Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III
ССВУ-анализ социально-экономического развития Удомельского городского округа
На основе оценки исходной социально-экономической ситуации Удомельского городского округа для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определения конкурентных преимуществ и проблем и негативных моментов и тенденций, проведен ССВУ-анализ социально-экономического развития округа. При разработке Стратегии необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей округа (т.е. баланса его сильных и слабых сторон) и внешней ситуации (т.е. условиям внешней среды, возможностям округа и т.д.).
По результатам ССВУ-анализа будут определены основные проблемы и направления социально-экономического развития округа, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии. Результаты ССВУ-анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, определяющие направления развития
Фактор |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Угрозы |
Возможности |
Географическое положение |
Экономически выгодное расположение округа, наличие транспортного узла (федеральная автомобильная и железная дороги). |
1. Удаленность от федеральной автомобильной дороги на 50 км. 2. Некомпактное расположение населенных пунктов. |
|
|
Природные ресурсы |
1. Значительные запасы, широкий диапазон лесных и минерально-сырьевых ресурсов (ПГС, песок, глины, торф и др.). 2. Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности. 3. Наличие привлекательных природных и ландшафтных зон.
|
1. Недостаточно эффективное использование полезных ископаемых, водных и земельных ресурсов. 2. Отсутствие нормативно-правовой базы по подготовке инвестиционных площадок. 3. Недостаточное позиционирование города в качестве туристического центра. |
|
1. Рациональное использование природных ресурсов. 2. Достаточный объем потенциальных и инвестиционных ресурсов, прежде всего земель под расширение сельскохозяйственных угодий. 3. Наличие перспективных природных ландшафтных зон с характерным сочетанием рельефа, водных объектов, почв, растительного и животного мира которые могут быть использованы для активного отдыха и туризма. |
Население, трудовые ресурсы |
1. Широкая сфера деятельности экономических субъектов и возможностей для трудоустройства. 2. Социально активное городское сообщество. 3. Высокий уровень заработных плат - выше средних по региону.
|
1. Ежегодная негативная динамика по сокращению численности населения вследствие естественной убыли и оттока в крупные населенные пункты. 2. Постоянно снижающаяся доля трудоспособного населения, в том числе молодого возраста. 3. Высокий уровень неформальной занятости и наличие "серых" схем выплаты заработной платы. 4. Отсутствие занятости в сельских населённых пунктах. |
1. Усиление миграции населения и замещение его низко квалифицированными трудовыми ресурсами. 2. Рост уровня безработицы населения, нехватка квалифицированных кадров и кадров рабочих профессий. 3. Усиление естественной убыли населения.
|
1. Увеличение продолжительности жизни. 2. Снижение неформальной занятости и легализация заработной платы. 3. Наличие резерва наращивания объемов подготовки кадров без значительных финансовых затрат на базе существующих профессиональных образовательных учреждений. 4. Приостановить отток трудовых ресурсов из сельских территорий и создать условия для работы специалистов на селе. 5. Наличие возможности подготовки высококвалифицированных специалистов по международным стандартам (стандарты WorldSkills) по востребованным у градообразующего предприятия направлениям. |
Агропромышленный комплекс |
1. Сложившаяся система поддержки отрасли, реализуемая по областным, местным и федеральным целевым программам. |
1. Невысокая доходность АПК в сравнении с другими сферами экономики. 2. Нестабильное состояние ряда сельскохозяйственных предприятий. Наличие убыточных предприятий. 3. Низкий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. 4. Наличие физически и морально устаревшей сельскохозяйственной техники и оборудования.
|
1. Рост цен и тарифов на энергоносители, удобрения и корма. 2. Рост рисков аграрной сферы (влияние неблагоприятных погодных условий, перепроизводство отдельных видов продукции и связанное с ним снижение цен и т.д.). 3. Усиление оттока квалифицированных кадров из аграрной сферы, старение рабочих кадров, обострение социальных проблем на селе. 4. Усиление нерентабельности ведения сельского хозяйства на фоне колебания цен на энергоносители. |
1. Рост эффективности сельскохозяйственного производства. 2. Наличие резервов в виде неиспользуемых земель. 3. Освоение современных с/х технологий. 4. Освоение производства новых видов продукции. 5. Создание в округе молочно-товарного комплекса, крупных обрабатывающих сельскохозяйственных производств. 6. Создание кооперации в сфере АПК
|
Промышленность |
1. Наличие промышленных предприятий, имеющих относительно развитую производственную базу и возможности для выпуска конкурентоспособной продукции. 2. Наличие в городе постоянного источника электроэнергии. 3. Наличие статуса моногорода предоставляет возможность получить поддержку федеральных институтов развития. 4. Наличие свободных территорий для ведения хозяйственной деятельности практически любого типа. |
1. Высокая степень физического износа основных производственных фондов отдельных предприятий. 2. Отсутствие инвесторов для открытия новых производств. 3. Высокая конкуренция продукции на рынке сбыта.
