Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Профессиональная трансформация
По состоянию на 31 декабря 2022 года в строительной отрасли Омской области занято 30 583 человека, в сфере промышленности строительных материалов - 3499 человек.
Достижение основных целей Стратегии невозможно без соответствующего кадрового обеспечения строительной отрасли Омской области.
Существующая ситуация с трудовыми ресурсами (их дисбаланс) не позволяет наполнить рынок труда необходимым количеством работников соответствующих профессий и нужной квалификации.
Социально-экономическим показателем, характеризующим кадровый потенциал строительного комплекса, является численность работников отрасли. Данный показатель в период с 2015 по 2018 год ежегодно снижался: в 2015 году он составил 40 635 человек, в 2016 году - 35 941 человек, в 2017 году - 33 564 человека, в 2018 году - 28 330 человек, в 2019 году отмечен незначительный рост - 29 923 человека. Однако в 2020 году количество работающих в отрасли резко сократилось и составило 27 509 человек. Это самый низкий показатель за последние 20 лет. С 2021 года наметилась тенденция незначительного роста - 28 127 человек.
В условиях современного строительства, основанного на применении новых материалов и передовых технологий, предприятия и организации строительного комплекса должны располагать высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, уровень подготовки которых должен соответствовать современным требованиям.
Подготовку кадров по программам высшего образования для строительной отрасли на территории Омской области осуществляют 3 федеральных государственных образовательных учреждения высшего образования: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный технический университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)" (далее - университет СибАДИ), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина".
Подготовка для отрасли ведется в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (далее - УГСН) 08.00.00 "Техника и технологии строительства", 07.00.00 "Архитектура" и 21.00.00 "Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия".
В 2022/2023 учебном году контингент обучающихся по программам высшего образования по указанным УГСН составляет 4714 человек, из них 1956 человек обучаются на очной форме, 993 человека обучаются на очно-заочной форме и 1765 - человек на заочной форме обучения.
Из общего количества обучающихся по программам высшего образования по указанным УГСН по программам бакалавриата обучаются 3688 человек, по программам магистратуры обучается 671 человек, по программам специалитета обучаются 355 человек.
Прием на обучение по программам высшего образования в 2022 году составил 1377 человек, из них 683 человека на места в рамках контрольных цифр приема. Выпуск в 2022 году составил 731 человек.
Подготовку кадров по программам среднего профессионального образования для строительной отрасли на территории Омской области осуществляют 10 образовательных учреждений (бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области (далее - БПОУ Омской области) "Омский колледж профессиональных технологий", БПОУ Омской области "Омский колледж отраслевых технологий строительства и транспорта", БПОУ Омской области "Омский колледж транспортного строительства", БПОУ Омской области "Омский промышленно-экономический колледж", БПОУ Омской области "Омский строительный колледж", БПОУ Омской области "Омский техникум строительства и лесного хозяйства", БПОУ Омской области "Сибирский профессиональный колледж", БПОУ Омской области "Омский монтажный техникум", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный университет путей сообщения").
Контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования по указанным УГСН составляет 4481 человек, из них 3673 человека обучаются на очной форме, 33 человека обучаются на очно-заочной форме и 775 человек - на заочной форме обучения.
Из общего количества обучающихся по программам среднего профессионального образования по указанным УГСН по программам подготовки специалистов среднего звена обучается 4051 человек, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучаются 430 человек.
Прием на обучение по программам среднего профессионального образования в 2022 году составил 1296 человек, из них 148 человек на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и 846 человек на места, финансируемые за счет средств бюджета Омской области. Выпуск в 2022 году составил 698 человек.
Учебные планы и рабочие программы образовательные организации согласовывают с работодателями с учетом специфики предприятий.
В целях совершенствования механизма взаимодействия между рынком труда, системой образования и работодателями в качестве экспертов на площадках проведения демонстрационного экзамена (далее - ДЭ) присутствуют представители работодателей, прошедших обучение в Академии Ворлдскиллс и имеющие свидетельство о праве оценки выполнения заданий ДЭ.
Эта форма экзамена предполагает:
1) моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
2) независимую экспертную оценку выполнения заданий ДЭ, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
3) определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы строительной направленности, обновлена материально-техническая база. Создано:
- 8 центров проведения ДЭ на базе 5 профессиональных образовательных организаций по компетенциям: "Кирпичная кладка", "Сантехника и отопление", "Геопространственные технологии", "Электромонтаж", "Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома";
- 2 мастерских на базе БПОУ Омской области "Омский строительный колледж" по направлению "Строительство" по компетенциям: "Геопространственные технологии", "Технологии информационного моделирования BIM".
Созданная инфраструктура позволяет осуществлять подготовку кадров под потребности работодателей строительной отрасли по специально разработанным программам профессионального обучения, дополнительного профессионального образования.
