В соответствии с Федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности", от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указами Президента России от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", а также в целях обеспечения безопасности детей в Республике Тыва:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Тыва на 2023 - 2026 годы (далее - Концепция).
2. Правительству Республики Тыва утвердить план мероприятий на 2023 - 2026 годы по реализации Концепции.
3. Разместить настоящее распоряжение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава Республики Тыва |
В.Ховалыг |
г. Кызыл |
|
Утверждена
распоряжением Главы
Республики Тыва
от 20 апреля 2023 г. N 225-РГ
Концепция
обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Тыва на 2023 - 2026 годы
I. Общие положения
Настоящая Концепция обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Тыва на 2023 - 2026 годы (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач и приоритетных мер, направленных на обеспечение безопасности, снижение рисков гибели и травматизма детей. В рамках Концепции понятия "дети", "детское население", "несовершеннолетние" являются равнозначными.
В последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов в стране. В 2020 году в Конституции России закреплено положение о том, что "дети являются важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации".
Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации ставит задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области поддержки и защиты детства, семьи.
В настоящей Концепции сформулированы основные направления государственной политики Республики Тыва в сфере обеспечения безопасности детства. Под безопасностью детства понимаются условия для полноценного развития несовершеннолетних, не вызывающие риска причинения вреда их жизни и здоровью (как физическому, так и психическому).
Реализация настоящей Концепции органами государственной власти Республики Тыва во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва, общественными организациями и некоммерческими объединениями, при поддержке территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных государственных учреждений в Республике Тыва позволит сконцентрировать усилия на решении конкретных проблем в вопросах безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, противодействия угрозам и рискам, имеющим место на территории Республике Тыва, задач по созданию современной среды и инфраструктуры, обеспечивающих полноценное развитие, обучение, отдых и досуг несовершеннолетних в республике.
Обеспечение безопасности детей - это общая задача органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества по усилению межведомственного взаимодействия и принятию совместных дополнительных мер в данном направлении.
Необходимость разработки и реализации Концепции обусловлена наличием острых проблем, связанных с обеспечением безопасности несовершеннолетних от внешних причин, гибелью и травматизмом детей на территории Республики Тыва.
II. Состояние системы обеспечения безопасности несовершеннолетних в Республике Тыва
Российская Федерация признает детство важным этапом развития человека и исходит из необходимости создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, их защиты от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В целях реализации приоритетных мер в вопросах защиты детства, семьи Президент России своим Указом от 29 мая 2017 года N 240 объявил 2018 - 2027 годы в Российской Федерации Десятилетием детства.
На протяжении его реализации в нашей республике наметились ряд позитивных тенденций в обеспечении благополучия детского населения.
За 2022 год по данным министерства здравоохранения республики отмечается снижение показателей младенческой (28 против 37, -24,3%) и детской смертности (90 против 102, -11,8%).
На 13% уменьшилось количество несчастных случаев с участием детей (135 против 155), в том числе и от дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних (65 против 81, -19,7%).
Ежегодно увеличивается охват детей, обучающихся в системе дополнительного образования, а также занимающихся физической культурой и спортом в общей численности детского населения.
Особое внимание по республике уделяется оказанию поддержки, защиты прав детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, в том числе и в рамках реализации социального контракта (за 2022 год оказана помощь 623 семьям).
Несмотря на принимаемые в регионе всесторонние меры и проводимые профилактические мероприятия по обеспечению безопасности детей и семей с детьми, в 2022 году не удалось избежать трагедий, в результате которых погибли или пострадали дети.
Отсутствие должного контроля со стороны родителей (законных представителей) за поведением и местонахождением несовершеннолетних, пренебрежение правилами безопасности, незанятость детей в свободное от учебы время создают условия и являются основными причинами, способствующими чрезвычайным происшествиям, приводящим, в том числе, к гибели и травматизму несовершеннолетних.
По данным медицинских учреждений смертность детей от внешних причин по итогам 2022 года увеличилось на 2% (53 против 52), в том числе от механической асфиксии на 66,7% (25 против 15), от утоплений на 200% (9 против 3).
По-прежнему актуальна проблема гибели и травматизма детей по причинам пожаров, отравлений угарным газом. В 2022 году в результате отравления угарным газом пострадало 14 несовершеннолетних, из них погибло 1 чел.