|
1. Ухудшение общей экономической и технологической ситуации в районе. 2. Недостаточная государственная поддержка предприятий обрабатывающей промышленности. 3. Высвобождение рабочей силы в результате закрытия и оптимизации современного производства. |
1. Создание новых, расширение действующих предприятий обрабатывающих отраслей.
|
Строительство |
1. Наличие свободных земельных участков, потенциально пригодных для размещения и развития промышленных объектов и развития коттеджной застройки. 2. Наличие строительных и проектных организаций, имеющих допуски ко всем видам строительно-монтажных работ. 3. Успешное участие в реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. |
1. Недостаточный приток внешних инвестиций в промышленное и жилищное строительство, дефицит собственных средств застройщиков. 2. Недостаточные объемы жилищного строительства. 3. Отсутствие газификации. |
1. Снижение объемов строительства и ввода жилья. 2. Снижение качества построенного жилья. 3. Несоблюдение норм продолжительности строительства, возникновение "долгостроя".
|
1. Привлечение инвестиций в промышленное и жилищное строительство. 2. Создание комфортных условий и оказание методической помощи со стороны ОМСУ при оформлении разрешительной и согласующей документации. 3. Участие округа в госпрограммах, направленных на увеличение жилищного строительства. |
Жилищно-коммунальная сфера, благоустройство |
1. Высокая доля участия частных коммунальных организаций в сфере ЖКХ. 2. Высокий уровень собираемости платежей. 3. Высокая оснащенность приборами учёта. 4. Ежегодное участие в Программе поддержки местных инициатив.
|
1. Наличие не расселенных аварийных МКД. 2. Высокий износ жилищного фонда. 3. Высокая степень износа коммунальной инфраструктуры. 4. Низкая оснащенность предприятий ЖКХ специализированной техникой. 5. Отсутствие газификации. 6. Недостаточное благоустройство и озеленение территории. 7. Низкая активность жителей, предприятий, предпринимателей в благоустройстве сельских территорий округа.
|
1. Снижение объемов бюджетного финансирования капитального ремонта муниципальных объектов ЖКХ. 2. Увеличение доли аварийного жилья. 3. Повышение вероятности роста числа аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства, связанное с нарастающим ветшанием основных фондов. 4. Падение платежеспособности населения и предприятий, рост задолженности по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. 5. Рост тарифов на электроэнергию, газ и топливо и, как результат, повышение стоимости жилья и коммунальных услуг. |
1. Обеспечение граждан новым комфортным жильем. 2. Привлечение инвестиций с целью строительства, реконструкции и модернизации объектов коммунального комплекса. 3. Осуществление мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. 4. Возможность перевода котельных на местные виды топлива.
|
Дорожное хозяйство, транспорт и связь |
1. Низкая доля на территории округа автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям. 2. Высокая транспортная доступность внутри округа, круглогодичное сообщение между округом и областным центром.
|
1. Наличие грунтовых дорог. 2. Убыточность маршрутов внутри округа. 3. Отсутствие конкуренции в осуществлении пассажирских перевозок. 4. Низкие темпы обновления транспортной инфраструктуры. 5. Высокий уровень износа полотна автомобильных дорог общего пользования местного, регионального и межмуниципального значения.
|
1. Приведение автомобильных дорог местного значения в ненормативное состояние. 2. Прекращение функционирования железнодорожных путей ведущих к объектам ЖКХ и промышленной зоны. 3. Сокращение транспортных пассажирских перевозок и возможное прекращение отдельных действующих пригородных и муниципальных маршрутов. |
1. Развитие и улучшение сети местных автомобильных дорог. 2. Укрепление производственной базы организаций, осуществляющих перевозку пассажиров, с целью обновления и поддержания автопарка в технически исправном состоянии.
