Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу комитета
образования, науки и
молодежной политики
Волгоградской области
от 24.04.2023 N 40
"Утверждено
приказом комитета образования,
науки и молодежной политики
Волгоградской области
от 15 февраля 2019 г. N 20
Положение
о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области
Настоящим Положением о предметной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования на территории Волгоградской области (далее именуется - предметная комиссия) определяются цели, порядок формирования и структура предметной комиссии, права и обязанности ее членов, а также порядок организации работы.
Предметная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, разработанным на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", совместным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (далее именуется - Порядок проведения ГИА-9).
1. Общие положения
1.1. Предметная комиссия создается по отдельному учебному предмету в целях:
проверки экзаменационных работ (в том числе устных ответов) по русскому языку, математике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее именуется - ГИА-9);
обеспечения соблюдения прав обучающихся при проведении ГИА-9.
1.2. Предметная комиссия в своей работе руководствуется:
законодательством Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, нормативными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее именуется - Рособрнадзор) по вопросам организации и проведения ГИА-9;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области по вопросам организации и проведения ГИА-9; настоящим Положением;
решениями государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Волгоградской области (далее именуется - ГЭК).
1.3. Организационно-технологическое сопровождение работы предметных комиссий осуществляет региональный центр обработки информации Волгоградской области (далее именуется - РЦОИ).
1.4. Предметная комиссия осуществляет проверку:
развернутых ответов участников экзаменов в форме основного государственного экзамена (далее именуется - ОГЭ), выполненных на бланках ответов N 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов N 2);
развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее именуется - ГВЭ), выполненных на бланках ответов на задания (в том числе на дополнительных бланках ответов на задания);
устных ответов участников экзаменов в форме ОГЭ по иностранным языкам;
устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ;
заданий практической части по информатике и ИКТ экзамена в форме ОГЭ.
1.5. Предметные комиссии проводят следующие виды проверок экзаменационных работ участников ОГЭ:
проверку двумя экспертами предметной комиссии (далее именуются - первая и вторая проверки), в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
третью проверку, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
перепроверку;
установление правильности оценивания развернутого ответа участника ГИА-9 (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами);
межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
1.6. Предметные комиссии проводят следующие виды проверок экзаменационных работ участников ГВЭ:
первую и вторую проверки, третью проверку;
перепроверку;
установление правильности оценивания развернутого ответа апеллянта (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами).
1.7. Предметная комиссия прекращает свою деятельность с момента создания предметной комиссии для проведения ГИА-9 в субъекте Российской Федерации в следующем году.
2. Структура и состав предметной комиссии
2.1. Создание и организацию деятельности приметной комиссии обеспечивает комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области (далее именуется - комитет).
2.2. По решению комитета в составе предметной комиссии создаются территориальные предметные подкомиссии, осуществляющие отдельные полномочия предметной комиссии на территории одного или нескольких муниципальных районов и (или) городских округов Волгоградской области.
2.3. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем ГЭК не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА-9 на основании предложений, представленных председателями предметных комиссий.
2.4. При формировании составов предметных комиссий исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, входящего в состав предметной комиссии, или его близких родственников влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на него обязанностей.
2.5. Кандидатуры председателей предметных комиссий представляются председателем ГЭК на согласование в Рособрнадзор.
2.6. Персональный состав предметной комиссии утверждается приказом комитета по согласованию с ГЭК.
2.7. В предметную комиссию включаются педагогические работники образовательных организаций, методисты, преподаватели профессиональных образовательных организаций, научно-педагогические работники, соответствующие требованиям пункта 2.10 настоящего Положения.
2.8. В состав предметной комиссии входят председатель предметной комиссии, заместитель (и) председателя предметной комиссии, председатели территориальных предметных подкомиссий и эксперты предметной комиссии. В отсутствие председателя предметной комиссии по объективным причинам его обязанности исполняет заместитель председателя предметной комиссии.
2.9. Численный состав предметной комиссии определяется исходя из числа участников ГИА-9, а также с учетом сроков и процедуры проверки экзаменационных работ.
