г. Краснодар |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А63-2979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (ИНН 2636055305, ОГРН 1082635013450) - Айдамирова И.О. (доверенность от 18.05.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Рошевского С.И. (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие третьих лиц - Министерства экономического развития Ставропольского края, общества с ограниченной ответственностью "Маккон", Асимова В.А., Арсланова А.А., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2014 (судья Борозинец А.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А63-2979/2014, установил следующее.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решений от 12.03.2014, 17.03.2014 и предписания от 12.03.2014.
Решением от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.03.2015, заявленные требования удовлетворены на том основании, что управление не доказало нарушение министерством Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права и при неполно выясненных обстоятельствах. По мнению управления, требования, установленные министерством в конкурсной документации, не соответствуют положениям статьи 25 Закона N 94-ФЗ.
В отзыве министерство просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители управления и министерства повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 31.12.2013 размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по выполнению функций строительного контроля при выполнении работ по реконструкции участка автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь (в границах Ставропольского края), км 242+500 - км 245+500 для государственных нужд Ставропольского края.
Как следует из протокола рассмотрения заявок от 11.03.2014, конкурсная комиссия признала не соответствующими требованиям конкурсной документации заявки ООО "Маккон" и ООО "Империя".
В решении от 12.03.2014 управление признало обоснованной жалобу Асимова В.А. на положения конкурсной документации, указав, что заказчик в форме N 5 просил предоставить сведения, не предусмотренные статьей 25 Закона N 94-ФЗ.
Управление выдало предписание от 12.03.2014 об аннулировании торгов, отмене извещения о проведении открытого конкурса, отмене протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса, приведении документации открытого конкурса в соответствие со статьями 12 и 25 Закона N 94-ФЗ.
По жалобе ООО "Маккон" управление приняло решение от 17.03.2014, в котором признало министерство нарушившим статьи 12, 25, 27 Закона N 94-ФЗ. Нарушение выразилось в том, что в форме N 5 конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками конкурса сведений, не предусмотренных статьей 25 Закона N 94-ФЗ, и в необоснованном отклонении заявки ООО "Маккон".
Согласно статье 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов; непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе; отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято. В силу части 4 статьи 11 Закона N 94-ФЗ кроме указанных в частях 1 - 3 названной статьи требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа. В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона N 94-ФЗ требования, указанные в частях 1 - 3 данной статьи, предъявляются ко всем участникам размещения заказа. Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 94-ФЗ заказчик, конкурсная комиссия вправе проверять соответствие участника размещения заказа требованиям, указанным в пунктах 2 - 4 части 1 данной статьи, при этом заказчик, конкурсная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
В соответствии со статьей 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Заявка на участие в конкурсе должна содержать: сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку: фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее для целей настоящей главы - руководитель). В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица; документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа; копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц); решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой; предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракт; документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона, частью 2 статьи 31.4 Закона, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, на поставку, выполнение, оказание, создание которых размещается заказ; несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона; непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации; несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы. В силу части 2 статьи 12 Закона N 94-ФЗ отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 названной статьи случаев, не допускается.
Как следует из предоставленной в материалы дела жалобы, в качестве заявителя на первой странице жалобы указан Асимов Владимир Абдурахманович, сведения о месте жительства: г. Ставрополь, ул. Гвоздик, 5. На второй странице этой жалобы указано, что заявителем является Арсланов Аслан Арсланович, сведения о месте жительства: г. Ставрополь, ул. Гвоздик, 5. Таким образом, управление в решении от 12.03.2014 признало обоснованной жалобу Асимова В.А., не выяснив, кто является подателем жалобы на положения конкурсной документации, при наличии в самой жалобе противоречивых данных относительно ее подателя. Кроме того, по запросу суда первой инстанции УФМС по Ставропольскому краю сообщило, что лица, указанные в качестве подателей названной жалобы, зарегистрированными не значатся. Указанные выводы антимонопольный орган в кассационной жалобе не опроверг.
В оспариваемых решениях уравление указало, что в форме N 5 (анкета участника размещения заказа) заказчик просил предоставить ряд сведений и документов, не предусмотренных статьей 25 Закона N 94-ФЗ. В то же время данная анкета не содержит требований о предоставлении дополнительных данных, за исключением тех, которые имеются в документах об участнике размещения заказа, подавшем заявку, которые он предоставляет в силу статьи 25 Закона N 94-ФЗ. Кроме того, из анкеты следует, что указанные в ней данные могут быть по усмотрению участника размещения заказа подтверждены путем предоставления свидетельства о государственной регистрации, информационного письма об учете в ЕГРПО, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, справки суда об отсутствии дела о банкротстве, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, акта сверки, выданного налоговым органом. Таким образом, обязанность предоставления дополнительных документов в форме N 5 к конкурсной документации не предусмотрена, указанные в ней документы могли быть предоставлены по желанию участника размещения заказа. При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали основания для вывода о необоснованном предъявлении министерством к участникам заказ требований о предоставлении сведений и документов в нарушение Закона N 94-ФЗ.
Порядок заполнения форм и документов указан в конкурсной документации, формы приложены к документации. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что до истечения срока подачи заявок ООО "Маккон" подало жалобу на положения конкурсной документации либо обращалось за разъяснениями положений документации. Данный участник, будучи осведомленным о предъявляемых требованиях к оформлению заявки, подал заявку на участие в конкурсе, не полностью заполнив анкету участника. При таких обстоятельствах конкурсная комиссия обоснованно указала на несоответствие заявки данного участника требованиям конкурсной документации.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу, что управление не доказало нарушение министерством статьей 12, 25, 27 Закона N 94-ФЗ и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 по делу N А63-2979/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.