г. Краснодар |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А32-38309/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И., при участии от истца - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Шередекина Е.Н. (доверенность от 10.12.2014), от ответчика - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мякишевой А.Е. (ИНН 231006460508, ОГРН 312236309600131) - Насонова В.И. (доверенность от 20.11.2014), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2015 (судья Назаренко Р.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-38309/2014, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Мякишевой А.Е. (далее - предприниматель) о взыскании 1450 тыс. рублей субсидий.
Исковые требования мотивированы нецелевым использованием предпринимателем денежных средств, перечисленных министерством в виде гранта и единовременной помощи в порядке предоставления государственной поддержки начинающим фермерам.
Решением от 13.01.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.03.2015, в иске отказано. Суды исходили из того, что министерство не доказало нецелевое использование полученной предпринимателем субсидии.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что судами не принят во внимание пункт 3.2.1 соглашения от 19.12.2012 N 17. По представленному плану расходов, являющемуся неотъемлемой частью бизнес-плана, предприниматель не выполнил большую часть мероприятий, а именно: не созданы рабочие места; не куплен автомобиль "Газель"; не построена откормочная площадка; не осуществлена закупка крупного рогатого скота, семян, удобрений; не увеличены площади земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку условия названного соглашения не соблюдены, бизнес-план нарушен, то в соответствии с пунктом 4.3 соглашения полученный предпринимателем грант подлежит возврату в краевой бюджет.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы жалобы, представитель предпринимателя изложил свои возражения.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Порядком проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае на 2012 - 2014 годы" предприниматель включен в состав участников краевого проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств.
По результатам проведения конкурсного отбора министерство и предприниматель заключили соглашение от 19.12.2012 N 17 об осуществлении деятельности на территории Краснодарского края крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на 5 лет. По смыслу пункта 2.1 соглашения расходы по плану расходов начинающего фермера, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующие целям, предусмотренным соглашением, должны осуществляться по каждому наименованию (статье) расхода средств в размерах не более 90 процентов за счет средств краевого бюджета и не менее 10 процентов за счет собственных средств начинающего фермера. В силу пункта 3.2.1 соглашения предприниматель обязан в течение 5 лет со дня поступления гранта осуществлять деятельность и развивать крестьянское хозяйство согласно представленному на конкурсный отбор бизнес-плану. В пункте 3.2.3 соглашения закреплено, что предприниматель вправе использовать средства гранта только на следующие цели: на разработку проектной документации для строительства (реконструкции) на территории Краснодарского края производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; на строительство производственных и складских помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, расположенных на территории Краснодарского края и необходимых для производства, хранения и переработки продукции, а также их регистрацию; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Предприниматель обязан использовать грант и единовременную помощь на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет (пункт 3.2.8 соглашения).
Согласно представленному плану расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования (средств гранта, единовременной помощи, собственных и заемных средств) предприниматель должен приобрести автомобиль "Газель", трактор Т-1221, сеялку СЗУ и создать откормочную площадку.
Во исполнение указанного соглашения предпринимателю из краевого бюджета предоставлен грант в размере 1450 тыс. рублей, что подтверждается платежными поручениями от 27.12.2012 N 43005 и от 27.12.2012 N 6696400.
Денежные средства перечислены предпринимателю на расчетный счет со специальным режимом, предусматривающим расходование средств гранта только на основании письменного разрешения министерства.
Для получения разрешения на перечисление денежных средств с расчетного счета предпринимателя на расчетные счета других юридических лиц ответчик представил в министерство следующие документы: договор от 19.06.2013 N KRS-003040 с ООО "Сеть Агромаркетов" на поставку техники ("Беларус - 1221.2") на сумму 1 242 500 рублей; договор купли-продажи товара от 31.07.2013 N 72 с ООО "АгроКапитал" на покупку сеялки СЗУ-3,6, а также счет на оплату от 31.07.2013 N 137 на сумму 400 тыс. рублей; договор подряда от 09.09.2013 N 28 с ООО "Ренессанс - М" на выполнение работ по строительству откормочной площадки для крупного рогатого скота на 513 358 рублей.
Министерством выданы соответствующие разрешения на перечисление денежных средств N 54, 56, 62.
