Об изменениях налогообложения акцизами
подакцизных товаров в 2003 г.
Федеральными законами от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и от 31.12.02 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения и дополнения в главу 22 "Акцизы" части второй НК РФ, введенные в действие с 1 января 2003 г.
Законом N 110-ФЗ внесено изменение в ст.193 НК РФ, которое касается всех налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизные товары, и установлены новые размеры ставок акцизов.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом предполагаемого уровня инфляции размеры специфических (конкретные в абсолютной сумме на единицу измерения) ставок акцизов на подакцизные товары проиндексированы на 15%, за исключением пива, сигарет и нефтепродуктов (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла). Ставки акциза на пиво проиндексированы на 25%. При этом удельный вес акциза в отпускной цене с учетом акциза составит 11,7%, или будет примерно на уровне, имевшем место в 1997-1998 гг.
В связи с ростом цен на сигареты и снижением доли акциза в цене этой продукции средний размер ставки акциза на сигареты предлагается увеличить на 70-80%. При индексации ставок в таком размере доля акциза в цене сигарет в среднем составит около 16%, что даже несколько ниже, чем это было еще несколько лет назад.
Кроме того, до 1 января 2003 г. ст.193 НК РФ предусматривалась дифференциация ставок акцизов на сигареты с фильтром в зависимости от их принадлежности к классам по ГОСТу 3935-81. Поскольку начиная с 2003 г. введен в действие новый ГОСТ 3935-2000 "Сигареты. Общие технические условия", который не предусматривает разделение сигарет по классам и в соответствии с которым должны производиться сигареты всех марок (как отечественных, так и иностранных), для применения акцизов определены две группы сигарет (сигареты с фильтром и сигареты без фильтра) и установлены комбинированные ставки акцизов, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок.
Ставки акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и автомобильные масла) увеличены в среднем на 45% с учетом обеспечения использования полученных средств для целевого расходования на осуществление в субъектах Российской Федерации работ по строительству и содержанию автомобильных дорог.
Ниже приведены сравнительные данные размеров налоговых ставок, введенных в действие с 1 января 2003 г. и ранее действующих.
Виды подакцизных товаров | Действующие в 2002 г. ставки акцизов, в процентах, руб. за единицу измере- ния |
Введенные с 2003 г. ставки акцизов (в процентах и (или) в руб. и коп. за еди- ницу измерения) |
Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
14 руб. 11 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта |
16 руб. 20 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта |
Алкогольная продукция с объем- ной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция |
98 руб. 78 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта, со- держащегося в пода- кцизных товарах |
114 руб. за 1 л без- водного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных то- варах |
Алкогольная продукция с объем- ной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) |
72 руб. 91 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта, со- держащегося в под- акцизных товарах |
84 руб. за 1 л без- водного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных то- варах |
Алкогольная продукция с объем- ной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключени- ем вин) |
50 руб. 60 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта, со- держащегося в под- акцизных товарах |
58 руб. за 1 л без- водного этилового спирта, содержащего- ся в подакцизных то- варах |
Вина нетрадиционные крепленые | - | 75 руб. за 1 л без- водного этилового спирта, содержащего ся в подакцизных то- варах |
Вина (за исключением натураль- ных, натуральных нетрадицион- ных и (или) некрепленых, нату- ральных нетрадиционных некреп- леных, вин шампанских и игрис- тых) |
- | 47 руб. 50 коп. за 1 л безводного этило- вого спирта, содер- жащегося в подакциз- ных товарах |
Вина (за исключением натураль- ных) |
41 руб. 20 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта, со- держащегося в под- акцизных товарах |
- |
Вина натуральные нетрадицион- ные некрепленые |
- | 4 руб. за 1 л |
Вина натуральные (за исключе- нием шампанских, игристых) |
3 руб. 52 коп. за 1 л |
- |
Вина натуральные (за исключе- нием нетрадиционных некрепле- ных) |
- | 2 руб. за 1 л |
Вина шампанские и вина игрис- тые |
10 руб. 58 коп. за 1 л |
10 руб. 50 коп. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли этилового спирта до 0,5% включительно |
0 руб. за 1 л | 0 руб. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% включительно |
1 руб. 12 коп. за 1 л |
1 руб. 40 коп. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли этилового спирта свы- ше 8,6% |
3 руб. 70 коп. за 1 л |
4 руб. 60 коп. за 1 л |
Табак трубочный | 453 руб. 60 коп. за 1 кг |
522 руб. за 1 кг |
