Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры
Повышение качества жизни граждан, удовлетворение растущих потребностей населения и бизнеса, укрепление территориальной целостности и обеспечение доступности территорий существенно зависят не только от развития транспортной инфраструктуры, но и от формирования устойчивых сбалансированных систем транспортного обслуживания населения.
С ростом количества личных автомобилей в городах мобильность населения снижается. Очевидным решением данной проблемы является развитие общественного транспорта, повышение качества транспортного обслуживания населения в городах. Необходима синхронизация мероприятий по развитию общественного транспорта и обеспечивающей инфраструктуры с жилищным строительством и развитием территорий.
Транспорт является одной из ключевых системообразующих инфраструктурных отраслей, непосредственно влияющих на качество жизни населения. Активизация пассажирских и грузовых перевозок требует совершенствования и развития сети автомобильных дорог, обновления состава транспортных средств.
Для развития транспортной инфраструктуры последние 10 лет осуществлялась постоянная работа по ряду направлений.
Финансирование дорожного хозяйства увеличилось в 7 раз, а протяженность построенных и отремонтированных дорог выросла в 4 раза.
Благодаря реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" начался полномасштабный ремонт автомобильных дорог. В 2017, 2018 годах на ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, местного значения в рамках проекта направлено по 2 млрд. рублей. В результате отремонтировано в 2017 году 73,8 километра, в 2018 году 77,05 километра автомобильных дорог.
В рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" с 2019 года отремонтировано 615,4 километра автомобильных дорог. На эти цели направлено более 14,6 млрд. рублей.
В приоритетном порядке обеспечен круглогодичный безопасный проезд транспорта по основным направлениям. В первую очередь приводится в нормативное состояние опорная сеть автомобильных дорог регионального значения Омской области, имеющая наиболее важное социально-экономическое значение для региона и высокую интенсивность движения, в том числе: Омск - Муромцево - Седельниково, Омск - Тара, Омск - Красноярка, Омск - Одесское - граница Республики Казахстан, Бакбасар - Азово - Шербакуль - Полтавка, Называевск - Тюкалинск, Тюкалинск - Большие Уки, Марьяновка - Шербакуль, Сыропятское - Кормиловка - Калачинск, Омск - Русская Поляна.
Кроме того, введено в эксплуатацию более 260 километров автомобильных дорог, построено 9 мостовых сооружений на территории г. Омска и Омской области, в числе которых наиболее значимые объекты:
- строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская в г. Омске (1,816 километра / 269,4 п. метра);
- капитальный ремонт моста "Юбилейный" через р. Омь в г. Омске (118 п. метров);
- строительство автомобильной дороги Омск - Русская Поляна, участок с. Милоградовка - с. Алабота в Русско-Полянском и Павлоградском муниципальных районах Омской области (15,79 километра);
- строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б-р Архитекторов до ул. Перелета.
Завершен ввод систем весогабаритного контроля на основных направлениях, что препятствует движению грузового транспорта с перегрузом и защищает дороги от интенсивных преждевременных разрушений.
Целевыми показателями к 2030 году являются:
1) доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным показателям, - 85% (по итогам 2021 года - 78,7%);
2) количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек на 100 тыс. населения - 3,5% (по итогам 2021 года - 8,8%).
С учетом конфигурации транспортной системы Российской Федерации меридиональные транспортные связи способствуют повышению транспортной связности территорий России и развитию экономик регионов, в то время как широтные - сохранению территориальной целостности. В связи с этим планируется создание в Омской области транспортно-логистического хаба на базе планируемого к реализации строительства нового аэропорта "Омск - Федоровка", развитие и модернизация сети автомобильных дорог, внутренних водных путей и железнодорожной инфраструктуры.
Перенос аэропортовой деятельности в новый аэропорт "Омск - Федоровка" будет способствовать активизации жилищного строительства на левобережной территории г. Омска, в том числе за счет устранения ограничений застройки территории действующего аэропорта "Омск - Центральный" и территорий, прилегающих к траектории полета самолетов при взлете и заходе на посадку. В настоящее время продолжается работа по подготовке финансово-экономического обоснования его строительства, а также привлечению внебюджетных средств и средств федерального бюджета для реализации проекта.
В 2022 году возобновлена реализация мероприятий по строительству Красногорского гидроузла, который позволит обеспечить гарантированное водоснабжение Омского промышленного узла путем поддержания уровенного режима в реке Иртыш в пределах города и его окрестностей на отметках, обеспечивающих стабильную, бесперебойную, круглогодичную работу существующих городских водозаборов в любые по водности годы, независимо от текущих расходов воды, с сохранением гарантированного судоходства через створ гидроузла.
Создаваемое водохранилище руслового типа является транзитным подпертым бьефом, регулирование стока реки им не осуществляется, режимы наполнения не устанавливаются.
Это ликвидирует нарастающую угрозу оголения множества водозаборов на реке Иртыш, а также позволит вернуть опорные части прибрежных сооружений и мостов в подводную зону постоянного увлажнения и положительных температур. Эксплуатационная надежность и долговечность множества сооружений увеличится.
В рамках соглашения, заключенного между Правительством Омской области и Федеральным агентством водных ресурсов, в 2022 - 2024 годах предусмотрено финансирование мероприятия по строительству объекта "Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Завершение строительства. Пусковой комплекс (первый этап строительства)".
