Мониторинг налогового потенциала региона
Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной и социально-бытовой сферами устанавливается определенная согласованность, взаимозависимость, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения. Мониторинг налогового потенциала региона предназначен для более глубокого исследования проблем теории и практики региональной экономики, мер антикризисной политики, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, кредитования инвестиций в реальный сектор экономики, а также моделирования эффективных схем формирования регионального бюджета. Концепция моделирования региональных экономических систем допускает два различных подхода: один - единой модели региона, охватывающей все его связи; другой - взаимосвязанной системы моделей, каждая из которых описывает отдельный элемент структуры региона. В первом случае модель должна располагать достаточно детализированной информацией о возможностях функционирования всех элементов региона, что является идеальным, но практически недостижимым вариантом. Во втором случае выделяются отдельные функциональные части, которые описываются с помощью различных экономико-математических моделей.
Декомпозиционный подход структурного анализа позволяет выделить следующие региональные подсистемы:
- производственный комплекс региона, обеспечивающий воспроизводство товаров и услуг производственно-технического назначения;
- социальный комплекс, обеспечивающий условия жизнедеятельности и воспроизводства населения региона;
- финансово-бюджетную систему, обеспечивающую перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной системами.
Свойства и отношения элементов финансово-бюджетной системы формально однороднее, чем экономические свойства и отношения региональных систем в целом. Существует большое количество конкретных отношений между элементами финансово-бюджетной системы. Вместе с тем в основе этого многообразия отношений находится конечный набор базовых отношений. Базовый набор отражает способность человека вычленять те или иные отношения при реализации. Остальные отношения сводятся к комбинации базовых отношений. Базовые отношения делятся на группы: временные, пространственные и др.
Системная модель, построенная в синтетическом процессе "моделирование - проектирование", должна быть многоуровневой моделью, способной представить проектируемую систему на любом из нескольких имеющихся уровней детализации. Поэтому моделирование на многих уровнях естественным образом вытекает из принципа синтеза моделирования и проектирования. Кроме того, этот метод моделирования играет важную роль при построении и использовании любой имитационной модели большого размера. Мониторинг оценки налогового потенциала региона должен базироваться на многокритериальной оптимизации функционирования региональных экономических систем с диалоговым компьютерным обеспечением на базе сценарных вариантов поведения систем. С методической точки зрения, речь идет о процессе, в котором должны учитываться, во-первых, основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен производиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям функционирования региональных экономических систем, то есть адекватности. Организационная схема формирования и функционирования мониторинга финансово-бюджетной системы, производственного и социально-экономического комплексов региона может быть представлена в следующем виде (см. схему).
|
u /--------------------\ /----------------\
---|Финансово-бюджетная |-----------------------| Постановка |--\
/---| система |-------\ /-------| целей и задач | |
| \--------------------/ | | \----------------/ |
| |
| /------------------------\ |
| |Стратегия социально-эко-| |
| |номического развития | |
| \------------------------/ |
| |
| /------------------------\ |
| | Совершенствование |-----\ |
| | налогового потенциала | | |
| \------------------------/ | | |
| | | | |
| | v |
| | /--------------------\|
| |----------|Формирование системы||
| | | критериев ||
| | \--------------------/|
| | |
| | |
| /------------------------\ | |
| | Разработка мониторинга | | |
| \------------------------/ | |
| /----------------------/ | |
| | |
| /--------------------\ /-------------------\|
| |Математическое и ин-|-----------------------| Корректировка ||
| |формационное обеспе-| | моделей ||
| |чение | | ||
| \--------------------/ \-------------------/|
| | |
| | | |
| | /------------------------\ | |
| \---------| Поиск оптимальных | | |
| | вариантов | | |
| \------------------------/ | |
| | |
| /------------------------\ | |
| | Выбор стратегий | | |
| \------------------------/ | |
| | |
| /------------------------\ | |
| | Оценка адекватности |----------/ |
| \------------------------/ |
| |
| /------------------------\ |
\-------------------------| Принятие решений |--------------------/
\------------------------/
Обозначения: u - управляющие воздействия; v - возмущающие воздействия.
Целевая функция подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей. В таких моделях цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования, в том числе и налогового потенциала.
Подобные схемы компьютерного мониторинга оценки налогового потенциала позволяют:
- производить диагностику социально-экономического положения региона с целью выявления особенностей его функционирования;
- выявлять основные факторы, влияющие на экономическую стабильность и финансовую устойчивость региона;
- проводить региональное индикативное, программно-целевое и бюджетное планирование;
- выявлять возможные социально-экономические последствия воздействия негативных вариантов развития ситуаций;
- осуществлять научно обоснованную оценку налогового потенциала региона;
- прогнозировать динамику развития налогового потенциала региона;
- прогнозировать объемы налоговых поступлений всех видов;
- прогнозировать объемы инвестиционных поступлений;
- оценивать региональные инвестиционные проекты;
- определять цели, задачи и приоритетные направления развития на региональном уровне;
- определять оптимальную структурную динамику развития региона, совокупность показателей функционирования финансово-бюджетной системы, промышленно-экономического комплекса и социальной сферы;
- анализировать изменения отраслевой структуры выпуска продукции и взаимосвязи динамики роста отраслей промышленности со сдвигами в региональной структуре производства.
А.Д. Морозов
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1