Адресным механизмом обеспечения квалифицированными кадрами строительной отрасли Омской области является целевое обучение.
Заинтересованные работодатели, имеющие потребность в специалистах соответствующего профиля, могут выступать заказчиками целевого обучения, заключая договоры о целевом обучении с абитуриентами и со студентами старших курсов, обучающимися по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования.
В рамках мониторинга синхронизации системы подготовки кадров и кадровых потребностей экономики Омской области было выявлено, что показатель "удельный вес образовательных организаций среднего профессионального образования, в которых имеются преподаватели с предприятия-работодателя" составляет 14,75% (максимальное значение по Российской Федерации - 100%). Это крайне низкий показатель для региона с учетом того, что качество подготовки выпускников во многом зависит от того, участвуют ли представители предприятий в преподавании профессиональных дисциплин и модулей, руководстве курсовыми и дипломными проектами выпускников, проведении государственной итоговой аттестации.
Низкими являются показатели:
1) отражающие участие работодателей в создании материально-технической базы образовательных организаций (безвозмездная передача оборудования, совместное создание учебно-производственных мастерских), - 10,96% (максимальный балл 56,82%);
2) удельного веса студентов, заключивших договор о целевом обучении, - 0,72% (максимальный показатель по Российской Федерации - 1,48%).
С учетом сложившейся ситуации взаимодействия системы образования и работодателей предлагается:
1) увеличить количество экспертов из числа работодателей, принимающих участие в оценке выполнения заданий ДЭ;
2) принимать непосредственное участие в обновлении инфраструктуры образовательных организаций, в том числе предоставлении оборудования и расходных материалов для проведения ДЭ;
3) заключать договоры о целевом обучении со студентами во время обучения для обеспечения кадрами строительной отрасли Омской области.
Вместе с тем наблюдается дефицит квалифицированных инженеров-конструкторов, проектировщиков, руководителей среднего звена строительного комплекса: мастеров, прорабов, начальников участков, руководителей проектов строительства.
Причин этому несколько.
Во-первых, возрастной аспект. Имеет место старение квалифицированных кадров наряду с низким уровнем пополнения отрасли молодыми специалистами.
Во-вторых, снижение престижа профессии строителя, что приводит к оттоку квалифицированных кадров из отрасли.
Третья причина дефицита квалифицированных кадров - активная миграция рабочих и специалистов строительных специальностей в северные регионы, где уровень заработной платы за аналогичный труд значительно выше.
В настоящее время существенно возросла потребность в компетенциях в области создания, внедрения и поддержки решений, основанных на информационных и интеллектуальных технологиях. Готовность специалистов строительной отрасли к эффективной работе в цифровой информационной среде с использованием сквозных технологий информационного моделирования, навыки и знания в области генерации и использования высокотехнологичных цифровых решений становятся одними из ключевых требований отраслевой профессиональной компетенции.
Вызовами являются:
1) недостаточное взаимодействие между организациями реального сектора экономики с научными и образовательными организациями;
2) несоответствие в полной мере требованиям, предъявляемым к персоналу в контексте развития технологий строительного производства, профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов.
Задачами являются:
1) приведение профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов в соответствие с запросами строительной отрасли;
2) формирование управленческого кадрового резерва строительной отрасли (для предприятий и государственных организаций строительной отрасли);
3) развитие схем и форматов подготовки кадров по программам дополнительного профессионального образования (краткосрочного обучения и переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки) с учетом перехода строительной отрасли на технологии, повышающие производительность труда, цифровые технологии и обновленных требований к инвестиционно-строительному циклу;
4) повышение престижности строительных профессий, создание условий для вовлечения молодежи в трудовую деятельность в сфере строительства;
5) совершенствование системы привлечения трудовых мигрантов для компенсации дефицита кадров в отрасли, включая организацию системного отбора трудовых мигрантов, обладающих востребованными компетенциями.
Для преодоления перечисленных вызовов и выполнения поставленных задач запланированы следующие мероприятия:
1) разработка рекомендаций к профильным образовательным программам, определение списка приоритетных строительных профессий на постоянной основе;
2) синхронизация существующих инструментов государственной поддержки развития образования и кадрового обеспечения с потребностями строительной отрасли;
3) проведение мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных заказчиков с учетом перехода отрасли на цифровые технологии;
4) ежегодный прогноз потребности в кадрах для строительной отрасли Омской области;
5) внедрение стандартов, обеспечивающих современные и комфортные условия осуществления деятельности строителей, соответствующих нормативным требованиям, а также цифровых методов контроля на объектах капитального строительства.
Результатом осуществления указанных мероприятий является обеспечение соответствия профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов потребностям строительной отрасли Омской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.