Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XIII. Сценарии и риски реализации Стратегии
За основу долгосрочного прогнозирования динамики развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области до 2030 года приняты среднесрочный и долгосрочный прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Омской области.
На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также социально-экономические условия и особенности Омской области.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Омской области на период до 2036 года ожидается, что сохранится тренд на снижение уровня безработицы и увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста.
Тенденции социально-экономического развития должны способствовать повышению спроса на строительные услуги, платежеспособного спроса на жилье, снижению доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения и повышению собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги.
Значительное влияние на развитие строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной поддержке населения. Вопросы стоимости и доступности жилья, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.
Основными эффектами, ожидаемыми по итогам реализации мероприятий Стратегии, являются:
1) социальные эффекты:
- улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности жилья, развития жилищно-коммунальной сферы;
- повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;
- повышение качества коммунальных услуг за счет модернизации коммунальной инфраструктуры, снижения потерь и ограничений в предоставлении коммунальных ресурсов, вызванных аварийными инцидентами, и привлечения внебюджетных источников финансирования в объекты коммунальной инфраструктуры;
- повышение уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями и предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе за счет повышения качества услуг, приведения в нормативное состояние объектов жилищного фонда, повышения конкурентоспособности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
2) экономические эффекты:
- повышение конкурентоспособности строительной отрасли за счет сокращения инвестиционно-строительного цикла;
- рост объемов работ за счет снятия ограничений по обеспечению необходимой инфраструктурой объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов в различных сферах региональной экономики путем создания (модернизации) объектов инфраструктуры;
- сокращение сроков и затрат инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства за счет сокращения административных барьеров, повышения уровня "цифровой зрелости" участников градостроительной деятельности, повышения производительности труда, оперативного внедрения новых технологий;
- повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;
- снижение административной нагрузки;
- повышение оперативности и эффективности управленческих решений на всех уровнях;
- повышение эффективности капитальных вложений;
- увеличение спроса на продукцию отечественного машиностроения, обрабатывающих производств в рамках импортозамещения и локализации производства строительных материалов, оборудования для нужд отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Омской области;
- увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и поступлений во внебюджетные фонды за счет увеличения объемов прибыли организаций.
Кроме того, реализация мероприятий Стратегии не только будет способствовать улучшению жилищных условий граждан, развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но и окажет мультипликативный эффект на смежные секторы экономики и социальную сферу.
К макроэкономическим рискам, влияющим на развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, и, как следствие, на реализацию Стратегии и достижение ее основных результатов, можно отнести:
1) финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий для реализации градостроительной политики и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
2) отставание проектирования и строительства объектов социальной сферы от строительства жилья;
3) недостаточное внимание муниципальных образований к обеспечению площадок жилищного и социального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой;
4) низкие темпы экономического роста или спад экономики;
5) рыночные риски, связанные с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса;
6) демографические риски, сопряженные с динамикой роста населения региона, продолжением оттока населения из региона;
7) инфляционные риски, влияющие на снижение рентабельности бизнеса;
8) регуляторные риски, связанные с необходимостью внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;
9) кадровые вопросы органов архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства местного самоуправления;
10) риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, которые оказывают влияние на доступность заемного финансирования и ипотечных продуктов;
11) риски нехватки ресурсов для финансирования строительства жилья. Такие риски могут возникнуть в случае, если потребности в проектном финансировании долевого строительства жилья и ипотечном кредитовании участников долевого строительства существенно превысят возможности банковской системы, определяющиеся перспективной динамикой совокупных активов и собственных средств банковской системы;
12) технологические риски, связанные с ограничением поставок, сокращением (прекращением) деятельности на российском рынке иностранных компаний - поставщиков строительных материалов, машин, оборудования, включая оборудование, используемое при производстве строительных ресурсов, а также иностранных IT-компаний, обеспечивающих поставку, эксплуатацию и техническую поддержку оборудования, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для всех этапов жизненного цикла объектов капитального строительства и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
13) риск существенного отклонения фактических значений макроэкономических показателей в период реализации Стратегии от значений, предусмотренных среднесрочным и долгосрочным макроэкономическими прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Омской области. Реализация этого риска окажет влияние на отклонение фактических показателей Стратегии от целевых.
С февраля 2022 года наблюдаются существенные изменения экономических условий: ухудшение рыночной конъюнктуры, высокая волатильность на финансовом рынке и колебания курса национальной валюты, вызванные в том числе внешнеполитическими обстоятельствами. Существенное влияние оказывают торговые, транспортные и технологические ограничения, вызванные введением санкций.
Следствиями указанных обстоятельств являются дефицит строительных ресурсов и оборудования импортного производства, существенный рост стоимости ресурсов (в том числе строительных материалов, топлива), дефицит кадров, нарушение логистических цепочек.
В сложившихся обстоятельствах, а также при возникновении аналогичных факторов в период реализации Стратегии возрастают риски сокращения объемов нового строительства, снижения финансовой устойчивости строительных организаций и организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства, неисполнения инвестиционных и производственных программ.