В подтверждение расходования гранта в соответствии с условиями соглашения предприниматель представил в министерство ежеквартальные отчеты о целевом расходовании гранта и финансовые документы на 2 142 500 рублей, из них 1450 тыс. рублей - средства гранта, 692 500 рублей - собственные средства.
19 июня 2014 года министерство провело проверку, в ходе которой ответчик предъявил финансовые документы, подтверждающие расходование средств гранта. Данные документы аналогичны документам, ранее представленным в министерство, за исключением документов, подтверждающих покупку сеялки. В станице Новодеревянковской на территории, огороженной забором, осмотрена техника. При осмотре ответчик не представил автомобиль "Газель" и откормочную площадку для содержания крупного рогатого скота, а также документально не подтвердил увеличение площади обрабатываемых земельных угодий и увеличение количества рабочих мест.
Полагая, что условия соглашения от 19.12.2012 N 17 предприниматель не выполнил, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В рамках ведомственной целевой программы ""Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае" на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 09.12.2011 N 328, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.10.2012 N 1260 "Об утверждении Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам в Краснодарском крае", а также приказом министерства от 26.10.2012 N 133 "О конкурсном отборе участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае" на 2012 - 2014 годы" утвержден "Порядок проведения конкурсного отбора участников ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае" на 2012 - 2014 годы".
На основании указанных нормативно-правовых актов предприниматель включен в состав участников краевого проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, в ходе реализации которого и было заключено соглашение от 19.12.2012 N 17.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Суды установили, что согласно бизнес-плану проекта по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского хозяйства и увеличению объема реализуемой продукции период реализации проекта был запланирован с ноября 2012 года по декабрь 2019 года. Из буквального содержания соглашения следует, что предприниматель должен развивать хозяйство в течение пяти лет со дня поступления гранта в соответствии с представленным бизнес-планом, а средства гранта использовать в течение одного года.
Судебные инстанции, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения сторон, пришли к выводу о том, что предприниматель использовал субсидии по целевому назначению. Средства, полученные ответчиком, использованы в соответствии с условиями, предусмотренными соглашением, ответчик не использовал их на цели, не связанные с получением гранта, поэтому оснований для его возврата за счет ответчика не имеется.
Судом отмечено, что соглашение от 19.12.2012 N 17 не содержит условий о временных ограничениях, указывающих на то, что именно в течение 12 месяцев предприниматель должен построить откормочную площадку для содержания КРС, увеличить площадь обрабатываемых земельных угодий и количество рабочих мест.
Так, из бизнес-плана следует, что прием на работу трех рабочих в 2013 году является прогнозом, который обусловлен расширением площадей сельхозугодий по сравнению с имеющимися. Министерство не опровергло доводы предпринимателя о том, что в 2013 году по названным площадям имелся судебный спор с обществом "Приазовье", а с уходом за имеющимися площадями сельхозугодий хозяйство справлялось силами его членов.
В связи с тем, что денежные средства единовременной помощи предпринимателю не выделялись, то за счет средств гранта ответчик не имел права приобретать автомобиль "Газель".
Отклоняя доводы министерства о том, что большая часть мероприятий по предоставленному плану расходов проекта по созданию, расширению, модернизации производственной базы КФХ не выполнена, суд апелляционной инстанции указал, что во исполнение соглашения предприниматель (заказчик) и ООО "Ренессанс-М" (подрядчик) заключили договор подряда от 09.09.2013 N 28, по условиям которого подрядчик обязуется выполнить работы из материалов заказчика по строительству откормочной площадки для КРС. Платежными поручениями от 26.09.2013 N 3 и от 27.12.2013 N 564 предприниматель перечислил 190 тыс. рублей на счет подрядчика. До начала осуществления строительства откормочной площадки ответчик подготовил проектно-сметную документацию (локальный сметный расчет). В 2013 году произведены работы по строительству двух откормочных площадок, расположенных в ст. Новодеревянковской Каневского района по ул. Советской, 86Б и по ул. Кирова, 63, что подтверждается актом формы КС-2 о приемке выполненных работ за сентябрь 2013 года. В декабре 2014 года откормочные площадки прошли техническую инвентаризацию, на них изготовлены технические паспорта филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что денежные средства гранта в сумме 1450 тыс. рублей израсходованы предпринимателем в 2013 году, т.е. в течение 12 месяцев со дня получения гранта, по целевому назначению.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу N А32-38309/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.