Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 г. N 66а-400/2023 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре Красюк А.В.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя административного истца Бурдиковой И.А. - Жилиной Н.Ю., представителя административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области Маракулиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурдиковой И.А. к Главному управлению строительства Тюменской области о признании не действующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района", распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" в части, установил:
административный истец Бурдикова И.А. в лице представителя Жилиной Н.Ю. с учетом уточнения исковых требований обратилась в Тюменский районный суд Тюменской области с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" и распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" в той мере в которой земельный участок с кадастровым номером <.......> отнесен к территориальной зоне "Зеленый фонд (Р1).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>. На основании заявления от 21 сентября 2020 года Бурдиковой И.А. был заказан градостроительный план. Ранее земельный участок находился в территориальной зоне: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), в настоящее время земельный участок располагается в зоне: зеленый фонд (Р1). 14 ноября 2021 года Бурдикова И.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в зоны застройки, однако, 09 декабря 2021 года ей было отказано. Административный истец указывает, что Правила землепользования и застройки в части нахождение земельного участка с кадастровым номером <.......> в территориальной зоне Р1 противоречит статьям 30,34 36 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ. Полагает, что Правила землепользования и застройки без учета фактического использования земельного участка и установленного вида разрешенного использования, нарушают права и законные интересы административного истца как собственника земельного участка.
Определением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 17 июня 2022 года административное дело передано в Тюменский областной суд для рассмотрения по подсудности.
Определением судьи Тюменского областного суда от 24 августа 2022 года административное исковое заявление принято к производству 08 сентября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Тюменского муниципального района.
Представитель административного истца Бурдиковой И.А. - Жилина Н.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, суду пояснила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки 2009 года земельный участок находился в зоне перспективной жилой застройки. Указала, что земельный участок был поставлен на градостроительный учет в 1993 года, границы участка были определены позже. Собственник земельного участка не может использовать участок в соответствии с видом разрешенного использования.
Представитель административного ответчика Главного управления строительства Тюменской области Маракулина Ю.И. в судебном заседании пояснила, что при установлении территориальной зоны были использованы данные Росреестра. На момент приобретения земельного участка он находился в зоне Р-1, осуществление индивидуального жилищного строительства на участке не было возможно. Нарушений прав административного истца в материалы дела не представлено. Предыдущий собственник обращалась с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Прокурор Козырева М.В. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку отнесение территории к определенной функциональной и территориальной зоне не свидетельствует о нарушении права административного истца.
Административный истец Бурдикова И.А., представители заинтересованных лиц Администрации Тюменского муниципального района, Администрации Переваловского МО в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, Бурдикова И.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 1500+/-14 кв. м, вид разрешенного использования - для ведения приусадебного хозяйства, расположенного по адресу: <.......> (т.1 л.д.43-45).
Генеральным планом Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района, утвержденным Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" (далее - Генеральный план, Генеральный план Переваловского муниципального образования) земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в функциональной зоне Р-1, частично в защитной прибрежной зоне и зоне улично-дорожной сети.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ следует, что утверждение Генерального плана муниципального образования, Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения муниципального образования, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области", ст. 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжением Правительства Тюменской области от 02.02.2015 N 67-рп "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Тюменской области по исполнению перераспределенных полномочий органов местного самоуправления" полномочия органов местного самоуправления Тюменского муниципального района по подготовке и утверждению документов территориального планирования (за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний) отнесены к полномочиям Главного управления строительства Тюменской области.
Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года. Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 01 августа 2016 (т.2 л.д.38).
В настоящее время Генеральный план Переваловского муниципального образования действует в редакции Распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 декабря 2020 N 176-р "О внесении изменений в распоряжение от 28.07.2016 N 064-р". Данное распоряжение опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 29 декабря 2020 (т.2 л.д.46).
Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области" (далее - Правила землепользования и застройки), которое было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 08 ноября 2016 (т.2 л.д.40). Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером <.......> расположен в территориальной зоне Р-1 "Зеленый фонд" и Т-1 "Зона улично - дорожной сети".
