г. Краснодар |
|
20 мая 2015 г. |
Дело N А32-41325/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Трифоновой Л.А.,
судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А.,
в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройстиль" (ИНН 2311143037, ОГРН 1122311001889, заинтересованного лица - Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (ИНН 2308113667, ОГРН 1052303716772),
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройстиль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2014 (судья Любченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-41325/2014,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Стройстиль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного строительного надзора Краснодарского края от 09.10.2014 N 9-Ю-759к (далее - управление) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 11.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2015, обществу отказано в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества вмененного ему состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для признания его малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, поскольку допущенные нарушения устранены до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Общество считает необоснованным вывод судов о невозможности применения норм о малозначительности совершенного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Суды установили, что на основании распоряжения от 21.07.2014 N 09-2926 управлением проведена плановая выездная проверка общества в отношении объекта капитального строительства: "Жилой комплекс", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Таманская, 130/3, в результате которой выявлены следующие допущенные обществом нарушения:
1.1) Нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Лицо, осуществляющее строительство, также обязано проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
1.1.1) Нарушены требования пункта 8.1.4 СНиП 52-01-2003 "Бетонные и железобетонные конструкции".
Фактически монолитные железобетонные конструкции лестничной клетки, а также стен и колонн имеют непровибрированные участки, раковины с выпадением крупного заполнителя бетона (фото N 34, N 39, т. 1, л. д. 66);
1.1.2) Нарушены требования пункта 7.48 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции" кладку из кирпича и керамических щелевых камней необходимо выполнять с соблюдением следующих требований:
- временные (монтажные) разрывы в возводимой кладке следует оканчивать только наклонной штрабой и располагать вне мест конструктивного армирования стен.
Фактически по оси 13 с отметке +9.500 до отметке 18.300, по 11 на отметках 6.500, 16.750 временные разрывы в возводимой кладке выполнены в виде вертикальной штрабы (фото N 14, N 15, т. 1 л. д. 65);
1.1.3) Нарушены требования пункта 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. "Общие требования" все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски.
Фактически рабочие на строительном объекте находятся без защитных касок (фото N 12, N 16, т. 1 л. д. 67);
1.1.4) Нарушены требования пункта 6.1.6. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. "Общие требования" проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах должны содержаться в чистоте и порядке, очищаться от мусора, не загромождаться складируемыми материалами и конструкциями.
Фактически проходы к рабочим местам захламлены мусором (фото N 44, N 45, т. 1 л. д. 68);
1.1.5) Нарушены требования пункта 6.2.5 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. "Общие требования" у въезда на производственную территорию необходимо устанавливать схему внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения и прочее.
Фактически у въезда на производственную территорию не установлена схема внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения и прочее. Строительная площадка, проезды и дороги захламлены строительным мусором (фото N 8, т. 1 л. д. 69);
1.1.6) Нарушены требования пункта 6.3.1 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. "Общие требования" складирование материалов, прокладка транспортных путей, установка опор воздушных линий электропередачи и связи должны производиться за пределами призмы обрушения грунта незакрепленных выемок (котлованов, траншей), а их размещение в пределах призмы обрушения грунта у выемок с креплением допускается при условии предварительной проверки устойчивости закрепленного откоса по паспорту крепления или расчетом с учетом динамической нагрузки.
Фактически складирования арматуры, монолитно-железобетонных фундаментных блоков осуществляется возле незакрепленных откосов котлована, что способствует обрушению откосов котлована и угрожает жизни и здоровью работников (фото N 17, т. 1 л. д. 69).
По результатам проверки составлен акт от 22.08.2014 N 09-1274-Ю-762-БЮ, в котором отражены выявленные нарушения.
22 августа 2014 года в отношении общества в присутствии представителя по доверенности Залялова В.Г. составлен протокол N 09-127-Ю-302-БЮ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса..
Определением от 29.09.2014 N 9-Ю-759к общество уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении - 09.10.2014 в 10 часов 40 минут.
Рассмотрев материалы проверки, управление 09.10.2014 приняло постановление N 9-Ю-759к, которым общество привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса в виде 300 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в суд с требованием о признании его незаконным и отмене
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.4 Кодекса, нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса, состоит в нарушении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве.
Согласно взаимосвязанным требованиям пунктов 3, 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, и предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса.
Из пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Положениями статьи 58 Градостроительного кодекса предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых доя подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе.
Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В соответствии с требованиями статьи 53 Градостроительного кодекса - строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Согласно положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 - предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Суды установили, что строительство объекта капитального строительства "Жилой комплекс" ведется обществом, на основании договора генерального подряда от 24.06.2013 N Т/1. В соответствии с указанным договором общество является генподрядчиком при строительстве указанного объекта.
Суды установили указанные управлением нарушения требований пункта 8.1.4 СНиП 52-01-2003 "Бетонные и железобетонные конструкции", пункта 7.48 СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции", пункта 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. "Общие требования", пункта 6.1.6. СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве" Часть 1. "Общие требования".
Общество данный факт не оспаривает, но ссылается на устранение отмеченных нарушений до вынесения спорного постановления по делу об административном правонарушении.
Судебные инстанции правомерно отклонили данный довод как не имеющий правового значения для квалификации вмененного правонарушения. Устранение выявленных нарушений после их обнаружения и фиксации управлением не свидетельствует о принятии обществом надлежащих и своевременных мер по соблюдению градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства и не является основанием для удовлетворения требований общества.
Судебные инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришли к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В силу пункта 18.1 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 (в ред. От 10.11.2011) N 10 "О некоторых вопросах, возникших судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Оенка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
На этом основании довод общества об ошибочности вывода судов в эторй части подлежит отклонению.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А32-41325/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.