В зоне особого внимания находятся случаи самоубийств несовершеннолетних. Факты суицидов (17 фактов) и покушений на них (46 фактов) вызывают особое опасение, поскольку свидетельствуют о наличии серьезных проблем, связанных с формированием жизненных установок несовершеннолетних, ощущением неустроенности во внешнем мире, отсутствием занятости и вовлечения в социально полезную деятельность.
В целом причинами суицидов являются изменения ценностных ориентаций общества, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля родителей за поведением детей, ошибки семейного воспитания, школьного воздействия на личность ребенка.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания: негативное воздействие на подрастающее поколение средств массовой информации, социальная дифференциация, высокий уровень наркомании, алкоголизма, детской и подростковой преступности.
Рост преступности несовершеннолетних по республике за 2022 год составил 15,8% (235 против 203), удельный вес от общей численности преступлений составляет 5,5%.
Возрастает угроза детям от преступлений с использованием информационно-коммуникационных средств. Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть Интернет), став неотъемлемой частью жизни, все чаще используется для совершения правонарушений, направленных против личности, собственности, общественной безопасности и нравственности детей и подростков.
Как показывает анализ преступлений в отношении несовершеннолетних, даже находясь дома со своими родителями, дети не всегда бывают в безопасности. Все чаще основными методами воспитания становятся телесные наказания, крики, запугивание, оскорбления и унижения. На протяжении последних трех лет отмечается рост количества совершенных в отношении детей преступлений, сопряженных с насильственными действиями со стороны близких людей.
Одной из важных проблем, требующих нашего внимания является распространение экстремизма среди молодежи. В целях недопущения экстремистской преступности представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди молодежи, в том числе несовершеннолетних, путем проведения мер воспитательно-профилактического характера.
Наиболее подвержены различным рискам дети, находящиеся без надзора взрослых (родителей, законных представителей), проживающие в неблагополучных семьях.
Особого внимания требует социальная инфраструктура, в том числе созданная для обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей. Потенциальная опасность для детей на объектах социальной инфраструктуры: неисправное оборудование детских площадок, отсутствие освещения, ограждений, пешеходных дорожек, открытый доступ к чердачным и подвальным помещениям, не оборудованные для купания места, недостроенные объекты строительства и другие потенциально опасные объекты.
Сложившаяся в настоящее время ситуация с обеспечением безопасности несовершеннолетних требует концентрации усилий различных органов (ведомств) и организаций (учреждений) на решении конкретных проблем в вопросах безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, разработки и принятия комплекса дополнительных мер, которые позволили бы исключить или свести к минимуму случаи гибели и травматизма детей. При этом необходимо учитывать значимость соблюдения баланса между безопасностью детей и присущей им потребностью к познанию окружающего мира.
III. Цели и задачи Концепции
3.1. Цель Концепции - повышение уровня детской безопасности в Республике Тыва путем обеспечения единого подхода к решению вопросов сокращения гибели и травматизма несовершеннолетних, а также совершенствование развития и формирования их физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного здоровья, обеспечение защиты интересов детей и семей с детьми во всех сферах жизнедеятельности.
3.2. Задачи Концепции:
- прогнозирование, профилактика травматизма и гибели детей, своевременное выявление и устранение угроз безопасности, причин и условий, способствующих причинению вреда здоровью и жизни несовершеннолетних;
- обеспечение достойного уровня жизни детей, материального и семейного благополучия семей с детьми;
- формирование культуры семьи с детьми как базовой общественной ценности;
- обеспечение безопасных условий для досуга (в том числе и в каникулярный период), социализации, воспитания, физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей, а также для социальной адаптации и реабилитации детей;
- вовлечение общественных организаций, ассоциаций, субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, бизнес-сообществ в профилактическую работу по повышению детской безопасности;
- формирование у детей ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, культуры безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах, на водных объектах, а также обеспечение мер, направленных на освоение детьми практических навыков поведения в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование и поддержка навыков здорового образа жизни у детей и семей с детьми, популяризация культуры здоровья семьи как базовой ценности;
- реализация мер по противодействия жестокому обращению с детьми, предупреждению совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе в отношении половой неприкосновенности, а также обеспечение реабилитации пострадавших несовершеннолетних;
- реализация мер по предупреждению, снижению дорожно-транспортного травматизма, обеспечению безопасности детей на дорогах и при перевозке к месту обучения;
- обеспечение снижения подростковой преступности, в том числе и повторной;
- обеспечение профилактики семейного неблагополучия путем его раннего выявления и индивидуальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе;
- совершенствование мер, направленных на обеспечение безопасности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в организациях для детей-сирот и на воспитании в замещающих семьях, включая и изменение порядка подготовки кандидатов в замещающие родители, а также и обеспечение дальнейшего их (семей) сопровождения;
- совершенствование информационной и воспитательной работы, направленной на патриотическое воспитание, профилактику и предупреждение террористических и экстремистских проявлений среди молодежи;
- создание и развитие в информационном пространстве положительного детского и семейного контента, формирование надежной системы защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному здоровью и развитию;
- укрепление психического здоровья несовершеннолетних, оказание психологической помощи детям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения подростковых суицидов;
- совершенствование информационной и воспитательной работы, направленной на профилактику и предупреждение правонарушений, террористических и экстремистских проявлений среди несовершеннолетних.
