Решение Самарского областного суда от 26 января 2023 г. N 3а-258/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-258/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Н." о признании не действующим в части нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления, установил:
акционерное общество "Н." (далее также ООО "Н.", административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей муниципального района Волжский Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 3 Приложения N 1 к решению Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 20 ноября 2014 года N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального района Волжский Самарской области" в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 16 июня 2016 года N 68/12, в части установления коэффициента 3,5 для земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющих вид целевого использования "для иных несельскохозяйственных нужд".
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N, N, расположенных на территории муниципального района Волжский. На указанных земельных участках находится принадлежащие обществу объекты недвижимости промышленного назначения. На основании договоров аренды общество уплачивает арендную плату за пользование участками, размер которой определяется по формуле, включающей значение коэффициента вида использования земельных участков. В расчете арендной платы применяется коэффициент вида использования участков "для иных несельскохозяйственных нужд" - 3,5, утвержденный оспариваемым нормативным актом. Административный истец полагает, что решение Собрания представителей муниципального района Волжский в части установления данного коэффициента противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, а именно основному принципу определения арендной платы, установленному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 582, в частности, принципу экономической обоснованности, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов общества в связи с необоснованным завышением арендной платы.
В судебном заседании представители административного истца Р.А.В., З.М.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области, а также заинтересованных лиц - администрации и главы администрации муниципального района Волжский Самарской области - С.М.В. представила письменные возражения, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что значение оспариваемого коэффициента не изменялось с 2014 года, тогда как повышение размера арендной платы вследствие увеличения кадастровой стоимости земельных участков, не свидетельствует о несоответствии решения Собрания представителей требованиям законодательства. Документы, экономически обосновывающие размер коэффициента, отсутствуют.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12.2 статьи 5 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле" к полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений отнесено, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, определен постановлением Правительства Самарской области от 6 июня 2008 г. N 308.
Пунктом 3 Постановления N 308 предусмотрено, что определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для целей не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении N 1 к настоящему Порядку.
Размер арендной платы в год за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставляемые для целей, не связанных со строительством, рассчитывается по формуле:
,
где:
- коэффициент вида использования земельного участка, утверждаемый правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Устав муниципального района Волжский Самарской области принят решением Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 22.04.2013 N 180/22 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории муниципального района.
В силу статьи 32 Устава муниципального района, Собрание представителей муниципального района является представительным органом муниципального района, входящим в структуру органов местного самоуправления.
На основании пункта 3 части 1 статьи 34 Устава, в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального района находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статьям 62-65 Устава, решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, входят в систему муниципальных правовых актов.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2014 года Собранием представителей муниципального района Волжский Самарской области принято решение N 314/47 "Об утверждении коэффициента для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области".
Пунктом 1 решения утвержден коэффициент вида использования (Кв) для определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 "Земли сельскохозяйственного назначения" в подпункте 3 значение коэффициента вида использования (Кв) "земельные участки для иных несельскохозяйственных нужд" установлено в размере 3,5.
Решением Собрания представителей муниципального района Волжский от 16 июня 2016 года N 68/12 в вышеуказанное решение внесены изменения.
В частности, Приложение N 1 к решению Собрания представителей Волжского района Самарской области от 20 ноября 2014 года N 314/47 изложено в новой редакции.
Подпунктом 3 пункта 3 Приложения N 1 значение коэффициента вида использования (Кв) "земельные участки для иных несельскохозяйственных нужд" установлено в размере 3,5.
Решение Собрания представителей от 16 июня 2016 года N 68/12 опубликовано в издании "Волжская новь" 18 июня 2016 года N 41.
Решение вступило в силу со дня его официального опубликования.
Установлено также, что решением Собрания представителей от 15 ноября 2021 года N 78/22 наименование решения от 20 ноября 2014 года N 314/47 изложено в следующей редакции "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального района Волжский Самарской области" (п. 1.1). Решение от 15 ноября 2021 года N 78/22 опубликовано в издании "Волжская новь" 17 ноября 2021 года N 88 (8165).
Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, поскольку содержит нормы и правила, которые обязан выполнять неопределенный круг лиц, и рассчитанные на неоднократное применение во времени. Данный нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у административного ответчика на его принятие, процедуре принятия, а также по порядку опубликования.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как видно из материалов дела, АО "Н." является арендатором следующих земельных участков сведения о правообладателе которых в ЕГРН отсутствуют:
- с кадастровым номером N, площадью 918 кв. м, категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для размещения существующего линейного объекта";
- с кадастровым номером N, площадью 5 546 кв. м, категории "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для размещения существующих линейных объектов: сооружение газопровода; часть технологической эстакады, входящей в состав объекта недвижимости Т-1007 сырьевой парк приема подачи сырья на ЦГ ФУ-2,3, в составе цеха N 1".
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 09.12.2022, копиями договоров аренды, заключенных между АО "Н." и администрацией муниципального района Волжский Самарской области от 28.02.2018 и 19.06.2019, дополнительного соглашения к договору от 03.12.2019.
Пунктом 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По условиям договоров аренды и приложений к ним, расчет арендной платы за пользование земельными участками исчисляется с применением коэффициента вида использования земельных участков (Кв) - 3,5, что не оспаривается.
Таким образом, АО "Н." является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным актом, в связи с чем вправе обратиться с административным иском о признании этого акта недействующим, в части, затрагивающей права и обязанности общества.
Административный истец обратился в суд с настоящим иском 23.11.2022, то есть в период действия оспариваемого нормативного акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого в части нормативного акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в частности, принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
С учетом изложенного, при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов возлагается на принявшие их орган, организацию и должностное лицо.
Между тем, экономическое обоснование значения коэффициента вида использования земельных участков, установленного подпунктом 3 пункта 3 Приложения N 1 к оспариваемому решению, административным ответчиком суду не представлено.
Как видно из протокола заседания Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 16 июня 2016 года N 12, представленного в материалы дела, в повестку дня под N 5 был включен вопрос о внесении изменений в решение Собрание представителей от 20.11.2014 N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области".
Однако, сведения об экономической обоснованности оспариваемого коэффициента вида использования "земельных участков для иных несельскохозяйственных нужд" не являлись предметом обсуждения.
Как следует из объяснений представителя Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области в судебном заседании, какие либо документы, материалы, обосновывающие установленный коэффициент, отсутствуют.
От проведения судебной экспертизы в целях подтверждения экономической обоснованности значения коэффициента (Кв) - 3,5 для вышеуказанного вида целевого (функционального и разрешенного) использования земельных участков представитель административного ответчика отказался.
Таким образом, каких-либо доказательств и расчетов, которые возможно проверить и позволяющих убедиться, что значение оспариваемого коэффициента отвечает целям определения экономически обоснованной платы за использование земельных участков указанного выше вида и призвано обеспечить максимальное поступление в бюджет платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов муниципального образования и арендаторов и иных лиц, в чьем пользовании находятся земельные участки, административным ответчиком суду не представлено.
Установив, что оспариваемое положение нормативного правового акта принято при отсутствии анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, включая местоположение, уровень коммерческой привлекательности, потребительского спроса на землю и развития инфраструктуры, влияющих на уровень доходности исследуемого вида земельных участков на территории муниципального района Волжский Самарской области, данных о прибыли, полученной от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о затратах, связанных с их использованием, суд приходит к выводу о том, что нормативный правовой акт в указанной выше части противоречит действующему законодательству, а именно статье 39.7 Земельного кодекса РФ, абзацу второму Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, в данном случае, принципу экономической обоснованности.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая изложенное, имеются основания для удовлетворения административного иска АО "Н.".
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление акционерного общества "Н." удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 3 пункта 3 Приложения N 1 к решению Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 20 ноября 2014 года N 314/47 "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального района Волжский Самарской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального района Волжский Самарской области" в редакции решения Собрания представителей муниципального района Волжский Самарской области от 16 июня 2016 года N 68/12 в части установления коэффициента 3,5 для земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющих вид целевого использования "для иных несельскохозяйственных нужд".
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Волжская новь" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.01.2023.
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 января 2023 г. N 3а-258/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании