Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Муниципальное управление
Российские города играют ключевую роль в национальной экономике, однако все чаще сталкиваются с вызовами, которые препятствуют их эффективному развитию. Такими вызовами, в частности, являются:
- "инфраструктурный разрыв" 1 и высокий уровень износа основных городских инфраструктур;
- дефицит бюджетных ресурсов как для решения задач текущего функционирования городов, так и для задач развития;
- увеличение экологического давления на города;
- повышение требований к качеству городской среды и к обеспечению безопасности со стороны граждан;
- изменение требований ко всему спектру городских услуг и сервисов со стороны бизнеса, в том числе под давлением цифровизации экономики и масштабирования новых технологических решений.
В этих условиях происходит пересмотр подходов к управлению городским развитием, которое все больше опирается на передовые технологические решения, цифровизацию и платформизацию. Большинство вопросов, связанных с преодолением обозначенных вызовов, могут быть решены за счет реализации концепции умного города. Отнесение задач инновационного городского и пространственного развития к приоритетным направлениям деятельности особо подчеркнуто в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина от 01.03.2018, в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Ряд мероприятий, влияющих на развитие умных городов, предусмотрен в рамках принятой Правительством Российской Федерации в 2017 году программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7. Внедрение новых цифровых технологических решений в городское хозяйство ведет к сокращению расходов на обслуживание различных городских систем и инфраструктур, повышению эффективности управления и уровня безопасности, увеличению скорости всех процессов, обеспечению их прозрачности и наблюдаемости, к общему росту городской мобильности, а также к повышению устойчивости города, к росту энергоэффективности и сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Базовыми технологическими решениями в области умной безопасности для современных городов выступают централизованные станции контроля, системы цифрового наблюдения, технологии предиктивного обнаружения, а также системы, обеспечивающие скоординированное реагирование на ситуации, связанные с нарушением безопасности, и т.д. Помимо прямых эффектов (повышение скорости реагирования на инциденты, рост раскрываемости преступлений, уменьшение их числа и т.д.), внедрение технологий умной безопасности также улучшает бизнес-климат и общую социально-экономическую обстановку в городе.
Современные технологические решения в сфере ЖКХ предполагают постепенный переход к интеллектуальным системам учета и дистанционного управления сетями тепло-, водо-, электроснабжения, которые позволят производить мониторинг в режиме реального времени за счет получения и анализа актуальных данных о состоянии сетей с сенсоров и датчиков. Внедрение систем, позволяющих контролировать инфраструктурные объекты в режиме реального времени, дает возможность повысить эффективность обнаружения протечек и мест аварий, использовать методы предиктивной аналитики с целью их предотвращения, а также снизить потери ресурсов.
За счет внедрения цифровых технологий в систему городского управления повышаются качество и скорость предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощаются процедуры их предоставления, многие процессы автоматизируются. Это также способствует активному вовлечению граждан в процессы городского управления. Поэтому разработан проект "Внедрение элементов умного города в городское хозяйство и систему муниципального управления" который является очень актуальным для Удомельского городского округа, учитывая высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры (порядка 73%), в т.ч. трубопроводной инфраструктуры водоснабжения/водоотведения, а также ситуацию дефицита местного бюджета, в которой любая экономия ресурсов (электричество на уличное освещение) и повышение учета их расхода являются крайне значимыми.
Одним из основных факторов привлекательности городов для жителей и бизнеса во многом является качество городской среды, связанное с разнообразием пространств, услуг и сервисов, обеспечивающих современный образ жизни и высокую деловую активность вне зависимости от географического местоположения.
Несмотря на прилагаемые администрацией города усилия, в Удомельском городском округе существует проблема недостаточного качества городской среды и уровня благоустроенности территории. Низкое качество городской среды и инфраструктуры негативно отражается на облике города и отношении к нему жителей и бизнеса. Анализ мнения жителей города, проведенный по материалам местных СМИ, социальных сетей и наиболее популярных ресурсов для обсуждения ситуации в городе, показывает, что в число основных городских проблем, которые их беспокоят, входят в том числе вопросы качества базовой городской инфраструктуры, городских пространств и городской среды. Отдельно отмечается недостаток зеленых насаждений в центральной части города и поселениях городского округа, отсутствие благоустроенных зон отдыха на природных объектах (озера, реки), нехватка современных форматов организации и проведения досуга жителей. Помимо этого, на территории Удомельского городского округа имеется 80 дворовых территорий многоквартирных домов, из них полностью освещенные и оборудованные местами для проведения досуга и отдыха - 36 (45%), в них проживает около 17 000 человек. Остальные территории не отвечают запросам комфортной городской среды.
Для решения данной проблемы разработан проект "Комфортная городская среда: благоустройство центра города и иных общественных пространств". Проект предполагает реализацию проектов, направленных на формирование качественно нового уровня городской среды и социальной сферы, связанных с повышением комфортности проживания в городе, с развитием общественных пространств и системы современных городских сервисов в предоставление которых вовлечено социально ответственное предпринимательское сообщество городского округа. Проект, с одной стороны, призван придать комплексность текущим мероприятиям и проектам по благоустройству территории и повышению качества городской среды, уже реализующимся на территории городского округа. С другой стороны, в рамках проекта должны быть запущены новые инициативы, нацеленные на ревитализацию центра города, создание новых и модернизация существующих общественных территорий и рекреационных зон, становление системы озеленения города, развитие системы современных городских сервисов в увязке с мероприятиями по поддержке социального предпринимательства и повышению гражданской ответственности жителей.
Эффектами реализации проекта должны стать:
- повышение качества жизни в городе, улучшение оказываемых услуг;
- формирование городского сообщества и повышение "социального оптимизма" жителей и бизнеса;
- модернизация и повышение эффективности использования имеющейся инфраструктуры;
- создание привлекательного облика города и обеспечение возможности проводить время в современных форматах, свойственных для крупных городов;
- повышение привлекательности города для жителей, для владельцев бизнеса и топ-менеджеров.
При реализации проектов, направленных на повышение качества городской среды и развитие социальной сферы, миграционный отток населения снизится (в особенности в возрастной когорте 25-35 лет, наиболее чувствительной к качеству городской среды) - в результате, фактическая численность населения городского округа сократится, но не так существенно, как при реализации инерционного сценария. Развитие городской среды повысит туристскую привлекательность Удомельского городского округа, обладающего определенными культурно-историческими достопримечательностями, что придаст дополнительный стимул развитию малого бизнеса и самозанятости населения.
Впервые о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) упомянул В.В. Путин во время послания Федеральному собранию в 2014 году. Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29 декабря 2014 года вступил в силу 30 марта 2015 года. Согласно тексту федерального закона, территория опережающего развития является частью территории субъекта России, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Создание ТОСЭР на территории Удомельского городского округа не позднее 2027 года - еще одна ключевая задача Стратегии социально-экономического развития Удомельского городского округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.