г. Краснодар |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А77-1140/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Грозный и Грозненском муниципальном районе Чеченской Республики (ИНН 2014025270, ОГРН 1032001200142) - Асхабова М.Л. (доверенность от 12.01.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике (ИНН 2014029116, ОГРН 1042002607844) - Арсгир А.У. (доверенность от 06.11.2014), Ахмиева Р.Р. (доверенность от 25.05.2015), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.10.2014 (судья Асабаев М.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А77-1140/2014, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Грозный и Грозненском муниципальном районе Чеченской Республики (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике (далее - управление) о взыскании 204 903 рублей 11 копеек штрафов за нарушения, выявленные в результате проведения выездной проверки - отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (статья 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), и непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 07.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2015, требование фонда удовлетворено.
Судебные акты мотивированы законностью требования фонда о взыскании спорных штрафов с управления и соблюдением процессуальных установленных правил проведения плановой выездной проверки.
В кассационной жалобе управление просит судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на представление истребованных фондом документов в полном объеме. Фонд не доказал отказ в предоставлении управлением запрошенных документов. Проверка проведена с нарушением требований части 1 статьи 35 Закона N 212-ФЗ без выезда на территорию плательщика страховых взносов. В нарушение части 23 статьи 35 Закона N 212-ФЗ должностное лицо фонда не составило справку о проведенной проверке. Управление лишили возможности участвовать при рассмотрении материалов проверки. Ссылается на непреднамеренность расхождений в акте сверки расчетов.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что фонд провел выездную проверку управления по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составил акт от 15.04.2014 N 97 и принял решение от 21.05.2014 N 27 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде взыскания 158 503 рублей 11 копеек штрафа по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также 46 400 рублей штрафа по статье 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с принятым решением фонд выставил управлению требование от 16.06.2014 N 27 об уплате 204 903 рублей 11 копеек штрафов в срок до 04.07.2014, которое в срок не исполнено.
Фонд обратился с заявлением в арбитражный суд о взыскании с управления указанных штрафов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам, судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования фонда и взыскали с общества штрафы по страховым взносам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования регулируются Законом N 212-ФЗ.
Согласно статье 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 29 Закона N 212-ФЗ фонду предоставлены полномочия взыскания недоимки, пеней и штрафов в бесспорном порядке, а также предъявления в арбитражные суды исков о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
По общему правилу взыскание недоимки по страховым взносам с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, т.е. за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, а при их недостаточности или отсутствии - за счет иного имущества плательщика страховых взносов.
Исключения из данного правила установлены в пункте 4 статьи 19 Закона N 212-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 4 статьи 18 Закона предусмотрен судебный порядок взыскания недоимки для организаций, которым открыт лицевой счет. К их числу относится и управление.
В трехмесячный срок со дня выявления у плательщика взносов недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов направляет ему требование, то есть письменное извещение о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов и обязанности уплатить эту сумму в установленный срок (статья 22 Закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, устанавливающие обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (пункт 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения проверки фонд направил управлению требование от 19.02.2014 N 27 о предоставлении документов (26 пунктов), полученное руководителем управления в тот же день, о чем свидетельствует соответствующая подпись.
Письмом от 07.03.2014 N 627 управление направило в фонд часть запрошенных документов, непредставление части запрошенных документов (расчетно-платежные ведомости за 2011 - 2013 годы, справки о доходах физического лица (2-НДФЛ) за 2011 - 2013 годы, кассовая книга за 2013 год (232 документа)) послужило основанием для вынесением фондом решения от 21.05.2014 N 27 о привлечении управления к ответственности в виде взыскания 158 503 рублей 11 копеек штрафа по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета и 46 400 рублей штрафа по статье 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.
Из пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Право должностного лица органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, а также порядок их представления регулируются статьей 37 Закона N 212-ФЗ, в силу части 7 которой отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Суд указала, что в материалах дела отсутствуют доказательства направления управлением документов, за непредставление которых оно привлечено к ответственности. В ходе проведения проверки управление не представило пояснения фонду о невозможности представления истребованных им документов.
Имеющееся в материалах дела письмо о направлении управлением по требованию фонда от 19.02.2014 истребованных им документов свидетельствует о направлении кассовых книг за 2011 - 2012 годы, сводов по заработной плате за 2011 - 2012 годы, карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений за 2011 - 2013 годы, копии штатного расписания, табелей учета рабочего времени за 2011 - 2012 годы. Доказательства направления управлением иных запрошенных фондом документов, в материалах дела не имеется. Довод управления о представлении других истребованных документов непосредственно проверяющим, в том числе по месту нахождения фонда, суд счел недоказанным. Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Аргументы о неправильном определении фондом обязательств по уплате страховых взносов, вызванных наличием расхождений между представленными управлением в фонд сведениями о персонифицированном учете застрахованных лиц и документами первичного учета (ведомостями о выплате заработной платы), что повлекло привлечение к штрафу по статье 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, управление не приводит. Доказательства, опровергающие вывод суда о наличии в действиях управления указанного состава правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Судебные инстанции не выявили также нарушения в расчете величины указанных штрафов. На ошибочность расчетов штрафов управление не ссылается.
Суд также учел, что управление, извещенное надлежащим образом о проведении в отношении него проверки, при ее проведении не направило какие-либо возражения; решение фонда, вынесенное по итогам проверки, не обжаловало.
С учетом изложенных обстоятельств вывод суда об обоснованном привлечении управления к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и статьи 48 Закона N 212-ФЗ основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам.
Довод управления о лишении его возможности участвовать при рассмотрении материалов проверки не подтверждается материалами дела.
Так, с решением о проведении выездной проверки от 19.02.2014 N 27 ознакомлен под роспись руководитель управления (т. 1, л. д. 41 - 42). Уведомление о рассмотрении материалов выездной проверки плательщика страховых взносов от 15.04.2014 N 27 направлено в адрес управления, о чем свидетельствует копия почтовой квитанции (т. 1, л. д. 38 - 40). По результатам проверки фонд составил справку о проведенной выездной проверке от 14.04.2014 N 27, направленную в управление по почте (т. 1, л. д. 46 - 50).
Согласно решению от 21.05.2014 N 27 материалы выездной налоговой проверки рассмотрены при участии руководителя управления, а также направлены в управление по почте (т. 1, л. д. 15).
Довод управления о том, что проверка фактически проводилась без выезда на территорию плательщика страховых взносов опровергается имеющейся в тексте акта от 15.04.2014 N 27 информацией.
Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.10.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А77-1140/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.