Табак курительный, за исключе- нием табака, используемого в качестве сырья для производст- ва табачной продукции |
185 руб. 92 коп. за 1 кг |
214 руб. за 1 кг |
Сигары | 11 руб. 20 коп. за 1 шт. |
13 руб. за 1 шт. |
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85 мм |
84 руб. за 1000 шт. | 143 руб. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром, за исклю- чением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов по ГОСТу 3935-81 |
61 руб. 60 коп. за 1000 шт. |
- |
Сигареты с фильтром 1-го, 2-го и 3-го классов по ГОСТу 3935-81 |
39 руб. 20 коп. за 1000 шт. |
- |
Сигареты с фильтром | - | 50 руб. за 1000 шт. + 5% |
Сигареты без фильтра, папиросы | 11 руб. 20 коп. за 1000 шт. |
19 руб. за 1000 шт. + 5% |
Ювелирные изделия | 5% | - |
Автомобили легковые с мощнос- тью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощнос- тью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
11 руб. 20 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
13 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощнос- тью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощ- ностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
112 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
129 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Бензин автомобильный с октано- вым числом до "80" включитель- но |
1512 руб. за 1 т | 2190 руб. за 1 т |
Бензин автомобильный с иными октановыми числами |
2072 руб. 10 коп. за 1 т |
3000 руб. за 1 т |
Дизельное топливо | 616 руб. за 1 т | 890 руб. за 1 т |
Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
1680 руб. за 1 т | 2440 руб. за 1 т |
Прямогонный бензин | - | 0 руб. за 1 т |
Природный газ, реализуемый (передаваемый) на территории Российской Федерации |
15% | 15% |
Природный газ, реализуемый (передаваемый) в государства - участники СНГ |
15% | 15% |
Природный газ, реализуемый (передаваемый) за пределы тер- ритории Российской Федерации (за исключением государств - участников СНГ) |
30% | 30% |
Следует обратить внимание на то, что наряду с размерами налоговых ставок изменилось и определение групп подакцизных товаров, облагаемых по одинаковым ставкам. В частности, это касается алкогольной продукции (см. таблицу). Так, из группы вин натуральных исключены и выделены в отдельную группу нетрадиционные некрепленые вина. При этом размер ставки акциза на вина натуральные снижен до 2 руб. за 1 л, а на вина нетрадиционные некрепленые установлена ставка в размере 4 руб. за 1 л. Отдельную группу представляют и вина нетрадиционные крепленые, в отношении которой установлена более высокая ставка акциза в размере 75 руб. за 1 л безводного этилового спирта.
С 1 января 2003 г. в перечень подакцизных товаров включен прямогонный бензин. При этом для целей применения акцизов определено, что под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией в целях применения акцизов является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 градусов С при атмосферном давлении 760 мл ртутного столба. Таким образом, подакцизными нефтепродуктами с 1 января 2003 г. являются бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла, прямогонный бензин.
Исключены из перечня подакцизных товаров ювелирные изделия.
В связи с тем, что на сигареты (папиросы) установлены комбинированные ставки акцизов, изменился и порядок исчисления акциза по таким товарам. В соответствии с п.3 ст.194 НК РФ (в новой редакции) сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации) исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (таможенной стоимости) таких товаров.
Таким образом, для исчисления суммы акциза необходимо определить объем реализованных сигарет (папирос) в натуральном выражении - для исчисления акциза с применением специфической составляющей налоговой ставки и стоимость таких сигарет (папирос) без учета акциза, НДС и налога с продаж - для определения акциза в отношении адвалорной составляющей налоговой ставки, т.е. определить налоговую базу в отношении каждой составляющей комбинированной налоговой ставки.
Пример. В отчетном месяце (январе) налогоплательщиком произведено и реализовано 200 тыс. шт. сигарет с фильтром, стоимость которых без учета НДС, акциза и налога с продаж составила 100 тыс. руб., и соответственно сигарет без фильтра - 300 тыс. шт. стоимостью 45 тыс. руб.
Налоговая база по сигаретам с фильтром составит:
как объем реализованных сигарет в натуральном выражении - 200 тыс. шт. (для исчисления акциза в отношении специфической составляющей ставки);
как стоимость таких сигарет - 100 тыс. руб. (для исчисления акциза в отношении адвалорной составляющей ставки).
Налоговая база по сигаретам без фильтра составит:
как объем реализованных сигарет в натуральном выражении - 300 тыс. шт. (для исчисления акциза в отношении специфической составляющей ставки);
как стоимость таких сигарет - 45 тыс. руб. (для исчисления акциза в отношении адвалорной составляющей ставки).
Ставка акциза на сигареты с фильтром установлена в размере 50 руб. за 1000 шт. + 5%. Сумма акциза, подлежащая уплате, равна (50 руб. за 1000 шт. х 200) + (100 тыс. руб. х 5%) = 15 тыс. руб.
