНППМ на основе ИОМ, разработанных с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- разрабатывает и внедряет различные формы поддержки и сопровождения педагогических работников, в том числе молодых педагогов до 35 лет в первые три года работы;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися;
- обеспечивает методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе в части тьюторского сопровождения программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
- организует адресную методическую поддержку (консультирование, сопровождение) педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование", а также инфраструктуры региональных инновационных площадок - инновационных комплексов в образовании (далее - РИП-ИнКО);
- осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, для обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- организует выявление и распространение эффективных практик методической работы, в том числе посредством сопровождения цифрового портала "Методический атлас Омской области";
- координирует организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
- координирует организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- координирует организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров региона;
- координирует организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
- координирует оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
- координирует организацию посткурсового сопровождения программ дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
3) БОУ ДПО "ИРООО", которое осуществляет следующие функции:
- обеспечивает разработку программ ДПО для педагогических работников образовательных организаций в соответствии с запросом, сформулированным на основе профессиональных дефицитов, выявленных ЦНППМ у педагогических работников;
- обеспечивает оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
- обеспечивает разработку программ ДПО педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования, для внесения в Федеральный реестр;
- обеспечивает посткурсовое сопровождение программ дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;
- предоставляет данные о реализуемых программах ДПО для формирования паспорта ДПО;
- участвует в работе Экспертного совета;
- осуществляет мониторинг и анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в Министерство;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников, в том числе в рамках деятельности Международного методического центра "Академия педагогического мастерства: навыки XXI века", функционирующего на базе БОУ ДПО "ИРООО";
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и общественно значимых мероприятий в сфере образования, направленных на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ в РСНМС, в том числе с использованием ресурсов РИП-ИнКО (РИП-ИнКО "StartUP общего образования", РИП-ИнКО "Успешный дошкольник", РИП-ИнКО "Школа как центр творчества и развития одаренности детей", РИП-ИнКО "Синхронизация общего и профессионального образования с учетом потребностей регионального рынка труда", РИП-ИнКО "Школа - территория воспитания", РИП-ИнКО "Образование детей особой заботы", РИП-ИнКО "Дополнительное образование детей - навигатор будущего"), Международного методического центра "Академия педагогического мастерства: навыки XXI века" и во взаимодействии с Омской региональной общественной организацией "Ассоциация педагогов и руководителей образовательных организаций "СПЕКТР" (далее - ОРОО АПРОО "СПЕКТР");
- выполняет иные задачи и функции, возложенные Министерством;
4) Экспертный совет, который осуществляет следующие функции:
- организует проведение экспертизы (независимой оценки) программ ДПО для педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций, реализуемых на территории Омской области, в целях установления соответствия указанных программ нормативным правовым актам в сфере дополнительного профессионального образования, наличия связей между компонентами программ ДПО, ее актуальности для региональной системы образования;
- формирует реестр экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы программ ДПО, и организует их подготовку в форме теоретического и практического обучения;
5) казенное учреждение Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования" (далее - КУ РИАЦ), которое осуществляет следующие функции:
- участвует в работе Экспертного совета;
- организует процедуру экспертизы программ ДПО, подготовленных к реализации на территории Омской области;
- осуществляет своевременное обновление и пополнение регионального реестра программ ДПО, размещенного на сайте КУ РИАЦ по адресу: http:obr55.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
6) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный педагогический университет" (далее - ОмГПУ) и профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по УГС 44.00.00 "Образование и педагогические науки", которые осуществляют следующие функции:
- участвуют в работе Экспертного совета;
- организуют и проводят региональные общественно значимые мероприятия, направленные на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе молодых специалистов, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими субъектами РСНМС;
- участвуют в экспертизе, разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивают сопровождение молодых специалистов, освоивших программы по УГС 44.00.00 "Образование и педагогические науки";
- предоставляют данные о реализуемых программах ДПО для формирования паспорта ДПО;
7) научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - НМЦ), созданный и функционирующий на базе ОмГПУ, который осуществляет следующие функции:
- осуществляет свою деятельность как самостоятельно по определенным Федеральным оператором направлениям, так и в формате взаимодействия с другими субъектами РСНМС;
- участвует в организации и проведении региональных общественно значимых мероприятий, направленных на непрерывное повышение педагогического мастерства, в том числе молодых специалистов (соглашение о сотрудничестве между ОмГПУ и БОУ ДПО "ИРООО" от 25 апреля 2022 года);
- разрабатывает концептуальные положения и модели опережающего профессионального развития педагогических работников;
- разрабатывает, апробирует и внедряет комплексы диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;
