Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Текущее состояние
Важными задачами по улучшению качества жизни граждан являются повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой. Решение этих задач является приоритетом развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Работу системы теплоснабжения Омской области обеспечивают порядка 315 организаций, оказывающих услуги теплоснабжения, 1358 локальных систем теплоснабжения. Общая протяженность тепловых сетей составляет 2489 километров.
В системах водоснабжения и водоотведения действует около 815 насосных станций водопровода, 225 канализационных насосных станций. Протяженность сетей водоснабжения, по данным Омскстата, составляет 10 113 километров, сетей водоотведения - 2003 километра.
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 37% линейных объектов от общей протяженности всех сетей нуждаются в обновлении, ежегодно около 2% сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства Омской области является снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе посредством проведения энергоэффективного капитального ремонта.
Целью развития жилищно-коммунального хозяйства Омской области является улучшение жилищных условий, повышение комфортности проживания населения, качества питьевой воды из централизованных систем водоснабжения, эффективности использования энергетических ресурсов, надежности и безопасности работы систем коммунальной инфраструктуры.
Значительная часть систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства нуждается в качественной технологической модернизации с привлечением существенного объема инвестиций. Причиной такого положения в первую очередь является значительное количество убыточных предприятий жилищно-коммунального комплекса, недостаточная эффективность деятельности организаций и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Актуальной остается проблема износа сетей инженерно-технического обеспечения. Около 38% линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждаются в замене (5490 из 14 605 километров сетей), в том числе:
- сетей водоснабжения - 37% (3778 километров из 10 113 километров);
- сетей теплоснабжения - 18% (453 километра из 2 489 километров);
- сетей водоотведения - 63% (1259 километров из 2003 километров).
Высокий износ коммунальной инфраструктуры является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях инженерно-технического обеспечения, а также причиной их высокой аварийности. По данным системы мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов на объектах жилищно-коммунального хозяйства, ежемесячно происходит в среднем 211 происшествий.
В целях предотвращения деградации систем инженерно-технического обеспечения необходимо для ускоренного обновления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства обеспечить ежегодный уровень замены сетей инженерно-технического обеспечения не ниже 5% их общей протяженности.
Высокая изношенность коммунальной инфраструктуры, отставание темпов замены сетей инженерно-технического обеспечения от требуемого согласно нормативному сроку их службы, высокая аварийность являются следствием значительного недоинвестирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Необходимыми ресурсами для решения указанной проблемы являются финансирование за счет бюджетов всех уровней мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в рамках национальных проектов и государственных программ, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, в том числе за счет реализации инвестиционных программ и проектов организаций.
Одним из механизмов привлечения внебюджетных средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры является заключение концессионных соглашений. По состоянию на 1 января 2023 года на территории Омской области заключено 24 концессионных соглашения в 10 муниципальных районах Омской области, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе:
- в сфере теплоснабжения заключено 18 концессионных соглашений;
- в сфере водоснабжения и (или) водоотведения - 6 концессионных соглашений.
Распоряжением Губернатора Омской области от 8 апреля 2022 года N 46-р "Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по заключению концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем" сформирован детальный алгоритм действий для оптимизации, руководства в процессах формирования материалов и документации при подготовке, согласовании и заключении концессионных соглашений на территории Омской области.
Еще одной системной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является задолженность граждан и организаций за потребленные услуги и ресурсы. По состоянию на 1 января 2023 года общая сумма задолженности за коммунальные услуги по Омской области составила 8419,6 млн. рублей, в том числе:
- организации бюджетной сферы - 402,6 млн. рублей;
- население - 5881,0 млн. рублей;
- исполнители коммунальных услуг - 294,2 млн. рублей;
- прочие потребители - 1841,8 млн. рублей.
Планируемые меры снижения и недопущения роста задолженности:
1) постоянный (ежемесячный) мониторинг дебиторской задолженности основных ресурсоснабжающих организаций региона по всем категориям потребителей коммунальных услуг, мероприятий, направленных на ее взыскание;
2) проведение информационной акции "Долг", направленной на привлечение дополнительных информационных, социальных и общественных инструментов для интенсификации мероприятий ресурсоснабжающих организаций по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
3) обмен данными о задолженности бюджетных организаций за потребленные коммунальные услуги с учредителями, главными распорядителями бюджетных средств и администрациями муниципальных образований, контроль исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг;
4) рассмотрение проблемных аспектов, возникающих при оплате коммунальных услуг, на уровне Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Правительства Омской области, в том числе с привлечением правоохранительных органов;
5) применение показателей, характеризующих задолженность за потребленные топливно-энергетические ресурсы, в том числе бюджетными учреждениями муниципальных образований, для оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области.
Способствовать решению проблемы задолженности может повышение доли коммунальных ресурсов и услуг, оплаченных по показаниям приборов учета. В целях оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами учета потребляемых коммунальных услуг и ресурсов планируется разработка и внедрение стандарта, способствующего интеграции со связанными системами, в том числе в рамках реализации проекта "умный город".
Реализация мероприятий по модернизации жилищно-коммунального комплекса Омской области направлена на обеспечение:
1) увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, с 88,5% в 2020 году до 95% в 2030 году;
2) роста уровня газификации населения Омской области природным газом до 56,3% к 2030 году.
3) ежегодных темпов замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении на уровне 2% от общей протяженности сетей;
4) нарастающим итогом темпов замены сетевой инфраструктуры в водоснабжении на уровне 2% от общей протяженности сетей в 2030 году;
5) нарастающим итогом темпов замены сетевой инфраструктуры в водоотведении на уровне 1,40% от общей протяженности сетей в 2030 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.