Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Ф. Садыкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Ф. Садыков оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации":
подпункта 2 пункта 1 статьи 6, относящего к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 данного Федерального закона), адвокатов (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 данного Федерального закона), арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой;
абзаца третьего пункта 1 статьи 7, согласно которому к застрахованным лицам относятся самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а также адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения;
подпункта 7 пункта 1 статьи 29, предоставляющего право добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию физическим лицам из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, в целях уплаты страховых взносов за себя.
Как следует из представленных документов, заявитель, имеющий статус арбитражного управляющего, обжаловал в порядке административного судопроизводства действия налогового органа по направлению ему требований об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 и 2020 годы. В обоснование своих исковых требований А.Ф. Садыков сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 года N 5-П и принятый в целях его реализации Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", которым адвокаты из числа военных пенсионеров были освобождены от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и получили возможность добровольного участия в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию и который, как он полагал, по аналогии подлежит применению к иным лицам, получающим пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и самостоятельно обеспечивающим себя работой. Суды общей юрисдикции, применив в том числе положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6 и абзаца третьего пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 502-ФЗ, оставили требования А.Ф. Садыкова без удовлетворения.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку возлагают на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая арбитражных управляющих, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обязанность по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливая для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста, а также не позволяют этим лицам добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращать такие правоотношения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопрос, поставленный заявителем, был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 октября 2022 года N 42-П, которым подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были признаны не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, в системе действующего правового регулирования возлагая на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (включая арбитражных управляющих), из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не устанавливают для них гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.
Федеральному законодателю было дано поручение внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из названного Постановления. В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект, направленный на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2022 года N 42-П предусматривающий внесение в оспариваемые заявителем нормы Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изменений, которыми получающие пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, наряду с адвокатами исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Данное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению.
Не может быть принята к рассмотрению жалоба А.Ф. Садыкова и в той части, в которой в ней оспаривается конституционность подпункта 7 пункта 1 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку применение при разрешении административного дела с его участием данной нормы (как в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года N 237-ФЗ, оспариваемой заявителем, так и в редакции, действовавшей до вступления названного Федерального закона в силу) представленными судебными постановлениями не подтверждается.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Садыкова Анаса Фалиховича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по поставленному заявителем вопросу Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 марта 2023 г. N 558-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Садыкова Анаса Фалиховича на нарушение его конституционных прав положениями статей 6, 7 и 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-