Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4 к постановлению
Правительства Ивановской области
от 24.04.2023 N 179-п
Приложение 16
к государственной программе
Ивановской области
"Развитие образования
Ивановской области"
Порядок
предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации на капитальный ремонт объектов общего образования
1. Общий порядок предоставления и распределения субсидий
1.1. Настоящий Порядок определяет цели, условия, порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации на капитальный ремонт объектов общего образования (далее соответственно - Субсидия, Мероприятие).
Целью предоставления Субсидии является подготовка проектной документации в целях ее дальнейшего использования для капитального ремонта объектов общего образования на территории Ивановской области за счет средств областного бюджета, а также путем привлечения на указанные цели средств федерального бюджета.
1.2. Субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований Ивановской области на следующих условиях:
а) наличие муниципальных правовых актов, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются Субсидии, в соответствии с требованиями настоящего Порядка и сроки их реализации;
б) заключение соглашения о предоставлении Субсидии в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящего Порядка;
в) осуществление полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Департаментом конкурсов и аукционов Ивановской области в случаях осуществления муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов и аукционов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1.3. Определение и установление предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Ивановской области осуществляется в следующем порядке.
Доля расходов областного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств муниципальных образований Ивановской области не должна превышать 99%:
для высокодотационных муниципальных образований Ивановской области;
для муниципальных образований Ивановской области, в бюджетах которых доля налоговых доходов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 10% доходов местных бюджетов;
для муниципальных образований Ивановской области, включенных в Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р, в случае предоставления им Субсидий на реализацию мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов, инвестиционных проектов в моногороде - в отношении данных Субсидий;
для муниципальных образований Ивановской области в случае предоставления им Субсидий, общий объем которых, предусмотренный для распределения между муниципальными образованиями Ивановской области из областного бюджета по соответствующей целевой статье расходов бюджета, превышает 500,0 млн руб., - в отношении данных Субсидий.
Доля расходов областного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств муниципальных образований Ивановской области, не перечисленных в абзацах третьем - шестом настоящего пункта, не должна превышать 95%.
Высокодотационными считаются (признаются) муниципальные образования Ивановской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет составляла свыше 50% собственных доходов местных бюджетов.
1.4. Контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области условий, целей и порядка предоставления Субсидий осуществляется главным распорядителем бюджетных средств - Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области (далее - Департамент строительства) и органами государственного финансового контроля Ивановской области.
2. Порядок отбора муниципальных образований Ивановской области и распределения Субсидий
2.1. Отбор муниципальных образований Ивановской области (далее - Отбор) осуществляется комиссией, созданной при Департаменте строительства из представителей Департамента строительства и Департамента образования Ивановской области (далее - Комиссия). Возглавляет Комиссию начальник Департамента строительства.
2.2. Для участия в Отборе орган местного самоуправления муниципального образования Ивановской области направляет в Департамент строительства сводную заявку, составленную по форме согласно приложению к настоящему Порядку, подписанную главой муниципального образования Ивановской области (далее - Заявка).
2.3. Прием Заявок осуществляется с 1 июля по 1 августа года, в котором составляется проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2.4. Отбор осуществляется в соответствии с пунктами 2.5 - 2.11 настоящего Порядка в срок до 1 сентября года, в котором составляется проект бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
2.5. К Заявке должны быть приложены:
а) письменное обязательство муниципального образования Ивановской области, подписанное главой муниципального образования Ивановской области, по финансированию из бюджета муниципального образования Ивановской области заявленных Мероприятий;
б) копия муниципальной программы;
в) копия расчета начальной (максимальной) цены контракта, определяющего стоимость проектных работ в текущих ценах;
г) информация об использовании разрабатываемой проектной документации в целях привлечения средств федерального бюджета на финансирование капитального ремонта объектов общего образования на территории Ивановской области (при наличии);
д) документы, подтверждающие степень износа несущих конструкций объекта общего образования.
Документы и копии документов представляются на бумажном носителе, сброшюрованные в одну папку в указанной очередности и скрепленные печатью органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области.
2.6. Заявленные после сроков, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка, Мероприятия могут участвовать в дополнительном отборе, порядок проведения которого установлен пунктами 2.5 - 2.11 настоящего Порядка.
