г. Краснодар |
|
19 мая 2015 г. |
Дело N А32-14601/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческого партнерства "Геологи Кубани" (ИНН 2352046748, ОГРН 1102300008315) - Моргалюка А.В. (доверенность от 29.09.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Геологи Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2014 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А32-14601/2014, установил следующее.
Некоммерческое партнерство "Геологи Кубани" (далее - партнерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу (Югнедра) (далее - департамент) о признании действий по досрочному прекращению права партнерства на пользование недрами по лицензии КРД 04189 ПД незаконными и обязании устранить допущенное нарушение, о признании недействительным приказа от 19.03.2014 N 48.
Решением суда от 10.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.03.2015, в удовлетворении заявленных партнерством требований отказано.
Судебные акты мотивированы соответствием действий департамента и приказа закону и отсутствие в этой связи нарушений прав и законных интересов партнерства, поскольку материалами дела подтверждено неисполнение партнерством лицензионных требований и непринятие последним мер по их соблюдению. Партнерство не подтвердило невозможность исполнения лицензионных требований.
В кассационной жалобе партнерство просит судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению партнерства, судами первой и апелляционной инстанций не была дана должная оценка факту наличия момента предоставления партнерству лицензии и невозможность исполнения существенных условий лицензионного соглашения.
Партнерство полагает, что судебными инстанциями не обеспечены условия для всестороннего и полного исследования всех доказательств и фактических обстоятельств дела, а также судом апелляционной инстанции необоснованно отклонено ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду невозможности участия в судебном заседании представителя партнерства по причине его болезни.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель партнерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя партнерства, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что партнерство 12.08.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица. Согласно уставу создано с целью содействия его членам в осуществлении деятельности, связанной с работой по сохранению уникальных и типичных для Кубани природных (геологических) комплексов и объектов, иных достопримечательных природных образований, изучению естественных процессов в геологической среде и биосфере Краснодарского края, экологическому воспитанию молодежи и пропаганде науки геологии.
Управлением недропользования по Краснодарскому краю 24.06.2011 партнерству на основании приказа от 30.05.2011 N 74 выдана лицензия серии КРД N 04189 (вид лицензии - ПД) на право пользования недрами в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая" на срок до 24.06.2031 с приложением N 1 - соглашением об условиях пользования недрами в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая".
В подпункте 3.1 пункта 3 лицензионного соглашения определено, что для обеспечения режима особо охраняемого геологического объекта владелец лицензии обязуется в течение 24 месяцев с даты государственной регистрации лицензии провести работы по формированию организационно-хозяйственной инфраструктуры особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая", в том числе в пределах горного отвода создать экспозиционную и научную зоны.
Согласно подпункту 3.2 пункта 3 лицензионного соглашения Порядок функционирования экспозиционной и научной зон должен быть разработан владельцем лицензии и согласован с распорядителем недр и заинтересованными органами (администрацией МО Темрюкский район, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) в течение 18 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.
В силу пункта 9.2 лицензионного соглашения стороны лицензионного соглашения определили, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено распорядителем недр на основании и в соответствии со статьями 20, 21 и 23 Закона Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), в том числе, если владельцем лицензии будут нарушены существенные условия лицензии. Существенными условиями лицензии являются положения, установленные пунктами 3, 4 и пунктом 5.1 лицензионного соглашения.
09 октября 2013 года в Управление недропользования по Краснодарскому краю поступила информация Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 19.09.2013 о проведенной в отношении партнерства проверке соблюдения законодательства о недропользовании при образовании особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая" и о выявленных нарушений недропользователем существенных условий лицензии, а также необходимости принятия мер, предусмотренных статьей 20 Закона РФ "О недрах".
По результатам рассмотрения поступивших материалов (протокол от 18.10.2013 N 47) в порядке, определенном пунктами 106 - 110 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315 (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2009 N 15837), комиссией, образованной приказом Роснедра от 21.05.2010 N 500, партнерству направлено уведомление от 31.10.2013 N 01-02/4029 о допущенных нарушениях условий лицензии, установленных подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 3 лицензионного соглашения, и установлен срок для устранения нарушений - 4 месяца со дня получения уведомления.