2.10. Состав предметной комиссии формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету (далее именуется - документ о дополнительном профессиональном образовании);
наличие положительных результатов квалификационных испытаний на присвоение соответствующего статуса эксперта предметных комиссий, организуемых государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - ГАУ ДПО "ВГАПО"). Квалификационные испытания проводится ежегодно.
2.11. Кандидаты в состав предметных комиссий, не соответствующие требованиям, установленным в пункте 2.9 настоящего Положения, не включаются в состав предметной комиссии.
2.12. По результатам успешно пройденного квалификационного испытания кандидату в состав предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии председателем предметной комиссии присваивается один из статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Для присвоения кандидату в состав предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии статуса эксперта устанавливается соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения ГИА-9;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА-9;
требованиям к результатам квалификационного испытания.
2.13. Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и заместителю (ям) председателя предметной комиссии, председателю территориальной предметной подкомиссии, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне; участвовать в межрегиональных перекрестных проверках; привлекаться к работе конфликтной комиссии в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами в качестве эксперта по проверке правильности оценивания развернутого ответа участника ГИА-9; консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена; осуществлять первую, вторую, третью проверки и перепроверку развернутых ответов участников экзамена в составе предметной комиссии, осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами; осуществлять отбор изображений не заполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.14. Председателю предметной комиссии присваивается статус "ведущий эксперт" без участия в квалификационном испытании.
2.15. Заместителями председателя предметной комиссии и председателями территориальных предметных подкомиссий назначаются эксперты, получившие статус "ведущий эксперт".
2.16. Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую, вторую и третью проверки и перепроверку развернутых ответов в составе предметной комиссии, консультировать экспертов предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзамена (по поручению председателя предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к работе конфликтной комиссии в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами в качестве эксперта по проверке правильности оценивания развернутого ответа участника ГИА-9.
2.17. Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую и вторую проверки.
3. Полномочия председателя предметной комиссии, заместителя председателя предметной комиссии, председателя территориальной предметной подкомиссии и эксперта предметной комиссии
3.1. Председатель предметной комиссии осуществляет общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по отдельному учебному предмету:
соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
представляет председателю ГЭК предложения по составу предметной комиссии;
по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
осуществляет контроль за выполнением графика работы предметной комиссии;
несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ;
осуществляет консультирование председателей территориальных предметных подкомиссий и экспертов предметных комиссий по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);
инструктирует экспертов предметной комиссии о порядке проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, комиссией по разработке контрольных измерительных материалов;
своевременно информирует РЦОИ о невозможности экспертов территориальной предметной подкомиссии по объективным причинам принять участие в проверке экзаменационных работ;
обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, хранении и передаче результатов проверки заданий экзаменационных работ с развернутым ответом в РЦОИ;
обеспечивает присутствие в помещениях для работы предметной комиссии только допущенных членов предметной комиссии, а также лиц, указанных в пунктах 5.16, 5.17 настоящего Положения;
информирует руководство ГЭК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
информирует руководство ГЭК об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах;
участвует в работе конфликтной комиссии по ее запросу;
обсуждает и составляет с членами предметной комиссии итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии;
готовит и передает руководству ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах выпускников;
дает указания членам предметной комиссии в рамках своих полномочий;
отстраняет по согласованию с ГЭК членов предметной комиссии от участия в работе предметной комиссии в случае возникновения проблемных ситуаций;
своевременно информирует руководство ГЭК о возникающих проблемах и трудностях, которые могут привести к нарушению сроков проверки экзаменационных работ.
3.2. Председатель территориальной предметной подкомиссии в рамках своих компетенций подчиняется председателю (заместителю председателя) предметной комиссии.