2.7. При проведении Отбора (дополнительного отбора) Комиссия осуществляет ранжирование Мероприятий исходя из следующих критериев оценки:
а) состояние несущих конструкций объекта общего образования (максимальная оценка - 10 баллов, минимальная оценка - 0 баллов):
степень износа более 70% - 10 баллов (недопустимое состояние конструкций);
степень износа 50 - 70% - 5 баллов (ограниченно работоспособное состояние конструкций);
степень износа менее 50% - 0 баллов (работоспособное состояние конструкций);
б) использование разрабатываемой проектной документации в целях привлечения средств межбюджетных трансфертов на финансирование капитального ремонта объектов общего образования на территории Ивановской области (максимальная оценка - 10 баллов, минимальная оценка - 0 баллов):
разрабатываемая проектная документация используется в целях привлечения средств федерального бюджета на финансирование капитального ремонта объектов общего образования на территории Ивановской области - 10 баллов;
разрабатываемая проектная документация не используется в целях привлечения средств федерального бюджета на финансирование капитального ремонта объектов общего образования на территории Ивановской области - 0 баллов.
2.8. Комиссией не рассматриваются Мероприятия:
а) не соответствующие требованиям настоящего Порядка;
б) в отношении которых муниципальным образованием Ивановской области предоставлена неполная и (или) недостоверная информация, предусмотренная пунктом 2.5 настоящего Порядка.
2.9. Распределение Субсидий между муниципальными образованиями Ивановской области осуществляется в порядке убывания ранга в пределах объема бюджетных ассигнований на финансирование действующих и принимаемых обязательств Ивановской области:
в очередном финансовом году и плановом периоде, доведенного до Департамента строительства в соответствии с Порядком составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 26.05.2009 N 150-п;
в текущем финансовом году, доведенного до Департамента строительства в установленном порядке в результате внесения изменений в закон Ивановской области об областном бюджете (сводную бюджетную роспись областного бюджета).
2.10. В случае недостаточности средств, предусмотренных на реализацию Мероприятия за счет средств областного бюджета в заявленном объеме, осуществляется переход к рассмотрению следующего по рангу Мероприятия.
2.11. В случае если по результатам ранжирования Мероприятия набрали одинаковое количество баллов, Отбор (дополнительный отбор) осуществляется в порядке увеличения стоимости капитального ремонта на одно место в общеобразовательной организации.
2.12. Результаты Отбора (дополнительного отбора) оформляются протоколом заседания Комиссии в течение 5 дней с даты проведения заседания Комиссии.
Размер Субсидии, предоставляемой бюджету каждого муниципального образования Ивановской области для дальнейшего утверждения законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, определяется распоряжением Департамента строительства.
2.13. Распределение Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области осуществляется на основании Отбора (дополнительного отбора) и утверждается в установленном порядке законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
2.14. В ходе реализации Мероприятий может осуществляться уточнение распределения Субсидий между муниципальными образованиями Ивановской области и отобранными Мероприятиями.
В распределение Субсидий могут вноситься следующие уточнения:
а) распределение дополнительного объема Субсидий на реализацию Мероприятий, отбор которых осуществляется в соответствии с пунктом 2.6 настоящего Порядка;
б) изменение объема Субсидий на реализацию Мероприятий по результатам уточнения стоимости реализации Мероприятий.
2.15. Подготовка предложений по внесению изменений в распределение Субсидий осуществляется Комиссией.
Предложения Комиссии оформляются в форме протокола.
Внесение изменений в распределение Субсидии осуществляется на основании предложений Комиссии в порядке, предусмотренном для внесения изменений в закон Ивановской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
2.16. Увеличение объема Субсидий по результатам уточнения стоимости Мероприятий производится в пределах нераспределенных объемов Субсидии в порядке убывания ранга Мероприятий, в отношении которых требуется увеличение Субсидий из областного бюджета.
2.17. В случае увеличения в текущем финансовом году Субсидии в размере, не превышающем остатка Субсидии, не использованной на начало текущего финансового года на оплату муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования Ивановской области, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году (далее - остаток Субсидии), Отбор (дополнительный отбор) не проводится.
В распределении Субсидии остаток Субсидии не отражается.
2.18. В случае увеличения в 2023 году Субсидии в размере, не превышающем остатка Субсидии, не использованной на начало 2023 года на оплату муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования Ивановской области, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в 2022 году (далее - остаток Субсидии 2022 года), Отбор (дополнительный отбор) не проводится.
В распределении Субсидии остаток Субсидии 2022 года не отражается.
3. Порядок предоставления Субсидий
3.1. Предоставление Субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области осуществляется на основании соглашений, заключенных между главным распорядителем бюджетных средств - Департаментом строительства и исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Ивановской области (далее - Соглашение).
Соглашение должно содержать положения, предусмотренные подпунктами "а - д. 1", "ж - о" пункта 7 Правил формирования, предоставления и распределения Субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п (далее - Правила).
Типовая форма Соглашения утверждается Департаментом финансов Ивановской области. Соглашение заключается в соответствии с указанной типовой формой.