В настоящее время Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области действуют в редакции Распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 29 декабря 2021 N 198-р "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области, утвержденные Распоряжением от 08.11.2016 N 106-р", которое опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 09 августа 2022 года (т.2 л.д. 55).
Порядок подготовки и утверждения проекта генерального плана городского округа предусмотрен ст. 24 - 25 ГрК РФ.
03 июня 2016 года председателем Думы Тюменского муниципального района принято распоряжение N 52 о назначении публичных слушаний по проекту генерального плана Переваловского муниципального образования, в соответствии с ч. 11 ст. 24 ГрК РФ, опубликовано в газете "Красное знамя" от 07 июня 2016 года N 45 (8109) (т.1 л.д.128-129, 141). Публичные слушания по проекту Генерального плана Переваловского муниципального образования состоялись 27, 28 и 30 июня 2016 года (т.1 л.д. 139-139, 155-158, 159-165, 166-169, 170-173). Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете "Красное знамя" от 08 июля 2016 года N 55 (8119) (т.1 л.д.140).
Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года. Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 064-р от 28 июля 2016 года было опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 01 августа 2016 (т.2 л.д. 38).
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района N 1167 - ро от 12 ноября 2020 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области (т.1 л.д. 238). Общественные обсуждения прошли 15 декабря 2020 года (т.1 л.д. 239 - 240). Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете "Красное знамя" от 18 декабря 2020 года N 101 (8581) (т.1 л.д. 145).
Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области N 176-р от 28 декабря 2020 года "О внесении изменений в распоряжение от 28.07.2016 N 064-р" опубликовано на официальном портале органов государственной власти Тюменской области www.admtyumen.ru 29 декабря 2020 (т.2 л.д.46).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен ст. 31, 32, 33 ГрК РФ.
19 августа 2016 года председателем Думы Тюменского муниципального района принято постановление N 93 о назначении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Переваловского сельского поселения, которое было опубликовано в газете "Красное знамя" от 23 августа 2016 года N 68 (8132) (т.1 л.д.150, 179-180).
Общественные обсуждения прошли 11, 12 и 13 октября 2016 года (т.1 л.д.181 - 193), заключение о результатах общественных обсуждений от 18 октября 2016 года было опубликовано в печатном издании "Красное знамя" от 25 октября 2016 года N 86 (8150) (т.1 л.д.151).
Распоряжением Администрации Тюменского муниципального района N 06 - р от 21 декабря 2020 года назначены общественные обсуждения по проекту внесения изменения в Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области (т.1 л.д. 222). Общественные обсуждения прошли 01 февраля 2021 года (т.1 л.д. 223). Заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано в газете "Красное знамя" от 05 февраля 2021 года N 9 (8593) (т.1 л.д. 142).
Таким образом, Генеральный план Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утвержден распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28.07.2016 N 064-р (ред. от 28.12.2020), Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области утверждены распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08.11.2016 N 106-р (ред. от 29.12.2021), приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка принятия, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ)
Генеральный план муниципального образования является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон и утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Положения генерального плана муниципального образования направлены не только на отражение существующей территории, но и на планируемое развитие этой территории.
При принятии Генерального плана в 2016 году в с. Перевалово Переваловского муниципального образования в целях сохранения лесных массивов, земельный участок с кадастровым номером 72:17:1901001:731 отнесен к функциональной зоне Р-1 "Зеленый фонд".
В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ), градостроительные регламенты. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим в том числе территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон Российской Федерации, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 37 ГрК РФ).
В силу ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Исходя из положений ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
При этом согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, но при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (ст. 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогично эти положения закреплены в пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с выкопировками из карты функциональных зон Генерального плана и карты градостроительного зонирования части территории с. Перевалово Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером <.......> отнесен к функциональной зоне Р-1 "Зеленый фонд".
