Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства природных
ресурсов и охран окружающей
среды Республики Коми
от 30 марта 2023 г. N 494
(приложение)
Доклад
по итогам обобщения правоприменительной практики осуществления в 2022 г. федерального государственного лесного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях лесного фонда Республики Коми, в том числе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 г. N 452 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми, Министерство) в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда на территории Республики Коми.
На землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор) осуществляют должностные лица Министерства и государственных учреждений, функции и полномочия в отношении которых осуществляет Министерство (далее - государственные лесные инспекторы), в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 23.09.2021 г. N 459 "Об установлении перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на территории Республики Коми" и приказом Минприроды Республики Коми от 12.07.2021 г. N 1001 "Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный государственный лесной контроль (надзор) на территории Республики Коми".
При осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) государственные лесные инспекторы руководствуются Федеральным законом от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1098 "О федеральном государственном лесном контроле (надзоре)".
В 2022 г. общая штатная численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда на территории Республики Коми составляла 534 штатные единиц (фактическая численность - 419 штатных единиц).
На 1 января 2022 г. количество лиц, деятельность которых является объектом федерального государственного лесного контроля (надзора), относящихся к следующим категориям риска составляло 365 лиц, из них 5 лиц со значительным риском, 49 лиц с умеренным риском и 311 лиц с низким риском.
В 2022 г. Минприроды Республики Коми федеральный государственный лесной контроль (надзор) в лесах осуществлялся посредством организации и проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий на плановой или внеплановой основе с взаимодействием или без взаимодействия с контролируемым лицом.
С учетом особенностей осуществления в 2022 контрольной (надзорной) деятельности, основная работа Министерства направлена на профилактику нарушений контролируемыми лицами обязательных требований лесного законодательства, с учетом рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Государственными лесными инспекторами за 2022 г. проведены следующие контрольные (надзорные) мероприятия: 2 внеплановых
инспекционных визита, 106 выездных обследований, 4 наблюдения за соблюдением обязательных требований.
По фактам выявленных нарушений требований законодательства за отчетный период возбуждено 427 дел об административных правонарушениях.
К административной ответственности по результатам рассмотрения дел привлечено 307 лиц.
По результатам рассмотрения дел наложено 119 административных штрафов на общую сумму 5616,1 тыс. руб. В доходную часть бюджета с учетом штрафов, назначенных в прошлые периоды взыскано 124 административных штрафа на общую сумму 9909,4 тыс. руб.
По результатам рассмотрения 185 дел об административных правонарушениях был применен вид административного наказания в виде предупреждения.
За 2022 г. должностными лицами Министерства, уполномоченными на рассмотрение административных дел, прекращено производство по 22 делам об административном правонарушении, из них:
- 14 дел прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ (наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ);
- 8 дел прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ (объявление устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ).
В установленном законодательством порядке обжаловались 14 постановления по делам об административных правонарушениях (далее - постановления), что составляет 12,7% от общего количества постановлений, вынесенных уполномоченными должностными лицами Министерства в 2022 г.
По результатам обжалований вынесено 5 решений об оставлении постановления в силе, по 3 постановлениям снижен размер административного штрафа. Вынесены судебные решения об отмене постановлений по 6 делам об административных правонарушениях, что составляет 5,5% от общего количества вынесенных постановлений. Постановления отменены в связи с отсутствием состава правонарушения, отсутствием события правонарушения, а также в связи с возвращением дел на новое рассмотрение.
В 2022 г. по нарушениям, содержащим признаки уголовного преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ (незаконная рубка), в следственные органы направлено 103 материала. Общий размер вреда, причиненного лесам вследствие незаконных рубок, составил 34 916,1 тыс. руб. По направленным материалам возбуждено 82 уголовных дел, по 16 материалам в возбуждении уголовного дела отказано, по остальным проводятся проверки.
Следствие по 35 уголовным делам приостановлено в связи с не установлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого. Судами прекращено 26 уголовных дел в связи с деятельным раскаянием нарушителей, по четырнадцати из них наложены судебные штрафы на общую сумму 1,3 млн. рублей.
К уголовной ответственности привлечено 16 человек по 14 фактам незаконных рубок, из которых восемь приговорены к лишению свободы (условно), пятеро в виде штрафа на общую сумму 1,1 млн. рублей и трое к обязательным работам.
В соответствии со ст. 100 Лесного Кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке. В 2022 году результатами претензионной исковой работы Министерства по возмещению вреда стали:
- предъявление 92 требований о добровольном возмещении вреда на общую сумму 26 019,6 тыс. руб.;
- нарушителями добровольно возмещен вред на сумму 3 158,5 тыс. руб. по 59 требованиям, в том числе предъявленным в предыдущие периоды;
- в судебные органы направлено 61 иск о возмещении вреда на общую сумму 133 933,9 тыс. руб.;
- вынесение судебных решений о возмещении вреда по 32 искам на сумму 336 656,3 тыс. руб.
- возмещение вреда на сумму 338 170,8 тыс. руб. по 35 судебным решениям, в том числе вынесенным по искам, предъявленным в прошлые периоды.