3.3. Председатель территориальной предметной подкомиссии осуществляет общее руководство и координацию деятельности территориальной предметной подкомиссии по отдельному учебному предмету:
соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов, инструкций, решений ГЭК;
несет ответственность за своевременную и объективную проверку экзаменационных работ;
своевременно информирует РЦОИ о невозможности экспертов территориальной предметной подкомиссии по объективным причинам принять участие в проверке экзаменационных работ;
инструктирует экспертов территориальной предметной подкомиссии о порядке проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;
обеспечивает соблюдение конфиденциальности и режима информационной безопасности при проверке экзаменационных работ, хранении и передаче результатов проверки заданий экзаменационных работ с развернутым ответом в РЦОИ;
обеспечивает присутствие в помещениях для работы территориальной предметной подкомиссии только допущенных членов территориальной предметной подкомиссии, а также лиц, указанных в пунктах 5.16, 5.17 настоящего Положения;
организует оперативное согласование подходов к оцениванию каждого задания с развернутым ответом перед началом работы экспертов территориальной предметной подкомиссии;
дает указания экспертам территориальной предметной подкомиссии в рамках своих полномочий;
организует учет рабочего времени экспертов территориальной предметной подкомиссии, затраченного на проверку экзаменационных работ;
информирует председателя (заместителя председателя) предметной комиссии и РЦОИ о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций;
информирует председателя (заместителя председателя) предметной комиссии об обнаружении некорректных заданий в экзаменационных работах; участвует в работе конфликтной комиссии по ее запросу;
представляет председателю (заместителю председателя) предметной комиссии материалы для итогового отчета о результатах работы территориальной предметной подкомиссии по запросу;
готовит и передает председателю (заместителю председателя) предметной комиссии информацию о типичных ошибках в ответах выпускников по запросу;
своевременно информирует председателя (заместителя председателя) предметной комиссии о возникшей проблемной ситуации, которая может повлечь отстранение экспертов территориальной предметной подкомиссии от участия в работе.
3.5. Эксперт предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии (далее именуется - эксперт):
получает разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также других необходимых для работы материалов и документов, обсуждает с председателем предметной комиссии процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;
согласовывает свой план-график работ по проверке экзаменационных работ;
принимает участие в обсуждении итогового отчета о работе предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии, вносит в него свои предложения.
3.6. Эксперт обязан:
объективно проверять экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации - разработчика экзаменационных заданий и оценивать их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;
профессионально и добросовестно выполнять возложенные на него функции, соблюдать этические и моральные нормы;
соблюдать конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;
информировать председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ;
незамедлительно информировать председателя предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности предметной комиссии.
4. Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников экзамена
4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА-9 реализуется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на региональном уровне.
4.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена на региональном уровне организуются комитетом и ГАУ ДПО "ВГАПО".
4.3. На региональном уровне система согласования включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на региональном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов предметной комиссии;
согласование подходов к оцениванию каждого задания с развернутым ответом после получения критериев оценивания из РЦОИ между председателями территориальных предметных подкомиссий осуществляемое под руководством председателя предметной комиссии и/или заместителя председателя предметной комиссии;
проведение председателями территориальных предметных подкомиссий до начала работы территориальных предметных подкомиссий (после получения критериев оценивания из РЦОИ) оперативного согласования подходов к оцениванию экспертами территориальных предметных подкомиссий каждого задания с развернутым ответом;
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами территориальных предметных подкомиссий непосредственно перед проверкой экзаменационных работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов (или накануне) после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
5. Организация работы предметной комиссии
5.1. РЦОИ обеспечивает предметные комиссии обезличенными копиями экзаменационных работ участников ГИА-9.
5.2. При проверке устных ответов на задания раздела "Говорение" ОГЭ по иностранным языкам предметные комиссии обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов по иностранным языкам и специализированными программными средствами для их прослушивания.
5.3. При проверке устных ответов на задания ГВЭ предметные комиссии обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или протоколами устных ответов участников экзамена.
5.4. При проверке практической части по информатике и ИКТ эксперт получает от РЦОИ файлы практической части экзаменационной работы участника экзамена, кроме информатики и ИКТ в компьютерной форме.
5.5. Записи на контрольных измерительных материалах для проведения ОГЭ, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, а также листах бумаги для черновиков не обрабатываются и не проверяются.
5.6. При осуществлении проверки экзаменационных работ участников ОГЭ, ГВЭ экспертам выдаются критерии оценивания экзаменационных работ. После завершения проверки критерии оценивания экзаменационных работ передаются в органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее именуются - МОУО).
