Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XIII. Сценарии и риски реализации Стратегии
За основу долгосрочного прогнозирования динамики развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области до 2030 года приняты среднесрочный и долгосрочный прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Омской области.
На реализацию целей и задач Стратегии будут влиять параметры макроэкономической конъюнктуры, социальные и политические факторы, а также социально-экономические условия и особенности Омской области.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Омской области на период до 2036 года ожидается, что сохранится тренд на снижение уровня безработицы и увеличение реальных доходов населения за счет ускорения темпов экономического роста.
Тенденции социально-экономического развития должны способствовать повышению спроса на строительные услуги, платежеспособного спроса на жилье, снижению доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в потребительских расходах населения и повышению собираемости платы за жилищно-коммунальные услуги.
Значительное влияние на развитие строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства оказывают социальные факторы, включая задачи по социальной поддержке населения. Вопросы стоимости и доступности жилья, социальной инфраструктуры и жилищно-коммунальных услуг сохраняют свою значимость для населения и будут актуальны в долгосрочной перспективе.
Основными эффектами, ожидаемыми по итогам реализации мероприятий Стратегии, являются:
1) социальные эффекты:
- улучшение жилищных условий граждан за счет повышения доступности жилья, развития жилищно-коммунальной сферы;
- повышение комфортности городской среды за счет создания благоустроенных общественных пространств, благоустройства дворовых территорий;
- повышение качества коммунальных услуг за счет модернизации коммунальной инфраструктуры, снижения потерь и ограничений в предоставлении коммунальных ресурсов, вызванных аварийными инцидентами, и привлечения внебюджетных источников финансирования в объекты коммунальной инфраструктуры;
- повышение уровня удовлетворенности граждан жилищными условиями и предоставляемыми жилищно-коммунальными услугами, в том числе за счет повышения качества услуг, приведения в нормативное состояние объектов жилищного фонда, повышения конкурентоспособности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
2) экономические эффекты:
- повышение конкурентоспособности строительной отрасли за счет сокращения инвестиционно-строительного цикла;
- рост объемов работ за счет снятия ограничений по обеспечению необходимой инфраструктурой объектов в рамках реализации новых инвестиционных проектов в различных сферах региональной экономики путем создания (модернизации) объектов инфраструктуры;
- сокращение сроков и затрат инвестиционно-строительного цикла объектов капитального строительства за счет сокращения административных барьеров, повышения уровня "цифровой зрелости" участников градостроительной деятельности, повышения производительности труда, оперативного внедрения новых технологий;
- повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;
- снижение административной нагрузки;
- повышение оперативности и эффективности управленческих решений на всех уровнях;
- повышение эффективности капитальных вложений;
- увеличение спроса на продукцию отечественного машиностроения, обрабатывающих производств в рамках импортозамещения и локализации производства строительных материалов, оборудования для нужд отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Омской области;
- увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и поступлений во внебюджетные фонды за счет увеличения объемов прибыли организаций.
Кроме того, реализация мероприятий Стратегии не только будет способствовать улучшению жилищных условий граждан, развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но и окажет мультипликативный эффект на смежные секторы экономики и социальную сферу.
К макроэкономическим рискам, влияющим на развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, и, как следствие, на реализацию Стратегии и достижение ее основных результатов, можно отнести:
1) финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий для реализации градостроительной политики и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
2) отставание проектирования и строительства объектов социальной сферы от строительства жилья;
3) недостаточное внимание муниципальных образований к обеспечению площадок жилищного и социального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой;
4) низкие темпы экономического роста или спад экономики;
5) рыночные риски, связанные с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса;
6) демографические риски, сопряженные с динамикой роста населения региона, продолжением оттока населения из региона;
7) инфляционные риски, влияющие на снижение рентабельности бизнеса;
8) регуляторные риски, связанные с необходимостью внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;
9) кадровые вопросы органов архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства местного самоуправления;
10) риски, связанные с неблагоприятной динамикой процентных ставок в экономике, которые оказывают влияние на доступность заемного финансирования и ипотечных продуктов;
11) риски нехватки ресурсов для финансирования строительства жилья. Такие риски могут возникнуть в случае, если потребности в проектном финансировании долевого строительства жилья и ипотечном кредитовании участников долевого строительства существенно превысят возможности банковской системы, определяющиеся перспективной динамикой совокупных активов и собственных средств банковской системы;
12) технологические риски, связанные с ограничением поставок, сокращением (прекращением) деятельности на российском рынке иностранных компаний - поставщиков строительных материалов, машин, оборудования, включая оборудование, используемое при производстве строительных ресурсов, а также иностранных IT-компаний, обеспечивающих поставку, эксплуатацию и техническую поддержку оборудования, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения для всех этапов жизненного цикла объектов капитального строительства и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
13) риск существенного отклонения фактических значений макроэкономических показателей в период реализации Стратегии от значений, предусмотренных среднесрочным и долгосрочным макроэкономическими прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации и Правительства Омской области. Реализация этого риска окажет влияние на отклонение фактических показателей Стратегии от целевых.
С февраля 2022 года наблюдаются существенные изменения экономических условий: ухудшение рыночной конъюнктуры, высокая волатильность на финансовом рынке и колебания курса национальной валюты, вызванные в том числе внешнеполитическими обстоятельствами. Существенное влияние оказывают торговые, транспортные и технологические ограничения, вызванные введением санкций.
Следствиями указанных обстоятельств являются дефицит строительных ресурсов и оборудования импортного производства, существенный рост стоимости ресурсов (в том числе строительных материалов, топлива), дефицит кадров, нарушение логистических цепочек.
В сложившихся обстоятельствах, а также при возникновении аналогичных факторов в период реализации Стратегии возрастают риски сокращения объемов нового строительства, снижения финансовой устойчивости строительных организаций и организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства, неисполнения инвестиционных и производственных программ.
К первой группе вызовов относятся:
1) сокращение спроса на жилье;
2) снижение объемов частных инвестиций в жилищное строительство в связи с падением реальных располагаемых доходов населения и общим спадом экономики.
Предусмотрены следующие мероприятия:
1) реализация льготных ипотечных программ;
2) распространение льготных ипотечных программ на строительство объектов индивидуального жилищного строительства собственными силами граждан.
Результатом осуществления указанных мероприятий является отсутствие существенного снижения спроса и объема частных инвестиций в жилищное строительство за счет своевременных мер поддержки.
Ко второй группе вызовов относятся:
1) замедление темпов и сокращение объемов жилищного строительства;
2) снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное в том числе ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
1) реализация программ поддержки жилищного строительства, в том числе программы поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства, программы стимулирования жилищного строительства;
2) запуск 5-летней программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
3) переориентация импорта строительных материалов, строительных машин, оборудования;
4) формирование новых логистических цепочек поставок, транспортных коридоров;
5) импортозамещение строительных материалов, изделий, конструкций, инженерного и технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей для строительных машин и оборудования.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
1) недопущение замедления темпов и сокращения объемов жилищного строительства, а также снижения темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры;
2) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организаций строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
К третьей группе вызовов относится снижение темпов обновления систем коммунальной инфраструктуры, вызванное в том числе ростом стоимости строительных материалов и услуг в связи с введенными ограничениями.
Предусмотрены следующие мероприятия:
1) оказание содействия органам местного самоуправления в строительстве, модернизации, ремонте объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 264-п;
2) участие в федеральной программе модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы.
Результатом осуществления указанных мероприятий является недопущение снижения темпов обновления систем коммунальной инф
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.