В отчетном периоде из общего количества обязательных требований законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, преобладали следующие нарушения:
- непредставление сведений (информации) (332 случая - 39%), в том числе несвоевременное предоставление отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении;
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (159 случаев - 19%), в том числе: нарушение требований об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков и требований к складированию древесины на лесосеках, засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором;
- незаконная рубка, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, в том числе незаконная рубка сухостойных деревьев (117 случаев - 14%);
- нарушение правил заготовки древесины (84 случая - 10%), в том числе: оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ, рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению.
В целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований приказом Минприроды Республики Коми от 17.12.2021 г. N 2047 утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному лесному контролю (надзору) на 2022 г. (далее - Программа профилактик).
По итогам комплексной профилактической работы в 2022 г.: проведено 95 профилактических визитов, 218 консультирований, 14 информирований, 1 обобщение правоприменительной практики, объявлено 147 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Для оценки эффективности и результативности профилактики правонарушений приказом Минприроды Республики Коми от 17.12.2021 г. N 2047 определены показатели. По основному показателю - улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора)), исходя из количества однотипных и повторяющихся нарушений обязательных требований одними и теми же подконтрольными субъектами, эффективность и результативность профилактики нарушения обязательных требований оценивается положительно. Все предусмотренные планом профилактические мероприятия исполнены в полном объеме. Уровень реализации Программы профилактики показывает, что предъявляемые обязательные требования исполняются (таблица 1).
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
Относительное отклонение показателя в сравнении с 2021 г. |
Причины отклонений показателей оценки эффективности |
|
2021 г. |
2022 г. |
||||
1. |
Улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) (в процентах). Оценивается исходя из количества однотипных и повторяющихся нарушений обязательных требований одними и теми же подконтрольными субъектами. Положительно оценивается снижение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (календарный год). Расчет осуществляется исходя из нарушений обнаруженных при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемым лицом. |
5 ед. |
2 ед. |
Увеличилось на 40% |
Увеличение показателей связано с ограничениями, введёнными постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336, а именно за счет снижения количества (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействия с контролируемым лицом и увеличения количества профилактических мероприятий. |
2. |
Доля профилактических мероприятий, проведённых в отчетном году (в процентах от общего числа запланированных профилактических мероприятий). Оценивается положительно при значении 100%. |
100% |
100% |
0% |
|
3. |
Количество выданных предостережений в отчетном году (в единицах). Оценивается положительно при увеличении значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (календарный год). |
37 ед. |
147 ед. |
Увеличилось на 25%. |
|
4. |
Доля плановых проверок, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований (в процентах от общего числа проведенных плановых проверок). Оценивается положительно при снижении значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (календарный год). |
21% |
0% |
Увеличилось на 21%. |
Кроме того, пунктами 45.1 - 45.4 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1098 установлен ключевой показатель результативности и эффективности лесного контроля как отношение вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами, к общему объему охраняемых законом ценностей (%).
Ключевой показатель рассчитывается по формуле:
КП=(Вобщ./ВВП(ВРП))х 100,
где:
Вобщ. - вред, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства за отчетный период, совершенных контролируемыми лицами (тыс. рублей);
ВВП - валовый внутренний продукт;
ВРП - валовый региональный продукт.
Целевое значение ключевого показателя определяется исходя из ежегодного снижения значения ключевого показателя на 1 процент.
В 2022 г.: объем ВРП в Республике Коми оценивается на уровне 806400,0 млн. рублей (распоряжение Правительства Республики Коми от 10.08.2022 г. N 350-р); размер вреда, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами на территории земель лесного фонда Республики Коми составил 20692,7 тыс. рублей. Ключевой показатель за 2022 г. составил 0,003%.
В 2021 г.: объем ВРП в Республике Коми оценивался на уровне 760200,0 млн. рублей (распоряжение Правительства Республики Коми от 10.08.2022 г. N 350-р); размер вреда, причиненный лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушений лесного законодательства, совершенных контролируемыми лицами на территории земель лесного фонда Республики Коми составил 176782,1 тыс. рублей. Ключевой показатель за 2021 г. составил 0,023%.
Таким образом целевое значение ключевого показателя в 2022 г. в сравнении с 2021 г. снизилось на 0,021%.
Значение ключевого показателя свидетельствует о применении исчерпывающего комплекса мер, предпринимаемых в целях снижения причиненного ущерба в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведении.
С целью недопущения нарушений требований лесного законодательства Министерство рекомендует:
- юридическими лицами, их должностными лицами и индивидуальными предпринимателями, обеспечить контроль соблюдения требований Лесного кодекса РФ, Правил пожарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины и иных требований, соблюдение которых является обязательным при использовании лесов;
- контролируемым лицам получать в установленном законодательством порядке консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного лесного контроля (надзора);
- заинтересованным лицам знакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (https://mpr.rkomi.ru/), в рамках информирования по вопросам соблюдения обязательных требований;
- контролируемым лицам, впервые приступающим к осуществлению использования лесов и (или) лесных участков, обеспечить участие своего представителя в осуществлении профилактических визитов, проводимых государственными лесными инспекторами.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 марта 2023 г. N 494 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.