г. Краснодар |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А32-37289/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Гевондяна Каро Вильгельмовича (ИНН 231114339072, ОГРНИП 304231104300013) - Хугаева А.Т. (доверенность от 09.06.2015), в отсутствие ответчика - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), третьего лица - Управления транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 (судьи Ильина М.В., Мисник Н.Н., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-37289/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Гевондян К.В (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрации) о взыскании 2 279 322 рублей 40 копеек задолженности в счет возмещения недополученных доходов при осуществлении пассажирских перевозок в ноябре - декабре 2013 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привечено Управление транспорта и охраны окружающей среды муниципального образования город Краснодар (далее - управление).
Решением суда от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.03.2015, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что администрация необоснованно уклоняется от выплаты субсидий.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. В обоснование жалобы приведены следующие доводы:
- администрация не является главным распорядителем бюджетных средств;
- надлежащим ответчиком является управление;
- денежные средства на оплату субсидий должны были быть выделены управлению Департаментом финансов администрации муниципального образования города Краснодара, поэтому администрация не является надлежащим ответчиком.
- из расчета истца не видно, каким образом произведен расчет задолженности;
- отсутствуют сведения о пассажиропотоке по данному виду транспорта, об экономически обоснованном тарифе на перевозку одного пассажира и расчет этого тарифа.
В судебном заседании представитель предпринимателя обосновал возражения по доводам жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель (перевозчик) и администрация (заказчик) заключили договоры на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения от 09.07.2010, 15.08.2011, 16.05.2013, 19.08.2013, 03.12.2013, по условиям которых администрация поручила, а перевозчик принял на себя обязательства осуществлять регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, указанным в приложении к договорам. Данное приложение является неотъемлемой частью договоров на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения и, помимо маршрута, содержит также наименование, количество, тип, категорию, класс транспортного средства, расписание движения по муниципальным городским и муниципальным пригородным маршрутам.
По условиям пункта 2.1.4 договоров от 09.07.2010, 15.08.2011, 16.05.2013, 19.08.2013 администрация обязалась своевременно организовать работы по возмещению затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения, обеспеченных финансированием в местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар). Аналогичная обязанность содержится в пункте 2.4 договора от 03.12.2013.
Судами установлено и администрация не оспаривает, что с ноября по декабрь 2013 года предприниматель перевозил граждан по городским и пригородным маршрутам по цене проезда, установленной ниже фактической стоимости перевозки пассажиров и багажа.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.07.2013 N 19/2013-ат "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом в размере 1,22 рубля за пассажиро-километр в пригородном сообщении муниципального образования город Краснодар на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения в отношении маршрутов, по которым предприниматель осуществляет перевозки.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 23.10.2013 N 30/2013-ат "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом на пригородных и междугородных маршрутах регулярного сообщения Краснодарского края", действующим до его отмены Приказом Региональной энергетической комиссии от 07.05.2014, на основании экспертного заключения установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом: на междугородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1,42 рубля за каждый пассажиро-километр; на пригородных маршрутах регулярного сообщения в размере 1,29 рубля за каждый пассажиро-километр. Установлен также предельный максимальный тариф на провоз каждого места багажа в автобусах всех типов в зависимости от расстояния.
В соответствии с постановлением администрации от 11.08.2009 N 2829 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими перевозки граждан в автомобильном транспорте на муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар на условиях предоставления меры социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 21.05.2009 N 56 П.7 "Об установлении на территории муниципального образования город Краснодар меры социальной поддержки по оплате проезда жителям муниципального образования город Краснодар" право на получение субсидий в соответствии с утвержденным порядком имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар.
Субсидии предоставляются получателю в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и одного места багажа на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар по тарифам, установленным муниципальными правовыми актами муниципального образования город Краснодар, ниже уровня экономически обоснованных тарифов на указанные услуги.
Расчет размера субсидий, согласно части 5 Порядка, осуществляется Управлением транспорта администрации муниципального образования город Краснодар на основании документов, представляемых получателем до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Постановлением администрации от 28.05.2013 N 3563 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п.1" отменено действие постановления от 28.08.2009 N 3006 с момента опубликования (28.05.2013) и установлен новый порядок возмещения неполученных доходов, согласно которому право на получение субсидий имеют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки на территории муниципального образования город Краснодар, в связи с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар" (далее - получатель), обратившиеся за получением субсидий.
Субсидии предоставляются получателям в целях возмещения недополученных доходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 N 43 п. 1 "О предоставлении отдельным категориям граждан, постоянно проживающим на территории муниципального образования город Краснодар, дополнительных мер социальной поддержки по оплате проезда на муниципальных пригородных автобусных маршрутах регулярного сообщения муниципального образования город Краснодар". Возмещению подлежат недополученные доходы, образовавшиеся в связи с предоставлением указанных дополнительных мер социальной поддержки с 01.03.2013.
Пунктам 1 и 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 15 Кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, то есть расходов, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу статьи 9 Закона Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции организовывают транспортное обслуживание населения в пределах муниципального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края, а также компенсируют убытки перевозчикам, обслуживающим муниципальные городские, муниципальные пригородные и муниципальные междугородные маршруты, образующиеся от работы по тарифам, установленным ниже себестоимости перевозки пассажиров, а также от работы на маршрутах, функционирование которых и количество выполняемых рейсов (время работы) обусловлено социальной необходимостью, в соответствии с договорами на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключенными органом местного самоуправления.
Суды изучили представленные доказательства, подтверждающие осуществление перевозок и выполнение предпринимателем возложенных на него администрацией обязанностей по осуществлению льготных перевозок отдельных категорий граждан по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований заявителя в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению. Согласно условиям заключенных договоров именно администрация обязана обеспечить выплаты затрат, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах. Предприниматель не имеет договорных отношений с управлением. Возложение решением городской Думы на управление обязанностей по контролю за определением объема предоставления субсидий и произведению расчета предоставляемых субсидий не является основанием для признания управления ответчиком по рассматриваемому спору. В данных отношениях управление выступает в качестве структурного подразделения администрации для целей исполнения последней принятых на себя обязательств. Указание на то, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Департамент финансов администрации муниципального образования города Краснодара, который должен был выделить денежные средства управлению, несостоятельно, так как именно администрация отвечает за реализацию муниципальных программ.
Доводы заявителя жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о пассажиропотоке по транспорту, об экономически обоснованном тарифе на перевозку одного пассажира надлежит отклонить, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В материалы дела представлены билетно-учетные листы водителей, подтверждающие пассажиропоток, а также приказы уполномоченного органа об утвержденном размере тарифа на перевозку одного пассажира.
Довод о том, что из расчета не видно, каким образом произведен расчет задолженности, отклоняется. Согласно утвержденному городской Думой Краснодара порядку предоставление субсидий осуществляется управлением на основании представленных перевозчиком документов (пункт 7 Порядка), соответственно, расчет предоставляемых субсидий произведен не предпринимателем, а управлением, выступающим от лица администрации в качестве лица, контролирующего исполнение обязательств по осуществлению перевозок отдельных категорий граждан. Управление, произведя расчет выделяемых субсидий, не указывало на предоставление неполного пакета документов или неточных данных. Фактически администрация оспаривает расчет, произведенный управлением, которому администрация поручила контроль за исполнением обязательств по осуществлению перевозок отдельных категорий граждан. Данное обстоятельство свидетельствует об уклонении администрации от исполнения принятых на себя обязательств. Кроме того, доводы о необоснованности размера исковых требований в судах первой и апелляционной инстанций не приводились.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу N А32-37289/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.