5.7. Экспертам запрещается менять рабочее место без разрешения председателя предметной комиссии/председателя территориальной предметной подкомиссии, переговариваться с другими членами предметной комиссии, иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из указанных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
5.8. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки, которые после заполнения передаются в РЦОИ для дальнейшей обработки.
5.9. В случае существенного расхождения в баллах (существенное расхождение в баллах определяется в критериях оценивания по отдельному учебному предмету), выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка, которую проводит третий эксперт, назначаемый председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.
5.10. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.
5.11. Распределение функций между экспертами осуществляется председателем предметной комиссии и председателями территориальных предметных подкомиссий в зависимости от статуса, присвоенного эксперту.
5.12. Для проведения третьей проверки назначаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году.
5.13. Для установления правильности оценивания экзаменационной работы участника ГИА-9, в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году и ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
5.14. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА-9, инициированной комитетом, привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" и "старший эксперт", имеющие опыт первой, второй и/или третьей проверки в текущем году, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу.
5.15. Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами привлекаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт" и не проверявшие ранее экзаменационную работу данного участника экзамена (в случае, когда экзаменационная работа проверялась в рамках межрегиональной перекрестной проверки).
5.16. В местах работы предметных комиссий/территориальных предметных подкомиссий допускается присутствие:
членов ГЭК - по решению председателя ГЭК;
общественных наблюдателей, аккредитованных в установленном порядке;
должностных лиц Рособрнадзора, комитета, а также иных лиц, определенных Рособрнадзором и комитетом - по решению указанных органов.
5.17. Предметная комиссия работает в помещениях, исключающих возможность допуска к ней посторонних лиц (за исключением сотрудников РЦОИ, осуществляющих организационно-технологическое сопровождение работы предметной комиссии) и распространение информации ограниченного доступа.
5.18. После окончания проверки экзаменационных работ и получения результатов оценивания каждой экзаменационной работы, включая оценивание кратких ответов, РЦОИ предоставляет председателю предметной комиссии (и привлеченным к этой работе председателем предметной комиссии экспертам предметной комиссии) информацию о полном спектре кратких ответов на каждое задание КИМ с кратким ответом, а также информацию о том, каким баллом был оценен этот ответ, и о количестве и доле участников экзамена, давших такой ответ.
Председатель предметной комиссии (совместно с привлеченными экспертами предметной комиссии) на основании полученной информации о кратких ответах участников ОГЭ утоняют перечень кратких ответов, которые могут и должны быть также засчитаны правильными при автоматизированной проверке кратких ответов. При наличии случаев, при которых ответ был оценен неверным количеством баллов (например, когда балл выставлен за неверный ответ), указывает на необходимость оценивания таких ответов соответствующим баллом (например, нулем баллов).
После уточнения перечня кратких ответов, РЦОИ проводит автоматизированную проверку экзаменационных работ (кратких ответов в них).
5.19. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель предметной комиссии и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.
5.20. По завершении проверки, использованные экспертами материалы подлежат учету, хранению и уничтожению в порядке, установленном комитетом.
6. Ответственность председателя предметной комиссии, заместителя (ей) председателя предметной комиссии, председателя территориальной предметной подкомиссии, эксперта
6.1. Эксперт может быть исключен из состава предметной комиссии/ территориальной предметной подкомиссии в случае:
предоставления о себе недостоверных сведений;
утери подотчетных документов;
невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;
возникновения конфликта интересов;
нарушения требований п. 5.7 настоящего Положения.
6.2. Информацию о необходимости исключения эксперта из состава предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии с аргументированным обоснованием председатель предметной комиссии направляет председателю ГЭК. Окончательное решение по вопросу исключения эксперта предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии из состава предметной комиссии/территориальной предметной подкомиссии принимает комитет после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.
6.3. В случае нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотребления установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель предметной комиссии, заместитель (и) председателя предметной комиссии, председатели территориальных предметных подкомиссий и эксперты предметной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации."
Начальник отдела государственной итоговой аттестации и оценки качества общего образования комитета |
М.С. Бейтуганова |
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 24 апреля 2023 г. N 40 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.