Первый этап предусматривает строительство сооружений левого берега и судоходного шлюза, а также необходимого для их функционирования комплекса вспомогательных сооружений, инженерных сетей и систем.
19 июля 2022 года на выполнение работ по первому этапу заключен государственный контракт стоимостью 4606, 16 млн. рублей с ООО "МежРегионСтрой". Срок строительства составляет 21 месяц.
Второй этап предусматривает завершение подготовки зоны водохранилища протяженностью 65 километров, перекрытие русла реки, наполнение водохранилища, строительство всех основных и второстепенных сооружений и объектов правого берега, объектов инженерной защиты и сдачу гидроузла в постоянную эксплуатацию.
Разработка проектно-сметной документации по второму этапу с учетом большого объема инженерных изысканий по созданию ложа водохранилища будет осуществляться в 2023, 2024 годах. Строительство планируется осуществить в 2025 - 2027 годах с привлечением средств федерального бюджета.
Правительством Омской области совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" проработан вопрос возможности завершения строительства Омского метрополитена. С позиции федеральных органов исполнительной власти продолжение строительства метрополитена в городе Омске экономически неэффективно и нецелесообразно.
В настоящее время Правительством Омской области рассматривается вопрос реализации проекта по интеграции незавершенных строительством объектов Омского метрополитена с трамвайной (троллейбусной) сетью города Омска с привлечением средств федерального бюджета.
В целях оценки возможности и целесообразности использования незавершенных строительством конструкций Первого пускового участка Первой линии Омского метрополитена под трамвайное (троллейбусное) движение с интеграцией с существующей транспортной сетью города Омска в 2023 году планируется осуществить разработку проектной документации с обоснованием инвестиций в реализацию такого проекта.
В рамках реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные и качественные дороги" Министерством транспорта и дорожного хозяйства Омской области с Федеральным дорожным агентством заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 27 декабря 2022 года N 108-17-2023-034 на предоставление из федерального бюджета в 2023 году бюджету Омской области иного межбюджетного трансферта в размере 151 045,9 тыс. рублей. В 2024, 2025 годах Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" предусмотрены субсидии по 98 677,1 тыс. рублей и 86 861,6 тыс. рублей соответственно.
Также постановлением Правительства Омской области от 15 декабря 2022 года N 726-п утверждена Концепция создания интеллектуальных транспортных систем в Омской области на 2023 - 2027 годы.
К проблемным вопросам в транспортном комплексе относятся:
1) несоответствие части автомобильных дорог в регионе техническим нормативам и возросшей интенсивности движения;
2) изношенность парка подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры из-за отсутствия оборотных средств у предприятий пассажирского транспорта;
3) недостаточно высокий уровень развития транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок в соответствии с потребностями развития экономики;
4) отсутствие подземной транспортной инфраструктуры для обеспечения комфортных и безопасных условий проживания населения областного центра (города-миллионника);
5) ограничения на развитие городской и областной инфраструктуры, накладываемые действующим аэропортом в части своей приаэродромной территории и препятствующие выполнению федеральных проектов. В частности, ограничения касаются высотного строительства (третья и четвертая подзона), а также размещения социальных и жилых объектов (седьмая подзона). Кроме того, действующий аэропорт имеет очень неблагополучное расположение с точки зрения шестой подзоны (орнитология и соседство с природным заповедником "Птичья Гавань"), что непосредственно влияет на безопасность полетов;
6) ограниченность бюджетного финансирования;
7) отсутствие достаточных производственных мощностей и квалифицированных специалистов у проектных и подрядных организаций;
8) существенный рост расходов, снижение скорости движения, к которым приводит несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки;
9) устаревшая нормативно-техническая база, препятствующая внедрению инновационных технологий и материалов;
10) отсутствие единого подхода в планировании развития объектов транспортной инфраструктуры, что создает неопределенность для строительных компаний и препятствует долгосрочному планированию;
11) высокая доля импортной строительно-дорожной техники.
Для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса Омской области планируется реализация следующих приоритетных направлений:
1) интенсивное развитие дорожной инфраструктуры регионального, межмуниципального и местного значения;
2) формирование условий для трансформации Омской области в транспортно-логистический узел федерального и международного значения;
3) формирование инфраструктуры функционирования транспорта нового поколения;
4) формирование новой клиентоориентированной модели транспортного обслуживания населения;
5) повышение безопасности дорожного движения;
6) анализ цепочек поставок строительных материалов в целях выявления узких мест и содействия их преодолению;
7) содействие развитию, созданию новых производств отечественной дорожно-строительной техники;
8) мониторинг имеющихся мощностей строительных компаний, строительной техники, объемов строительных материалов для планирования максимального объема строительства и определения необходимости в развитии дополнительных мощностей строительной отрасли.
Результатами осуществления указанных мероприятий являются:
1) обеспечение развития транспортной отрасли для достижения целевых показателей экономического роста в строительной отрасли;
2) увеличение объема инвестиций в строительные компании, работающие в сфере транспортной инфраструктуры;
3) достаточность материальных ресурсов, повышение производительности труда, снижение издержек строительства объектов транспортной инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.