- разрабатывает и реализует программы ДПО по направлениям деятельности, определенным Федеральным оператором;
- разрабатывает информационно-образовательные ресурсы для осуществления непрерывного педагогического образования и повышения педагогического мастерства, в том числе по запросу ЦНППМ;
- выявляет инновационные педагогические и методические инициативы в теории и практике и адаптирует их к практической деятельности педагогических работников;
8) Региональный наставнический центр "Вместе к успеху", созданный и функционирующий на базе бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Омский педагогический колледж N 1", который осуществляет следующие функции:
обеспечивает организационную, методическую, экспертно-консультационную, информационную и просветительскую поддержку участников внедрения целевой модели наставничества;
- содействует формированию, выявлению, распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для педагогических работников;
- разрабатывает предложения по совершенствованию региональной системы внедрения целевой модели наставничества;
- осуществляет мониторинг и анализ реализации программ наставничества в образовательных организациях;
- взаимодействует со всеми субъектами РСНМС по вопросам развития института наставничества в региональной системе образования;
9) Региональные учебно-методические объединения (далее - РУМО), которые осуществляют следующие функции:
- способствуют синхронизации деятельности в процессе совместного решения актуальных задач развития РСНМС;
- вносят предложения по разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников и управленческих кадров;
10) ОРОО АПРОО "СПЕКТР" и Региональная проектная лаборатория молодых педагогов, которые осуществляют следующие функции:
- способствуют синхронизации деятельности муниципальных методических объединений в процессе совместного решения актуальных задач развития образования;
- организуют взаимодействие педагогических работников, в том числе молодых, и управленческих кадров на основе обмена опытом в различных формах (стажировки, мастер-классы, практикумы, тренинги, консультации, открытые уроки и (или) занятия, семинары и другие формы методической работы);
- содействуют развитию института наставничества по форме "педагог-педагог", в том числе среди молодых педагогов;
- оказывают помощь педагогическим работникам и управленческим кадрам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- участвуют в формировании кадрового состава РСНМС (регионального методического актива);
- являются соорганизаторами социально значимых образовательных мероприятий регионального уровня для педагогических работников и управленческих кадров (пункт 2.1 соглашения о сотрудничестве между БОУ ДПО "ИРООО" и ОРОО АПРОО "СПЕКТР" от 10 ноября 2020 года);
11) региональный методический актив, который осуществляет следующие функции:
- осуществляет методическое сопровождение педагогических работников в рамках реализации программ ДПО;
- участвует в реализации практической части программ ДПО, в том числе в формате стажировки;
- осуществляет тьюторское сопровождение ИОМ в ЦНППМ;
- участвует в выявлении профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- формирует, сопровождает и реализует ИОМ непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- участвует в организации взаимопомощи, взаимодействия и взаимообучения на всех уровнях системы образования;
- осуществляет методическую помощь педагогическим работникам и управленческим кадрам образовательных организаций, в том числе школ с низкими образовательными результатами обучающихся;
- участвует в проведении региональных общественно значимых мероприятий, направленных на непрерывное повышение педагогического мастерства, в том числе молодых педагогов;
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют:
1) органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - МОУО), которые осуществляют следующие функции:
- организуют работу муниципальной методической службы по:
обеспечению фасилитации переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставлению в ЦНППМ информации о муниципальной системе дополнительного профессионального образования для паспорта РСНМС;
обеспечению изучения запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
проведению семинаров, мастер-классов, стажировок для освоения педагогическими работниками организаций компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства;
- координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
- участвуют в формировании кадрового состава РСНМС (регионального методического актива);
- обеспечивают условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
- обеспечивают проведение муниципальных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров и их участие в региональных мероприятиях (в том числе в конкурсах профессионального мастерства);
- представляют оперативную аналитическую информации по запросам в рамках реализации трехсторонних соглашений между Министерством, МОУО и БОУ ДПО "ИРООО";
- осуществляют мониторинг показателей эффективности функционирования РСНМС;
- обеспечивают достижение значений показателей эффективности функционирования РСНМС, соответствующих значениям показателей, определенным муниципальному образованию Омской области;
2) муниципальные методические службы муниципальных образований Омской области (далее - ММС), которые осуществляют следующие функции:
- обеспечивают фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставляют в ЦНППМ информацию о муниципальной системе дополнительного профессионального образования для паспорта РСНМС;
- обеспечивают изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координируют методическую работу и формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
- участвуют в формировании кадрового состава РСНМС (методического актива) и резерва региональных методистов (муниципального методического актива);
3) муниципальные методические объединения, которые осуществляют следующие функции:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников, в том числе молодых, к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
- оказывают практической помощь педагогическим работникам;
- содействуют переносу приобретенных в ходе освоения ИОМ компетенций в реальную педагогическую практику (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- участвуют в формировании резерва региональных методистов (муниципального методического актива).