К первой группе вызовов относятся:
1) сокращение спроса на жилье;
2) снижение объемов частных инвестиций в жилищное строительство в связи с падением реальных располагаемых доходов населения и общим спадом экономики.
Предусмотрены следующие мероприятия:
1) реализация льготных ипотечных программ;
2) распространение льготных ипотечных программ на строительство объектов индивидуального жилищного строительства собственными силами граждан.
Результатом осуществления указанных мероприятий является отсутствие существенного снижения спроса и объема частных инвестиций в жилищное строительство за счет своевременных мер поддержки.
Ко второй группе вызовов относятся:
1) замедление темпов и сокращение объемов жилищного строительства;
2) снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное в том числе ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
1) реализация программ поддержки жилищного строительства, в том числе программы поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства, программы стимулирования жилищного строительства;
2) запуск 5-летней программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
3) переориентация импорта строительных материалов, строительных машин, оборудования;
4) формирование новых логистических цепочек поставок, транспортных коридоров;
5) импортозамещение строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного и технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей для строительных машин и оборудования.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
1) недопущение замедления темпов и сокращения объемов жилищного строительства, а также снижения темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры;
2) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организаций строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
К третьей группе вызовов относится снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное в том числе ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
1) оказание содействия органам местного самоуправления в строительстве, модернизации, ремонте объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 264-п;
2) участие в федеральной программе модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы.
Результатом осуществления указанных мероприятий является недопущение снижения темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры.
Кадровые и управленческие риски включают:
1) отставание квалификаций кадров от потребителей отрасли и возможностей, которые могут возникнуть вследствие опережающего развития нормативной правовой базы;
2) дефицит кадров в отраслевой науке, низкая техническая оснащенность, слабое финансирование отраслевых научных институтов;
3) дефицит квалифицированных кадров в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, у заказчиков и эксплуатирующих организаций;
4) недостаточная компьютерная грамотность участников градостроительных отношений;
5) отсутствие единых стандартов требований, методов оценки компетенций специалистов;
6) влияние технологических изменений в строительстве и миграционных процессов всех видов на отраслевой рынок труда.
Градостроительные риски и риски, связанные с территориальным планированием, включают:
1) высокий уровень износа основных городских систем жизнеобеспечения (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, общественная, социальная инфраструктура и иное), что может стать существенным ограничением для ускорения темпов роста строительства;
2) несогласованность и отсутствие обоснованности в документах территориального планирования и документах градостроительного зонирования.
Существенные риски в области обеспечения строительными материалами в настоящее время связаны не с их производством, а с ограничениями или высокой стоимостью транспортировки - ростом железнодорожных тарифов, аренды или стоимости подвижного состава, услуг автоперевозок. Рост стоимости доставки строительных материалов существенно превышает рост стоимости самой продукции.
Другая группа рисков связана со средствами производства строительных материалов. В настоящее время создаваемые и модернизируемые мощности по выпуску строительных материалов, а также средства автоматизации и контроля, используемые на новых предприятиях отрасли, произведены за рубежом. Только в производстве железобетона до 70% оборудования производится на территории Российской Федерации. Таким образом, одним из ключевых приоритетов развития рынка строительных материалов выступает снижение технологической зависимости от средств производства иностранного происхождения.
Рисковый сценарий реализации Стратегии предполагает сохранение с учетом инфляции текущего уровня финансового обеспечения строительной отрасли, доступность строительных и трудовых ресурсов, увеличение спроса на жилищное строительство, положительную динамику жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства.
В части развития жилищно-коммунального хозяйства рассматриваемый сценарий предусматривает комплексную реализацию мероприятий по модернизации объектов жилищного фонда, коммунальных систем, ликвидации накопленного износа и аварийного состояния объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, а также достижение высокого уровня качества и технологической доступности коммунальных и жилищных услуг.
Базовый сценарий реализации Стратегии предусматривает опережающий рост спроса и динамики жилищного, промышленного и инфраструктурного строительства, повышение уровня конкурентоспособности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, улучшение макроэкономического климата, рост реальных располагаемых доходов населения и демографических показателей.
Сценарий предполагает:
1) восстановление процессов снабжения строительными ресурсами, в том числе за счет оперативной переориентации импорта, запуска процессов импортозамещения и локализации производств;
2) выделение дополнительных средств на программы поддержки застройщиков, в том числе проблемных объектов;
3) программы льготного ипотечного кредитования;
4) увеличение финансирования программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
5) увеличение объемов жилищного строительства;
6) повышение спроса на продукцию;
7) увеличение объемов привлеченных инвестиций;
8) ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей;
9) повышение эффективности и результативности проводимых фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с потребностями отраслей;
10) формирование системы непрерывного образования, учитывающей требования профессиональных стандартов и квалификационные требования, а также актуальные потребности рынка труда в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве;
11) создание системы непрерывного повышения квалификации преподавателей высшей школы;
12) организацию системы контроля качества образовательных услуг с привлечением ведущих отраслевых общественных объединений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.