Определение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2023 г. N 305-ЭС22-25851 по делу N А40-263181/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 11.05.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2022 по тому же делу
по исковому заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о признании незаконной деятельности общества с ограниченной ответственностью "Сити Мобил": по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; по передаче информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем; о запрете обществу с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" на территории Краснодарского края: 1) оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; 2) передавать информацию о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; 3) предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, к информационной системе сервиса "Сити Мобил" для получения информации о заказах на перевозку пассажиров и багажа легковым такси,
УСТАНОВИЛ:
как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - заявитель, министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, организации дорожного движения.
Сотрудниками Управления Министерства внутренних дел по городу Краснодару были выявлены факты, в соответствии с которыми посредством службы заказа такси "Сити Мобил" через мобильное приложение совершены заказы легкового такси. При этом услуги такси фактически оказывались лицами, не имеющими соответствующего разрешения.
Кроме того, в министерство поступило обращение гражданина о подаче службой заказа такси "Сити Мобил" транспортного средства и водителя,
который в соответствии с действующим законодательством не имел права на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа.
В ходе проверки указанных выше фактов министерство установило, что общество с ограниченной ответственностью "Сити Мобил" (г. Москва; далее - общество, ООО "Сити Мобил") является лицом, предоставляющим информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края (согласно данным из официального сайта: https://city-mobil.ru сети "Интернет"): перед заказом услуги ООО "Сити Мобил" предоставляет возможность потребителю ознакомиться с информацией о цене услуги; с помощью сервиса "Сити Мобил" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
ООО "Сити Мобил", как установлено судами, на возмездной основе осуществляется деятельность по предоставлению информационных услуг перевозчикам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и их работникам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов самостоятельно на свой страх и риск.
При этом ООО "Сити Мобил" принимает заказы и передает их лицам, в том числе не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, посредством использования номеров телефонов, официального сайта и мобильного приложения заказа такси "Ситимобил: Заказ такси".
При этом ООО "Сити Мобил", как указывал заявитель, систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси.
Таким образом, по мнению министерства, деятельность ООО "Сити Мобил", направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, предоставляет опасность для неопределенного круга лиц, что, в свою очередь, послужило поводом для обращения в суд с иском по настоящему делу.
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 11.05.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суды указали на то, что ООО "Сити Мобил" не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и не получает доход от реализации таких услуг.
На балансе общества отсутствуют транспортные средства, предназначенные для оказания данных услуг. Общество не состоит в трудовых и гражданско-правовых отношениях с водителями такси, предполагающих поручение водителям оказывать соответствующие услуги.
ООО "Сити Мобил" не является диспетчерской службой, осуществляющей распределение заказов между перевозчиками. Общество не назначает водителей на выполнение конкретных заказов. Перевозчики самостоятельно принимают решение о принятии к исполнению того или иного заказа или наделяют своих водителей таким правом.
Деятельность общества сводится к оперированию информационной площадкой (маркетплейсом), на которой размещается информация о текущем спросе и предложении на рынке услуг такси и иных транспортных услуг.
Участники этого рынка (перевозчики и пассажиры) самостоятельно заключают между собой сделки. Общество лишь обеспечивает информационную поддержку сторон в процессе их взаимодействия. В рамках своей хозяйственной деятельности ООО "Сити Мобил" за вознаграждение предоставляет перевозчикам информацию о спросе пассажиров на услуги по перевозке, а также предоставляет техническую возможность через мобильное приложение пассажирам сообщить о своем желании совершить поездку, а перевозчикам - о своем желании удовлетворить потребность пассажира.
Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу, заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов, изложенных в жалобе заявителя, по материалам истребованного дела установлены основания для её передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе министерство указывает на то, что согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Аналогичная норма закреплена и в части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1217-КЗ).
Под разрешением понимается документ, подтверждающий право перевозчика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (статья 1 Закона N 1217-КЗ).
В силу части 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение.
Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 9 N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Данная норма также содержится в части 3 статьи 3 Закона N 1217-КЗ.
Частью 7 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Таким образом, как указывает заявитель, только лицо, получившее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеет право осуществлять такую деятельность, при этом исключительно на том транспортном средстве, сведения о котором внесены в соответствующее разрешение, которое в обязательном порядке должно находится в транспортном средстве.
В настоящем случае ООО "Сити Мобил", как указывает заявитель, является владельцем программы для электронных вычислительных машин и страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляющих возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.
Таким образом, фактически ООО "Сити Мобил" осуществляет функции службы заказа такси (диспетчерской службы), то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перевозчикам доступ к указанной базе данных. Информируя население о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, ООО "Сити Мобил" фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков.
ООО "Сити Мобил", по мнению министерства, является посредником между водителями и пассажирами, осуществляя функции диспетчерской службы, принимая заявки на перевозку пассажиров и распределяя их между определенными водителями. Наряду с водителями, которые непосредственно осуществляют перевозки пассажиров и багажа легковым такси, в отсутствие сведений о праве на осуществление таких перевозок, ООО "Сити Мобил" создает условия для таких перевозок, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга лиц.
Таким образом, учитывая указанные выше положения действующего законодательства, а также то, что ООО "Сити Мобил" систематически допускает передачу поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси, министерство полагает, что в настоящем случае имеются основания для удовлетворения исковых требований, а суды допустили существенную ошибку в толковании норма материального права.
Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда 11.05.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.09.2022 по тому же делу с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 19 апреля 2023 г. N 305-ЭС22-25851 по делу N А40-263181/2021
Опубликование:
-