Ставка акциза на сигареты без фильтра установлена в размере 19 руб. за 1000 шт. + 5%. Сумма акциза, подлежащая уплате, равна (19 руб. за 1000 шт. х 300) + (45 тыс. руб. х 5%) = 7,95 тыс. руб.
Общая сумма акциза при реализации (передаче) сигарет представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных для каждого вида сигарет (с фильтром, без фильтра), облагаемых акцизами по разным налоговым ставкам. В нашем примере она составит 22,95 тыс. руб. (15 + 7,95).
Законом N 191-ФЗ предусмотрены изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты акцизов по нефтепродуктам, вводимого в действие с 1 января 2003 г. и предусмотренного Законом N 110-ФЗ. Законом N 110-ФЗ с 1 января 2003 г. введен в действие принципиально новый порядок исчисления и уплаты акцизов по нефтепродуктам (бензину автомобильному, дизельному топливу и моторным маслам), реализация которого позволит перенести часть акциза в сферу потребления нефтепродуктов (оптовая и розничная торговля) и тем самым частично компенсировать сокращения доходов субъектов Российской Федерации и поступлений в дорожные фонды от отмены налога на пользователей автомобильных дорог.
В соответствии с новым порядком применения акцизов на нефтепродукты этот налог должен начисляться при получении (оприходовании) нефтепродуктов налогоплательщиками, а не при реализации этой продукции производителями (НПЗ), как это было установлено ранее. Поэтому с 1 января 2003 г. налогоплательщиками акциза по нефтепродуктам становятся не только НПЗ, но и организации, осуществляющие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной торговле этой продукцией (АЗС). Однако налогоплательщиками по данным операциям могут быть только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие свидетельства. Согласно Закону N 110-ФЗ эти свидетельства выдаются только лицам, имеющим необходимые мощности непосредственно в собственности.
Наличие свидетельства (получение которого носит исключительно добровольный характер) позволяет налогоплательщику, передающему нефтепродукты покупателю, также имеющему свидетельство, не включать акциз в цену передаваемого бензина и, более того, получить вычет (т.е. возмещение) акциза, начисленного этим налогоплательщиком при получении им нефтепродуктов (при оприходовании произведенных нефтепродуктов НПЗ, при их получении лицами, осуществляющими оптовую торговлю), при реализации нефтепродуктов АЗС вычет не предоставляется и акциз включается в розничную цену.
Покупатель, имеющий свидетельство, должен также начислять акциз при получении нефтепродуктов (без акциза) от поставщика, отразить начисленную сумму в налоговой декларации и после подтверждения налоговым органом сумм начисленных акцизов отметкой в счетах-фактурах, полученных от поставщика, вернуть эти счета-фактуры поставщику для вычета им начисленных сумм акциза.
Поправками к названным нормам Законом N 191-ФЗ предусматривается следующее:
1. Значительно расширяется перечень лиц, имеющих право получать свидетельства. Другими словами, предлагается выдавать свидетельства не только при наличии в собственности необходимых мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов, но и на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, а также в случае, если организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) ООО либо голосующих акций АО.
При оптовой и оптово-розничной реализации нефтепродуктов предлагается помимо перечисленных условий выдавать свидетельства также при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для АО - наличие в уставном капитале доли государства не менее 50%). При розничной торговле указанные условия аренды не предусматриваются.
Данные поправки могут способствовать реализации на практике основного принципа нового порядка применения акциза - "продвижения" поступлений от этого налога к фактическому месту потребления нефтепродуктов.
2. Существенно уточняется объект налогообложения, поскольку в редакции данной нормы, предусмотренной Законом N 110-ФЗ, практически не определен объект налогообложения в случае операций по производству и оприходованию нефтепродуктов, в том числе из собственного сырья, лицами, не имеющими свидетельств, а также при передаче нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, собственнику этого сырья, не имеющему свидетельства.
С учетом изменений, предусмотренных Законом N 191-ФЗ, объектом налогообложения в части нефтепродуктов признаются:
оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.
Для целей применения акцизов получением нефтепродуктов признаются:
приобретение нефтепродуктов в собственность;
оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.
3. Изменяется в соответствии с Законом N 191-ФЗ механизм учета акциза в стоимости нефтепродуктов при их передаче лицам, имеющим и не имеющим свидетельств, а также отнесения суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Так, согласно п.5 ст.198 НК РФ при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами применяется следующий порядок:
при реализации нефтепродуктов сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, по нефтепродуктам, произведенным им из собственного сырья и материалов или полученным в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов, в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется. Не выделяется в расчетных документах и счетах-фактурах и сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком (имеющим свидетельство) при получении нефтепродуктов при их реализации;
при передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком, производящим нефтепродукты из давальческого сырья и материалов, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. При этом в расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.
