г. Краснодар |
|
05 июня 2015 г. |
Дело N А32-30097/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - производственного кооператива "Вертикаль" (ИНН 2304013164, ОГРН 1022300774781) - Кривошеева О.А. (доверенность от 02.02.2015), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Глущенко И.В. (доверенность от 22.12.2014), рассмотрев кассационную жалобу производственного кооператива "Вертикаль" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-30097/2012, установил следующее.
Производственный кооператив "Вертикаль" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту строительства Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным приказа Департамента строительства Краснодарского края от 26.07.2012 N 206.
Определением от 23.04.2013 департамент заменен на Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) в порядке правопреемства.
Решением суда от 19.11.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый приказ соответствует закону и не нарушает права и законные интересы кооператива.
Кооператив обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.11.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.02.2015, признать приказ департамента недействительным. Заявитель жалобы считает, что он не имел возможности уточнить границы горного отвода в установленный трехмесячный срок. Лицензия может быть отозвана только органом, выдавшим лицензию, - министерством. Департамент подменил функции другого государственного органа. Вследствие незаконных действий органов власти внести изменения в лицензию и уточнить границы горного отвода не представляется возможным. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) не устанавливает безусловную обязанность компетентного органа принять решение о прекращении лицензии, необходимо оценивать эту меру с точки зрения соразмерности и справедливости. Комиссия при департаменте не дала кооперативу возможность ознакомиться со всеми материалами, дать пояснения, предоставить доказательства, воспользоваться иными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом заседания комиссии 15.05.2012 отведенное на устранение время (3 месяца) истекло 15.08.2012, а не 01.07.2012.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 14.04.2005 министерство выдало кооперативу на добычу высокоизвестковистых мергелей лицензию N КРД 02485 ТЭ на право пользования недрами на Юго-Западном фланге Адербиевского месторождения с расположением участка недр в городе Геленджике.
Пунктом 3 соглашения к лицензии установлено, что владельцу лицензии необходимо ежегодно составлять план развития горных работ, добычу полезного ископаемого производить в соответствии с планами развития горных работ.
В ходе проведенной Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что кооператив не определил уточненные границы горного отвода, не разработал и не согласовал в установленном порядке план развития горных работ на 2012 год.
По результатам заседания постоянного действующей рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения, (протокол от 15.03.2012) департамент направил 26.03.2012 в адрес кооператива уведомление N 67-1593/12-0105 о возможно досрочном прекращении права пользования недрами, в котором сообщил о необходимости в срок до 01.07.2012 уточнить границы горного отвода и согласовать в установленном порядке план развития горных работ на 2012 год.
В установленный в уведомлении срок нарушения не устранены, поэтому 19.07.2012 постоянно действующей рабочей группой по рассмотрению вопросов, связанных с досрочным прекращением права пользования участками недр местного значения, принято решение рекомендовать департаменту прекратить право пользования недрами, предоставленное кооперативу по лицензии от 14.04.2005 N КРД 02485 ТЭ.
26 июля 2012 года департамент издал приказ N 206 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии КРД 02485 ТЭ от 14 апреля 2005 года, предоставленной кооперативу с целевым назначением "Добыча высокоизвестковистых мергелей на Юго-западном фланге Адербиевского месторождения"" (далее - приказ N 206).
Согласно пункту 2 приказа N 206 в связи с досрочным прекращением права пользования недрами кооперативу необходимо:
1) сдать в департамент оригинал лицензии N КРД 02485 ТЭ;
2) провести мероприятия, предусмотренные статьями 22, 26 Закона о недрах в соответствии с техническим проектом ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, согласованного не позднее 1 ноября 2012 года в порядке, установленном Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья".
Считая приказ N 206 незаконным, кооператив обратился в суд с заявлением.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, регулирует Закон о недрах.
Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Таким образом, лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользования недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 Закона о недрах установлены случаи досрочного прекращения органом, предоставившим лицензию, права пользования недрами: нарушение пользователем недр существенных условий лицензии; систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами; если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.
Согласно части четвертой статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 указанного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
При рассмотрении дела судами установлен факт невыполнения кооперативом существенных условий лицензионного соглашения, предусматривающего обязанность кооператива определить уточненные границы горного отвода и ежегодно составлять план развития горных работ. Материалами дела подтверждено отсутствие уточненных границ горного отвода и планов развития горных работ, в том числе на 2012 год.
Суд учли, что кооператив обжаловал отказ Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора в уточнении границ горного отвода. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2013 по делу N А32-13141/2012 (оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014) кооперативу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий Северо-Кавказского управления Ростехнадзора по отказу в согласовании уточненных границ горного отвода для разработки участка недр Юго-Западного фланга Адербиевского месторождения, предоставленного кооперативу, и обязании согласовать уточненные границы горного отвода площадью 2,65 га для разработки участка недр Юго-Западного фланга Адербиевского месторождения.
Обязанность по уточнению границ горного отвода и внесению соответствующих изменений в лицензию возникла у кооператива до получения уведомления о возможно досрочном прекращении права пользования недрами. Вместе с тем кооператив своевременно не принял надлежащие меры по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление недропользования в соответствии с условиями лицензии.
При рассмотрении довода кооператива об отсутствии у департамента полномочий по принятию решения о досрочном прекращении действия лицензии суд правомерно указал, что лицензия выдана кооперативу уполномоченным представителем министерства, однако в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 16.06.2003 N 551 "О департаменте строительства Краснодарского края" (в редакции, действовавшей до 31.11.2012 года) и постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.06.2006 N 545 "О совершенствовании деятельности администрации Краснодарского края в области недропользования" в период направления кооперативу уведомления о возможно досрочном прекращении действия лицензии и принятия приказа от 26.07.2012 N 206 уполномоченным органом по регулированию отношений недропользования на территории Краснодарского края являлся департамент. Таким образом, издавая приказ N 206, департамент действовал законно в качестве специально уполномоченного в сфере недропользования органа исполнительной власти Краснодарского края.
Затем в соответствии с пунктом 5 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О Министерстве природных ресурсов и лесного хозяйства Краснодарского края" министерству переданы функции департамента в сфере регулирования отношений в области недропользования.
Суд также признал соблюденной департаментом установленную процедуру принятия решения о досрочном прекращении действия лицензии.
Решение принято по истечении 3 месяцев с момента получения кооперативом уведомления о возможно досрочном прекращении действия лицензии.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь приведенными выше нормами законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что приказ N 206 издан в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением установленного законом порядка, поэтому признали правомерным досрочное прекращение департаментом права кооператива на пользование недрами по лицензии N КРД 02485 ТЭ.
Оснований для признания недействительным оспариваемого приказа у судов не имелось.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими имеющимся в деле доказательствам, сделанными с правильным применением норм материального права.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А32-30097/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.