3.4. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют:
1) методический (научно-методический) совет образовательной организации, который осуществляет следующие функции:
- взаимодействует с ММС и ЩШПМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с ИОМ на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- разрабатывает совместно с региональным методистом вариативную часть ИОМ педагогических работников;
- оказывает методическую поддержку педагогическим работникам в реализации ИОМ в различных формах (стажировки, мастер-классы, консультации, практикумы, тренинги, открытые уроки и (или) занятия), в том числе в рамках реализации программы наставничества;
- организует взаимодействие и взаимообучение педагогических работников на уровне образовательной организации;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- сопровождает профессиональное становление педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства, в том числе в рамках реализации ИОМ;
- разрабатывает учебные, научно-методические и дидактические материалы в целях методического обеспечения процессов обучения и воспитания;
- содействует выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- апробирует, внедряет и анализирует эффективное методическое обеспечение образовательного процесса;
- организует взаимодействие с другими субъектами РСНМС с целью обмена опытом и передовыми технологиями;
2) методические объединения, профессиональные педагогические сообщества, которые осуществляют следующие функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы, в том числе в результате реализации ИОМ;
- участвуют в выявлении, изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта;
- способствуют повышению качества проведения занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
3) "Пары" педагогических работников, объединенных по различным критериям: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, - учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и другие, которые осуществляют функции "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализующие программы наставничества.
4. Основные механизмы функционирования РСНМС
4.1. Основными механизмами функционирования РСНМС являются:
1) оптимизация расходования средств областного бюджета на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ;
2) ведение паспорта РСНМС;
3) формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором;
4) обеспечение Федерального реестра программами ДПО педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
5) наделение регионального ЦНППМ полномочиями по формированию ИОМ повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и обобщению информации об имеющихся в Омской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта РСНМС;
6) применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором, на этапе формирования ИОМ педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО;
7) использование цифровой экосистемы ДПО для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования Омской области;
8) реализация комплекса мер ("дорожной карты") по функционированию и развитию РСНМС.
5. Механизмы взаимодействия субъектов РСНМС
5.1. Основные направления взаимодействия субъектов РСНМС:
1) управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- стратегическое планирование и организация ключевых процессов и мероприятий РСНМС;
- координация взаимодействия субъектов РСНМС;
- координация деятельности региональных методистов;
- оценка эффективности РСНМС в целом и отдельных субъектов РСНМС;
2) непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- диагностика профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами ИОМ непрерывного повышения профессионального мастерства;
- совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
- реализация программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
- внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
3) содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования.
5.2. Механизмы взаимодействия субъектов РСНМС в рамках реализации основных направлений:
1) механизмы взаимодействия субъектов РСНМС в рамках направления "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров":
- концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
- соглашения, договоры о взаимодействии;
- семинары-совещания, вебинары;
- мониторинговые исследования.
2) механизмы взаимодействия субъектов РСНМС в рамках направления "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров":
- программы ДПО из Федерального реестра;
- программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
- программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
- иные мероприятия, в том числе в формате "горизонтального обучения" в рамках ИОМ педагогических работников и управленческих кадров;
- процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и ИТ-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- единый федеральный портал дополнительного профессионального образования;
- региональный реестр программ ДПО.
3) механизмы взаимодействия субъектов РСНМС в рамках направления "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования":
- комплекс типовой организационно-методической документации;
- методические рекомендации, указания по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов РСНМС;
- научно-методические разработки;
- инновационные проекты (площадки);
- научно-практические конференции, форумы.
5.3. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
1) цифровая экосистема ДПО;
2) общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия, в том числе областной форум работников системы образования Омской области "Национальный проект "Образование: шаг в будущее", областной педагогический марафон, конкурсы профессионального мастерства, в том числе конкурс методических практик образовательных организаций "Школа в школе", "Наставник + молодой педагог = команда", "Дебют");
3) онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах, в том числе на официальных сайтах Министерства, БОУ ДПО "ИРООО", ЦНППМ, медийный проект "ТВ ЦНППМ", "Тьюторский клуб", "Онлайн-школа ИРООО");
4) цифровые порталы, аккумулирующие эффективные педагогические, управленческие, методические практики, "Методический атлас Омской области", Региональный банк лучших практик;
5) заключение соглашений между субъектами РСНМС.
6. Показатели эффективности функционирования РСНМС
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального педагогического образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Омской области.
6.2. Показатели эффективности функционирования РСНМС:
1) доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦШ И1М;
2) доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ;
3) доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ;
4) доля управленческих команд образовательных организаций, повысивших свою квалификацию по вопросам эффективности управления качеством образования;
5) доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы;
6) доля программ ДПО, размещенных в Федеральном реестре, в общем количестве программ ДПО, реализуемых организациями дополнительного профессионального образования;
7) доля образовательных организаций, реализующих целевую модель наставничества педагогических работников;
8) количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения.
6.3. Методы сбора информации и инструменты оценки:
1) данные мониторинга;
2) данные официальной статистики;
3) данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
4) данные официальных сайтов Министерства, БОУ ДПО "ИРООО", Регионального наставнического центра "Вместе к успеху", ОРОО АПРОО "СПЕКТР", КУ РИАЦ, МОУО, ММС (при наличии), образовательных организаций, расположенных на территории Омской области;
5) изучение нормативных правовых актов Министерства, БОУ ДПО "ИРООО", МОУО, ММС, образовательных организаций, расположенных на территории Омской области.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторинга проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Омской области от 20 апреля 2023 г. N 37 "О внесении изменения в приказ Министерства образования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.