Согласно п.4 ст.199 НК РФ при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке:
сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, по нефтепродуктам, произведенным им из собственного сырья и материалов или полученным в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов.
Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по нефтепродуктам, произведенным им из давальческого сырья и материалов, включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком (имеющим свидетельство) при получении нефтепродуктов, в случае передачи этих нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается. Сумма акциза в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы акциза, отнесенные на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, при представлении документов (копии договора с покупателем (получателем), имеющим свидетельство, и реестра счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов) и (или) необходимых документов для подтверждения фактического экспорта подакцизных нефтепродуктов соответственно подлежат корректировке в целях обложения налогом на прибыль организаций и вычету согласно ст.200 и (или) ст.203 НК РФ на момент представления указанных документов.
4. Законом N 191-ФЗ уточняется порядок вычетов акцизов, начисленных налогоплательщиками, имеющими свидетельства, в том числе перечень необходимых документов для осуществления таких налоговых вычетов.
Так, согласно ст.200 НК РФ с учетом внесенных изменений вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство при представлении документов, предусмотренных п.8 ст.201 НК РФ (при представлении копии договора с покупателем, получателем, имеющим свидетельство, и реестра счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель, получатель нефтепродуктов).
Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях применения акцизов реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливно-раздаточных колонок.
Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении. Для получения права на вычет налогоплательщик обязан в соответствии с п.9 ст.201 НК РФ представить документы, подтверждающие факт передачи нефтепродуктов в производство (накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, лимитно-заборная карта, акт приемки-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и др.).
Вычетам также подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. Согласно п.10 ст.201 НК РФ право на такие вычеты дается налогоплательщику, представившему в налоговый орган следующие документы:
1) контракт (его копия) на приобретение импортируемых нефтепродуктов;
2) грузовая таможенная декларация (ее копия);
3) платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации ввезенных нефтепродуктов.
Вычет сумм акциза, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, производится после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.
5. Законом N 191-ФЗ внесены изменения и в порядок уплаты акцизов налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, в частности предлагается для расчета акциза исходить из удельного веса объема реализации нефтепродуктов каждым подразделением. Так, согласно п.4 ст.204 НК РФ (в новой редакции) акциз уплачивается налогоплательщиком по месту его нахождения, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику. Налогоплательщик исчисляет суммы налога, подлежащие уплате по месту нахождения обособленных подразделений, самостоятельно.
Если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, то сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.
Согласно ст.204 НК РФ налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Другие налогоплательщики, совершающие операции с нефтепродуктами, уплачивают акциз не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. В такие же сроки представляется в налоговые органы налоговая декларация.
Новый порядок исчисления и уплаты акцизов требует и дополнительного контроля со стороны налоговых органов. В связи с этим в главу 22 "Акцизы" НК РФ с 1 января 2003 г. введена новая статья 197.1 "Налоговые посты", согласно которой по решению руководителя налогового органа возможно создание постоянно действующего налогового поста у налогоплательщика, имеющего свидетельство.
Налоговый пост осуществляет налоговый контроль за производством и (или) реализацией (передачей) нефтепродуктов, за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и осуществляет свою деятельность в помещении налогоплательщика с ограниченным доступом, оборудованном программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным МНС России формам.
Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется МНС России.
Следует отметить, что согласно ст.5 Закона N 110-ФЗ по моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, отгруженным в период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. включительно и не оплаченным по состоянию на 1 января 2003 г., уплата акцизов производится в федеральный бюджет не позднее 1 июля 2003 г. на основании отдельной декларации, представляемой налогоплательщиком в срок не позднее 25 марта 2003 г. в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства), а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, в части осуществленной через указанные обособленные подразделения реализации (передачи) моторного масла.
Согласно ст.6 Закона N 110-ФЗ суммы акциза, начисленные налогоплательщиками при совершении операций с нефтепродуктами, признанных объектом налогообложения в соответствии со ст.182 НК РФ, подлежат уплате за вычетом суммы акциза, уплаченной в цене подакцизных товаров, указанных в п.п.8-10 п.1 ст.181 НК РФ, отгруженных производителями до 1 января 2003 г., либо в цене услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья с учетом акциза, при представлении платежных поручений, подтверждающих оплату приобретаемых нефтепродуктов по цене, включающей акциз, либо оплату услуг по производству нефтепродуктов с учетом акциза.
Т. Софрина,
начальник отдела Департамента
налоговой политики Минфина России
"Финансовая газета", N 7, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71