Соглашение заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение Субсидий соответствующему муниципальному образованию Ивановской области.
В Соглашении, заключенном на срок, на который в установленном порядке утверждено распределение Субсидий между муниципальными образованиями Ивановской области, доля расходов областного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств (уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования Ивановской области за счет Субсидии из областного бюджета) определяется на дату заключения Соглашения и остается неизменной в течение срока действия Соглашения.
В случае увеличения в текущем финансовом году Субсидии в размере, не превышающем остатка Субсидии, не использованной на начало текущего финансового года на оплату муниципальных контрактов, заключенных от имени муниципального образования Ивановской области, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в Соглашение могут быть внесены изменения в части уточнения (уменьшения) значений результатов использования Субсидии в отчетном финансовом году с соответствующим уточнением (увеличением) значений результатов использования Субсидии в текущем финансовом году. Указанные изменения не учитываются при применении мер ответственности, предусмотренных пунктом 12 и 15 Правил.
3.2. В случае если Соглашение предусматривает предоставление Субсидии в течение части срока реализации мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, такое Соглашение должно содержать сведения об объемах бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования Ивановской области на исполнение соответствующих расходных обязательств и условия, предусмотренные подпунктами "б - н" пункта 7 Правил, установленные на весь срок реализации соответствующих мероприятий, и предусматривать ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предусмотренных таким Соглашением обязательств.
3.2.1. Внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования Субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления Субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации и Ивановской области, а также в случае сокращения размера Субсидии.
Основанием для внесения изменений в Соглашение также является уменьшение сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, на софинансирование которых предоставлена Субсидия, по результатам проверки достоверности сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) уменьшение цены муниципального контракта по результатам торгов на право его заключения.
3.2.2. Объем бюджетных ассигнований местного бюджета на финансовое обеспечение расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, утверждается решением представительного органа местного самоуправления муниципального образования Ивановской области о бюджете (сводной бюджетной росписью местного бюджета) исходя из необходимости достижения установленных Соглашением значений результатов использования Субсидии.
3.2.3. В случае направления дополнительных средств местных бюджетов на финансовое обеспечение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, для достижения значений результатов использования Субсидии органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, общий объем бюджетных ассигнований, размер Субсидии и уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования Ивановской области за счет Субсидии из областного бюджета, указанные в Соглашении, не подлежат изменению.
3.2.4. В случае уменьшения сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства Субсидия предоставляется в объеме, определенном исходя из уровня софинансирования, предусмотренного Соглашением.
3.2.5. Соглашение заключается до 15 февраля текущего финансового года или не позднее 30 дней после дня вступления в силу закона Ивановской области о внесении изменений в закон Ивановской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, предусматривающего предоставление Субсидии.
3.3. Перечисление Субсидии из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований Ивановской области осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам муниципальных образований Ивановской области в Управлении Федерального казначейства по Ивановской области, - 03231 "Средства местных бюджетов", в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств.
Доведение предельных объемов финансирования Субсидии осуществляется Департаментом строительства в сумме, соответствующей объему выполненных работ и (или) сумме аванса, на основании решения о доведении предельных объемов финансирования на лицевой счет по переданным полномочиям получателя бюджетных средств. В случае если муниципальным контрактом, предметом которого является выполнение работ по проектированию строительства (реконструкции), капитального ремонта, строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства, капитального ремонта объектов капитального строительства и ремонта линейных объектов, благоустройства территорий, предусмотрено его поэтапное выполнение, выплата аванса осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Решение о доведении (отказе в доведении) предельных объемов финансирования на лицевой счет по переданным полномочиям получателя бюджетных средств принимается Департаментом строительства в течение 7 рабочих дней со дня представления муниципальным образованием Ивановской области следующих документов:
заявки муниципального образования Ивановской области на подтверждение необходимости доведения предельного объема финансирования, представляемой в произвольной форме;
заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке копий муниципальных контрактов, заключенных в целях реализации Мероприятия;
заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке копий иных договоров, заключенных в целях реализации Мероприятия;
письменного обязательства муниципального образования Ивановской области по софинансированию из бюджета муниципального образования Ивановской области выполненных работ (услуг);
копий документов о стоимости и объемах выполненных работ (услуг) по проектированию (корректировке), иных документов, подтверждающих необходимость оплаты затрат в соответствии с требованиями, установленными Соглашением;
заверенных копий счетов на оплату авансовых платежей по муниципальным контрактам, заключаемым муниципальным образованием Ивановской области, источником финансового обеспечения которых являются средства Субсидии.
