Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Сельское хозяйство
Комплексное развитие сельских территорий является приоритетным направлением в решении задач повышения качества и выравнивания уровня жизни в сельской и городской местности в текущем периоде и в долгосрочной перспективе.
Одними из основных негативных факторов и вызовов, тормозящих развитие сельских территорий, являются:
1) непрестижность работы в сельском хозяйстве из-за сравнительно низкого уровня оплаты труда;
2) "старение" кадров, нежелание молодых специалистов работать на селе;
3) низкий относительно городской агломерации уровень социально-бытовых условий из-за отсутствия развитой социальной и инженерной инфраструктуры.
За последние 10 лет численность сельского населения Омской области сократилась на 91,8 тыс. человек, отмечается отток молодежи и экономически активной части населения, увеличивается доля населения пожилого, экономически пассивного возраста в структуре сельского населения.
Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важных стратегических целей государственной политики, достижение которой будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности, конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, благосостояния граждан.
В 2019 году постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий". Ее реализация на территории Омской области осуществляется в рамках государственной программы Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16 декабря 2019 года N 425-п (далее - Государственная программа).
Приоритеты федеральной и региональной государственных программ обусловлены необходимостью решения двух ключевых стратегических задач - повышение качества жизни сельского населения Омской области и комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, объектов агропромышленного комплекса на селе.
В рамках Государственной программы предоставляются социальные выплаты гражданам на строительство и приобретение жилья в сельской местности, субсидии на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей квалифицированными кадрами, субсидии местным бюджетам на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, реализацию проектов комплексного развития сельских территорий (дошкольные образовательные и общеобразовательные организации, фельдшерско-акушерские пункты, объекты культуры и спорта, объекты водо-, электро и газоснабжения).
Только в 2022 году на мероприятия Государственной программы направлено более 1,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 666 млн. рублей. В их общем объеме более 94% занимают ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры (более 1,8 млрд. рублей, в том числе 655 млн. рублей из федерального бюджета).
Стратегическими целями в развитии сельских территорий на период до 2035 года являются:
1) увеличение доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 48%:
2) увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия, с 50 до 100 в год;
3) увеличение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой и природным газом до 37,5% и 39% соответственно;
4) сохранение доли сельского населения в общей численности населения на уровне не менее 27%.
Кроме вышесказанного, реализация мероприятий по развитию сельских территорий сталкивается с вызовами, связанными с действием временных негативных факторов, в том числе внешних, ростом цен на строительные материалы, преобладанием потребностей рынка над объемами выпускаемых отечественных стройматериалов, сохранением тенденции оттока экономически активной части населения в городские агломерации и другие регионы, а также санкционным давлением.
Необходимо отметить риск недостаточного уровня и недофинансирования мероприятий Государственной программы из федерального бюджета, обусловленный ограниченным объемом бюджетных ассигнований.
Так, объем финансирования федерального проекта "Современный облик сельских территорий" государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", в рамках которого могут быть профинансированы новые проекты комплексного развития сельских территорий (агломераций) в 2023 году, составляет только 5,4% от заявленной потребности.
Развитие сельского хозяйства и сельских территорий является одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики. Значительный вклад в это развитие вносит строительная отрасль. Поддержка индивидуального жилищного строительства, инфраструктурное обеспечение территорий застройки и формирование комфортной среды, реализуемые в рамках Стратегии, позволят повысить интенсивность освоения сельских территорий.
Вместе с тем важно одновременно решать задачи развития агропромышленного комплекса, создания новых рабочих мест для жителей сельских территорий. Повышению привлекательности инвестиционных проектов агропромышленного комплекса способствуют в том числе меры по сокращению инвестиционно-строительного цикла, повышению эффективности строительства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.