г. Краснодар |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А63-8785/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2015 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 308-ЭС15-10116 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мантула Г.А. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644), ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кущетерова Назима Султановича (ИНН 260319346215, ОГРНИП 311265115800072), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А63-8785/2014, установил следующее.
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кущетерову Назиму Султановичу (далее - глава хозяйства) о взыскании 132 540 рублей 88 копеек задолженности по арендной плате за период с 29.02.2012 по 30.06.2014 и 79 170 рублей 11 копеек пени, начисленной за период с 29.02.2012 по 30.06.2014.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015, в удовлетворении иска отказано по мотивам регулируемого характера арендной плат, превышения примененных министерством установленных региональным нормативным актом ставок арендной платы над установленными федеральным правительством предельной величиной базовой ставки арендной платы для конкретной категории земель, нарушения принципа запрета необоснованных предпочтений.
Министерство обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), считая, что при расчете задолженности обоснованно применены ставки арендной платы, установленные региональным нормативным актом, при этом соблюден принцип экономической обоснованности, заключенный сторонами договор аренды, содержащий условие о применении при расчете арендной платы региональные ставки, до момента обращения министерства в арбитражный суд не оспаривался, оснований для расчета арендной платы истцом с применением базового размера равного 0,6 % от кадастровой стоимости не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу глава хозяйства просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании распоряжения министерства от 29.02.2012 N 402 министерство (арендодателем) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 29.02.2012 N 3-18 аренды земельных участков площадью 814 459 кв. м с кадастровым номером 26:18:110508:13, площадью 581 849 кв. м с кадастровым номером 26:18:110508:12, площадью 10 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:18:110508:14, местоположение которых установлено относительно расположенного в границах участков ориентира с почтовым адресом: Ставропольский край, Александровский район, в плане земель СХП "Новоставропольское", поле N 3, 7, п.с.о., относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Ставропольского края (далее - договор аренды, земельные участки). Срок аренды установлен с 29.02.2012 по 28.02.2022, годовой размер арендной платы составил 127 350 рублей 76 копеек, подлежащих внесению равными долями ежеквартально до 10 числа последнего месяца квартала. Надлежащее исполнение арендатором обязанности по внесению арендных платежей обеспечено неустойкой в виде пени из расчета 0,1% от размера невнесенной платы за каждый календарный день просрочки. Государственная регистрация договора аренды осуществлена 05.05.2012 под регистрационным N 26-26-02/002/2012-468.
Земельные участки переданы арендатору по акту приема-передачи от 29.02.2012.
Ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по внесению арендных платежей явилось основанием обращения министерства в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В силу статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - в своевременном внесении установленной договором платы за пользование имуществом (арендной платы).
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определяет, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Поскольку спорные участки относятся к публичной собственности, арендная плата за их использование носит регулируемый характер (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса)
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013) разъяснено, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Министерство произвело расчеты платы за пользование земельными участками в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 64-п.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (действует с 04.08.2009; далее - постановление от 16.07.2009 N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила). К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесен принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться (в применимой к спорному периоду редакции).
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Подпунктом "в" пункта 3 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период - до 01.03.2015) установлен предельный размер арендной платы - 0,6 % от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для сельскохозяйственного использования и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (в применимой к спорному периоду редакции).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/2011 сформулирован правовой подход, согласно которому закрепленные в постановлении от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены. Установленные названным актом ставки являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами. Ранее принятые нормативные акты публичных образований, регламентирующие размеры арендной платы за земельные участки, после 04.08.2009 могли быть проверены на соответствие указанным принципам и ориентирам. Размер платы за пользование земельными участками, относящимися к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Судебные инстанции при принятии обжалуемых судебных актов правомерно исходили из того, что размер платы за пользование земельными участками в спорный период не мог быть выше ставок, установленных Правилами для земель федеральной собственности. Новая редакция определения принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которой порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, к спорному периоду арендных правоотношений главы хозяйства и министерства не применим.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/2011 не признано в установленном порядке утратившим силу. Сформулированная в нем правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением от 16.07.2009 N 582 для земель федеральной собственности, подлежала применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Суду первой инстанции при принятии решения от 17.11.2014 не могло быть известно о сформулированной Верховным судом Российской Федерации в определениях от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558 правовой позиции о том, что постановление от 16.07.2009 N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу N А63-8785/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Г.А. Мантул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/2011 не признано в установленном порядке утратившим силу. Сформулированная в нем правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением от 16.07.2009 N 582 для земель федеральной собственности, подлежала применению судами с момента опубликования данного постановления в установленном порядке.
Суду первой инстанции при принятии решения от 17.11.2014 не могло быть известно о сформулированной Верховным судом Российской Федерации в определениях от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4 и от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558 правовой позиции о том, что постановление от 16.07.2009 N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а утвержденные этим постановлением правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2015 г. N Ф08-2417/15 по делу N А63-8785/2014
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-30/15
21.03.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-30/15
01.03.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8785/14
10.12.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8785/14
28.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2417/15
25.02.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-30/15
17.11.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8785/14