В случае принятия решения о доведении предельных объемов финансирования Департамент строительства направляет в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения в адрес муниципального образования Ивановской области заключение о необходимости оплаты соответствующих затрат.
В случае принятия решения об отказе в доведении предельных объемов финансирования Департамент строительства направляет в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения в адрес муниципального образования Ивановской области письменное уведомление об отказе в доведении предельных объемов финансирования с указанием причин для отказа. Основанием для отказа являются выявленные Департаментом строительства в ходе проверки указанных в настоящем пункте документов недостоверность и (или) неполнота содержащихся них сведений.
Предоставление муниципальными образованиями Ивановской области в управление Федерального казначейства по Ивановской области документов, подтверждающих необходимость оплаты затрат на выполнение работ (услуг), без заключения Департамента строительства о необходимости оплаты соответствующих затрат не допускается.
3.4. Оценка эффективности использования Субсидий осуществляется Департаментом строительства на основании сравнения планируемых и достигнутых значений следующего показателя результативности использования Субсидии с учетом соблюдения сроков выполнения муниципальными образованиями Ивановской области обязательств, предусмотренных Соглашением, - количество разработанной (откорректированной) проектной документации на капитальный ремонт объектов общего образования, ед.
3.5. Ответственность за недостоверность представляемых Департаменту строительства и Департаменту образования Ивановской области сведений и нецелевое использование Субсидий возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.
3.6. Не использованный в текущем финансовом году остаток Субсидий, потребность в котором отсутствует, подлежит перечислению в доход областного бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае нецелевого использования Субсидии к муниципальному образованию Ивановской области применяются бюджетные меры принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3.7. В случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом "б.1" пункта 7 Правил, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования Субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления Субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12 - 14 Правил.
3.8. Основанием для освобождения муниципальных образований Ивановской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 12 Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
Департамент строительства при наличии основания, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, подготавливает заключение о причинах неисполнения соответствующих обязательств, а также о целесообразности продления срока устранения нарушения обязательств и достаточности мер, предпринимаемых для устранения нарушения обязательств (далее - заключение), и согласовывает его с Департаментом финансов Ивановской области и Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области.
Заключение формируется на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обязательства не исполнены, представляемых Департаменту строительства высшим должностным лицом муниципального образования Ивановской области (руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Ивановской области), допустившего нарушение соответствующих обязательств, до 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии. Одновременно с указанными документами предоставляется информация о предпринимаемых мерах по устранению нарушения.
Департамент строительства не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, вносит в Правительство Ивановской области проект распоряжения Правительства Ивановской области об освобождении муниципальных образований Ивановской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 12 Правил, с приложением заключения.
3.9. В случае отсутствия оснований для освобождения муниципальных образований Ивановской области от применения мер ответственности, предусмотренных пунктом 12 Правил, Департамент строительства не позднее 15 рабочего дня после первой даты представления отчетности о достижении значений результатов использования Субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, направляет главе муниципального образования Ивановской области требование по возврату из местного бюджета в областной бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктом 12 Правил, с указанием сумм подлежащих возврату средств и сроков их возврата в соответствии с Правилами (далее - требование по возврату).
Департамент строительства в случае полного или частичного неперечисления сумм, указанных в требовании по возврату, с даты истечения установленных пунктом 12 Правил сроков для возврата в областной бюджет средств из местного бюджета принимает меры по взысканию указанных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Порядку предоставления и распределения субсидий
бюджетам муниципальных образований Ивановской области
на разработку (корректировку) проектной документации
на капитальный ремонт объектов общего образования
Заявка
на получение субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации на капитальный ремонт объектов общего образования на _____ год
____________________________________________________________
(наименование муниципального образования Ивановской области)
N п/п |
Наименование Мероприятия |
Наименование получателя Субсидий |
Наименование, номер и дата муниципального правового акта об утверждении муниципальной программы, предусматривающей реализацию Мероприятия |
Технические характеристики объекта капитального строительства, подлежащего капитальному ремонту |
N, дата положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, заключения о проверке сметной стоимости капитального ремонта |
Год начала реализации Мероприятия |
Плановый объем финансирования, руб. |
|||||||
всего |
в том числе |
|||||||||||||
областной бюджет |
местный бюджет |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Глава муниципального образования Ивановской области _________________________ /расшифровка подписи/ | ||||||||||||||
|
(подпись) |
|
||||||||||||
Исполнитель (должность) _____________ (ФИО) М.П. |
"___" ________ 20__ г. |
<< Приложение 3 Приложение 3 |
Приложение 5 >> Приложение 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Ивановской области от 24 апреля 2023 г. N 179-п "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.