IV. Реализация Концепции
В целях реализации Концепции Правительством Республики Тыва разрабатывается и утверждается План мероприятий, включающий в себя действия, направленные на решение основных задач по обеспечению комплексной безопасности детей в Республике Тыва.
Разработка плана мероприятий и его реализация по вопросам, входящим в компетенцию территориальных органов и учреждений федеральных органов исполнительной власти в Республике Тыва, осуществляется с их участием.
Реализация Концепции осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
5.1. Итогом реализации Концепции станет сформированная в Республике Тыва система дополнительных мер, направленная на создание безопасных условий для несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности, снижение рисков гибели и травматизма детей, повышение уровня ответственности за жизнь и здоровье детей.
5.2. Оценка состояния безопасности детей осуществляется по следующим показателям:
1) доля детей в общей численности населения;
2) численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) численность детей-инвалидов;
4) число умерших детей от внешних причин смерти в возрасте 0-17 лет на 100 тыс. человек соответствующего возраста;
5) коэффициент младенческой смертности (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми);
6) число умерших детей от самоубийств в возрасте до 17 лет;
7) число погибших несовершеннолетних в результате дорожно-транспортных происшествий (до 16 лет);
8) численность семей с детьми, охваченных мерами социальной поддержки;
9) доля детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общем числе детей этой возрастной категории;
10) численность детей в возрасте от 5 до 17 (включительно) лет, охваченных дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств;
11) доля детей в возрасте от 3 до 18 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей соответствующего возраста;
12) численность детей, отдохнувших за лето в организациях отдыха детей и их оздоровления;
13) количество детей, принявших участие в мероприятиях и (или) прошедших образовательные программы по вопросам информационной безопасности и (или) цифровой грамотности;
14) численность граждан, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность, в том числе: в возрасте от 7 до 13 лет, в возрасте от 14 до 30 лет;
15) доля выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, в возрасте от 14 до 17 лет (включительно) от общего числа лиц, совершивших преступления;
16) количество зарегистрированных преступлений по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженных с жестоким обращением с несовершеннолетним (статья 156 УК России);
17) число зарегистрированных насильственных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
5.3. Результатом реализации Концепции должно стать:
- формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства;
- снижение показателей младенческой и детской смертности;
- повышения уровня знаний и формирование осознания у детей необходимости соблюдения правил дорожного движения, правил пожарной и электробезопасности, безопасности в быту;
- снижение числа детей, травмированных и погибших в дорожно-транспортных происшествиях, при пожарах, на водных объектах, в быту, вследствие нарушения правил безопасного поведения, а также других чрезвычайных ситуациях вследствие отсутствия контроля за детьми со стороны взрослых;
- сокращение количества преступлений в отношении несовершеннолетних;
- сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- увеличение численности детей, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей в возрасте от 3 до 18 лет;
- развитие в детях способности распознать и противостоять негативной информации в социальной жизни, средствах массовой информации, интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информаций и контактов в сетях;
- формирование у детей доброжелательного, гуманного, нравственного отношения к окружающим;
- снижение количества суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних;
- создание системы обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок;
- повышение охвата семей мероприятиями, направленными на укрепление семейных ценностей, престижа семьи, материнства и отцовства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главы Республики Тыва от 20 апреля 2023 г. N 225-РГ "Об утверждении Концепции обеспечения комплексной безопасности детей в Республике Тыва на 2023 - 2026 годы"
Вступает в силу с 26 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 апреля 2023 г. N 1700202304260004