г. Краснодар |
|
21 мая 2015 г. |
Дело N А32-35299/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Шарычевой И.В. (доверенность 26.12.2014), в отсутствие заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-35299/2014, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) со следующими требованиями:
- признать недействительным отказ Управления Росреестра от 03.07.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 (в районе Тургеневского моста) в Западном внутригородском округе г. Краснодар;
- обязать Управление Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Требования мотивированы следующим. Земельный участок по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 в силу примыкания к федеральному водному объекту (река Кубань) относится к водоохранной зоне, обременен береговой полосой (участком общего пользования) и является федеральной собственностью. Такой вывод следует из системного толкования норм Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Поэтому отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не соответствует нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) и нарушает права заявителя.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015, в удовлетворении требований отказано.
При проверке доводов территориального управления о незаконности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности на участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 (сообщение от 03.07.2014) суды исходили из правил разграничения норм водного и земельного законодательства по предмету регулирования. Водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов, отношения по использованию и охране земель регулируются земельным законодательством (статья 2 Водного кодекса, статья 3 Земельного кодекса). Законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии (статья 102 Земельного кодекса). Территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами (статья 65 Водного кодекса). На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Указанные земли имеют природоохранное назначение и относятся к землям особо охраняемых территорий (статьи 94, 97 Земельного кодекса). Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий устанавливает публично-правовые ограничения по использованию земельного участка, но не влияет на принадлежность земельного участка определенному субъекту. Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не названо в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в качестве критерия разграничения публичной собственности. Поэтому судебные инстанции пришли к выводу о том, что в силу закона земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 не отнесен к федеральной собственности. Поскольку доказательства принадлежности земельного участка Российской Федерации территориальным управлением не представлены, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа Управления Росреестра незаконным и со ссылкой на статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказали в удовлетворении заявления (л. д. 54, 92).
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Основанием для обращения за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 послужил факт его нахождения в водоохранной зоне реки Кубань. Данный участок является неотъемлемой частью водного объекта, обременен береговой полосой (участком общего пользования), поэтому в силу закона является федеральной собственностью. Такой вывод следует из системного толкования норм Водного кодекса (пункт 4 статьи 1, пункт 6 статьи 6, пункты 1, 2 статьи 8, пункт 1 статьи 65) и Земельного кодекса (статья 17, пункт 2 статьи 94). Судебная практика исходит из понимания водоохранной зоны как неотъемлемой части охраняемого объекта, связанной с ним территориально и функционально и составляющей с ним единое целое. Согласно заключению ООО "Кадастровое Бюро Краснодара" от 27.08.2014 в границы указанного земельного участка входит береговая полоса (площадью 512 кв. м). Нахождение участка за красной линией застройки (на территории общего пользования) подтверждено постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 23.08.2013 N 6368, а также отказом ООО "ИСК Наш город" в государственной регистрации договора аренды на предоставленный в аренду земельный участок. Поэтому отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 не соответствует нормам Закона о регистрации и нарушает права заявителя.
От Управления Росреестра отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра возражала против удовлетворения жалобы, ссылалась на законность и обоснованность выводов судебных инстанций.
Территориальное управление, извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя Управления Росреестра, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 площадью 999 кв. м, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Кубанская Набережная, 61 в Западном внутригородском округе г. Краснодар. Сведения об указанном участке с разрешенным использованием - для размещения объекта движимого имущества (автомобильной парковки) носят временный характер, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11.02.2014 N 2343/12/14-106573 (л. д. 12, 13).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015, что следует из уведомления регистрирующего органа от 28.05.2014 (л. д. 19).
Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015.
Управление Росреестра отказало в регистрации права федеральной собственности на земельный участок на основании абзацев четвертого, десятого и тринадцатого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. В сообщении от 03.07.2014 N 17-422/17686 указано на непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок и доказательств того, что участок обременен береговой полосой и находится в водоохранной зоне реки Кубань (л. д. 9 - 11).
Полагая, что отказ Управления Росреестра от 03.07.2014 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права Российской Федерации, территориальное управление оспорило отказ в арбитражном суде в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Кодекса решения, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13, 17 Закона о регистрации).
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
На основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации.
В государственной регистрации также может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (абзац четвертый пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации).
Управление Росреестра отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 со ссылкой на непредставление правоустанавливающих документов на земельный участок. Оспаривая данный отказ, территориальное управление мотивировало требования тем, что участок, в состав которого входит береговая полоса водного объекта общего пользования, относится к федеральному уровню собственности непосредственно в силу закона (норм Водного и Земельного кодексов).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса реки относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса). Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса.
Согласно правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 Водного кодекса, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса).
В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Следовательно, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
Вместе с тем в силу норм Водного кодекса (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса). При этом в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 08.06.2006) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" указанный подпункт был признан утратившим силу.
В то же время на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий (подпункт 2 пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса).
Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Вводного закона (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий в качестве критерия разграничения публичной собственности в названной статье Закона не упомянуто.
С учетом приведенных норм, нахождение спорного участка в водоохранной зоне (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федерального водного объекта само по себе не свидетельствует о принадлежности такого участка Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса, а также в статье 3.1 Вводного закона.
Территориальное управление документально не подтвердило, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:2015 в силу закона относится к федеральной собственности. Поскольку доказательства принадлежности спорного участка Российской Федерации заявителем не представлены, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы территориального управления об отнесении спорного участка к федеральной собственности окружным судом отклоняется. Данный довод основан на неправильном толковании заявителем норм земельного и водного законодательства.
Окружной суд не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2015 по делу N А32-35299/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.