Указанное уведомление 05.11.2013 вручено представителю партнерства Андрееву В.В., действующему на основании доверенности от 25.03.2013.
По окончании указанного в уведомлении срока, 07.03.2014, Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура провела осмотр особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая" и установила, что работы по формированию организационно-хозяйственной инфраструктуры не произведены, порядок функционирования экспозиционной и научной зон не согласован с распорядителем недр.
По результатам осмотра составлен акт от 07.03.2014.
25 марта 2014 года в Управление недропользования по Краснодарскому краю поступило письмо Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 11.03.2014 N 7-11-1-2014.
По результатам рассмотрения поступивших материалов, результатов рассмотрения порядка функционирования экспозиционной и научной зон, представленного партнерством - протокол заседания НТС при Управлении по недропользованию по Краснодарскому краю от 11.03.2014 N 1/2014 комиссией принято решение о досрочном прекращении права партнерства пользования недрами по лицензии КРД 04189 ПД (протокол заседания комиссии от 13.03.2014 N 50).
Приказом от 19.03.2014 N 48 Управление недропользования по Краснодарскому краю прекратило право партнерства на пользование недрами по лицензии от 24.06.2011КРД N 04189 ПД.
Не согласившись с указанными действиями и приказом, партнерство обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В силу части 2 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее - АПК РФ) законность решения, постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях относительно них.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Закон о недрах, определяя, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами: согласно части первой его статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно части четвертой статьи 21 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона о недрах). Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах.
Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела. Данный вывод основан на определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О.
Согласно статье 11 Закона о недрах лицензией является документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", недра согласно Закону о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах. В соответствии с положениями данной статьи закона лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в этой норме закона условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону.
Как следует из положений статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона о недрах основанием досрочного прекращения права пользования недрами является, в частности, нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Судебными инстанциями установлено, что партнерство, получив 24.06.2011 лицензию на право пользования недрами в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая" на срок до 24.06.2031, не исполнило предусмотренные лицензионным соглашением обязательства, а именно: не провело работы по формированию организационно-хозяйственной инфраструктуры особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая", в пределах горного отвода не создало экспозиционную и научную зоны, не утвердило и не разработало в установленный соглашением срок с даты государственной регистрации лицензии Порядок функционирования экспозиционной и научной зон.
Довод партнерства о наличии препятствий в реализации его прав рассмотрен судами и признан несостоятельным, поскольку, как правильно установили судебные инстанции, из представленных материалов дела видно, что с момента получения лицензии (24.06.2011) партнерство не предприняло действия, направленные на проведение работ по формированию организационно-хозяйственной инфраструктуры особо охраняемого геологического объекта, созданию специализированных зон.
Согласно подпункту 3.2 пункта 3 приложения 1- лицензионного соглашения Порядок функционирования экспозиционной и научной зон должен быть разработан партнерством и согласован с распорядителем недр и заинтересованными органами (администрацией МО Темрюкский район, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) в течение 18 месяцев с даты государственной регистрации лицензии.
Проектная документация владельцем лицензии должна быть разработана до 24.12.2012 (пункт 3.2 лицензионного соглашения).
Вопреки указанным требованиям, партнерство, обладая всей необходимой картографией и документацией об участке недр с момента получения лицензии - не предпринимало действий по составлению проектной документации. Доказательства обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела партнерством не представлены.
Факт нарушения партнерством условий лицензионного соглашения подтверждается актом осмотра особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая" от 07.03.2014, письмом Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 11.03.2014 N 7-11-1-2014.
Доводы партнерства на наличие судебных споров как обстоятельства, препятствующие пользованию недрами на основании полученной лицензии, обоснованно отклонены судебными инстанциями, так как не являются основанием для неисполнения лицензионного соглашения.
Установив указанные обстоятельства и оценив представленные в дело доказательства, суды сделали правильный вывод о соответствии действий департамента и его приказа закону и недоказанности партнерством нарушения его прав и законных интересов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу N А32-14601/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.