Согласно материалов дела, Бурдикова И.А. на основании договора купли-продажи от 10 августа 2020 года приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером <.......>, расположенного по адресу: <.......>", площадью 1500+/-14 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения приусадебного хозяйства, для иного использования (л.д.19-20).
14 ноября 2021 года Бурдикова И.А. обратилась в Комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки сельских поселений Тюменского муниципального района с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки (л.д.12).
Решением Комиссии от 02 декабря 2021 года Бурдиковой И.А. было отказано во внесении изменения в правила землепользования и застройки (л.д.11).
В соответствии с ранее действовавшим Генеральным планом Переваловского муниципального образования, утвержденного решением Думы Переваловского муниципального образования 28 апреля 2008 года, земельный участок с кадастровым номером <.......> располагался в зоне земельных насаждений общего пользования (л.д.120).
Доводы представителя административного истца о том, что территориальная зона Р-1 установлена без учета фактического использования земельного участка, что противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов РФ, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Право собственности административного истца на указанный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи в августе 2020 года (т.2 л.д.30-33).
На момент приобретения земельного участка с кадастровым номером <.......> действовавшими в тот период времени правилами землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области, утвержденными распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-р, в редакции распоряжения N 011-р от 02 февраля 2018 года, земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р-1.
Как следует из статьи 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить.
С учетом этого отнесение территории к определенной функциональной зоне, не соответствующей фактическому землепользованию, само по себе не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
При этом доводы административного истца, о том, что зона Р-1 на земельном участке с кадастровым номером <.......> установлена без учета сложившегося фактического землепользования не нашли своего подтверждения.
Так из материалов административного дела, в том числе из реестровых дел, графических схем и карт следует, что указанный земельный участок свободен от каких-либо жилых зданий и сооружений. Кроме того, административным ответчиком при разработке генерального плана учитывалось, что территория, отнесенная к зоне Р-1, свободна от какой - либо сложившейся застройки, и имеет на своей территории, произрастающие многолетние зеленые насаждения.
Таким образом, изменение функционального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером <.......> исключительно в интересах собственников участка нарушит баланс частных и публичных интересов, а также права неограниченного круга лиц на развитие территории муниципального образования.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В то время как норм, запрещающих нахождение земельного участка в различных функциональных зонах, градостроительное законодательство не содержит.
Судом не установлено нарушения прав административных истцов оспариваемыми нормативными правовыми актами, поскольку строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <.......> не было предусмотрено ни прежним Генеральным планом муниципального образования, ни действующими Правилами землепользования и застройки.
В целом установление баланса между частными и публичными правами и интересами достигается, в том числе, путем установления порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд с выплатой компенсации в связи с лишением права собственника, принадлежащего ему имущества в порядке Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении требований полностью или частично, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Поскольку судом не установлено, что Генеральный план Переваловского муниципального образования, утвержденный Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 N 064-р (ред. от 28.12.2020) "Об утверждении Генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области", Правила землепользования и застройки Переваловского муниципального образования, утвержденные Распоряжением Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 N 106-р (ред. от 29.12.2021) "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области" в оспариваемой части не соответствуют законодательству, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Красное знамя", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Главное управление строительства Тюменской области.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Бурдиковой И.А. к Главному управлению строительства Тюменской области о признании не действующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08 ноября 2016 года N 106-Р "Об утверждении правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района", распоряжение Главного управления строительства Тюменской области от 28 июля 2016 года N 064-Р "Об утверждении генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района" в части - отказать.
Возложить на Главное управление строительства Тюменской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2023 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 22 декабря 2022 г. N 3а-81/2022 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 08.11.2016 N 106-р "Об утверждении Правил землепользования и застройки Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области", распоряжения Главного управления строительства Тюменской области от 28.07.2016 N 064-Р "Об утверждении Генерального плана Переваловского муниципального образования Тюменского муниципального района Тюменской области"
Опубликование:
официальный сайт Тюменского областного суда (www.oblsud-tum.sudrf.ru)
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19 апреля 2023 г. N 66а-400/2023 настоящее решение оставлено без изменения