|
Предпринимательство и малый бизнес |
1. Информационная поддержка и реализация мероприятий направленных на развитие предпринимательства. 2. Высокая доля обеспеченности количеством субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Осуществление деятельности Центра "Мой бизнес" Тверской области.
|
1. Отсутствие комплексных мер по развитию малого и среднего предпринимательства. 2. Отсутствие эффективной кооперации среди предпринимателей и малых предприятий для развития своего бизнеса. 3. Нестабильность законодательной базы, регулирующей сферу предпринимательской деятельности. 4. Основные виды деятельности малых предприятий - торговля и сфера бытовых услуг. 5. Отсутствие достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства.
|
1. Ограничение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным, земельным и другим видам ресурсов. 2. Увеличение количества субъектов малого бизнеса работающих по "серым" схемам налогообложения и "теневой" занятости. 3. Недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику по обеспечению стабильных условий ведения бизнеса. 4. Вытеснение крупными торговыми сетями с рынка субъектов малого и среднего предпринимательства. |
1. Развитие малого предпринимательства, мелкосерийного производства и самозанятости. 2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых (предоставление субсидий, грантов) на конкурсной основе. 3. Предоставление предпринимателям и самозанятым основных фондов, включая нежилые помещения и земельные участки, безвозмездно или в аренду на льготных условиях.
|
Торговля и сфера услуг бытового обслуживания |
1. Высокая емкость потребительского рынка товаров и услуг на территории округа. 2. Наличие собственной образовательной базы для подготовки квалифицированных специалистов для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
|
1. Слабо развитая сеть объектов потребительского рынка на территории сельских населенных пунктов. 2. Низкая доля продукции местных производителей на потребительском рынке.
|
1. Закрытие предприятий потребительского рынка в связи с: - низким уровнем доходов населения; - сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и увеличением численности населения в пенсионном возрасте 2. Низкая доля сектора услуг в структуре городской экономики. |
1. Развитие инфраструктуры потребительского рынка за счет использования возможностей внутриокружных и внешних инвесторов.
|
Бюджет |
|
|
1. Ежегодное сокращение собственной налоговой и экономической базы округа. 2. Невозможность взыскания налоговых и неналоговых доходов по причине банкротства предприятий. 3. Изменения законодательства и системы межбюджетных отношений в сторону сокращения финансовой основы местного самоуправления и бюджетной обеспеченности муниципального образования. 4. "Вывод" крупных налогоплательщиков в другие регионы. |
1. Расширение налогооблагаемой базы округа. 2. Увеличение неналоговых доходных источников. 3. Повышение финансовой грамотности среди населения, вовлечение населения в бюджетный процесс. |
Земельно-имущественный комплекс |
1. Наличие генерального плана и правил землепользования и застройки. 2. Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности. 3. Наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения.
|
1. Использование земельных участков не по целевому назначению. 2. Отсутствие в бюджете финансовых средств на поддержание объектов нежилого фонда округа в нормальном техническом состоянии. 3. Высокие затраты на постановку объектов недвижимости, в том числе земельных участков на государственный кадастровый учет.
|
1. Снижение конкурентоспособности на рынке недвижимости в результате ухудшения состояния объектов нежилого фонда. 2. Отсутствие потенциальных арендаторов на земельные участки сельскохозяйственного назначения, сформированные ОМСУ из неиспользуемых или нерационально используемых земель. |
1. Увеличение доходов местного бюджета в результате увеличения эффективности муниципального земельного контроля, актуализации баз данных Росреестра, ФНС, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Тверской области".
|
Инвестиции |
1. Рост объемов инвестиций в производственную и непроизводственную сферу. 2. Наличие свободных земельных участков и перспективных инвестиционных площадок для сельскохозяйственного, промышленного и иного использования. 3. Наличие инвестиционного паспорта, размещенного на инвестиционном портале Тверской области.
|
1. Отсутствие инвестиционных площадок с подготовленной инженерной инфраструктурой. 2. Низкая доля инвестиций из внебюджетных источников. 3. Отсутствие четкого правового поля для инвесторов на муниципальном уровне. 4. Отсутствие механизма для частно-муниципального партнерства. 5. Отсутствие газиф |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.