г. Краснодар |
|
17 июля 2015 г. |
Дело N А53-12186/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Монтажгазспецстрой", ответчиков: муниципального казенного учреждения "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Новочеркасска", государственного унитарного предприятия Ростовской области "Азовское ремонтно-строительное управление", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Монтажгазспецстрой" на решение Арбитражного суда Ростовской области 24.10.2014 (судья Новожилова М.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (судьи Баранова Ю.В., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А53-12186/2014, установил следующее.
ООО "Монтажгазспецстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новочеркасска (в настоящее время МКУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Новочеркасска"; далее - учреждение) о признании недействительными конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт покрытия дорог и тротуаров по улицам Просвещения, Б. Хмельницкого, Г. Петровой, Троицкой с благоустройством существующих и увеличением количества новых парковочных мест на территории прилегающей к зданию ЮРГТУ "Новочеркасский политехнический институт"".
Определением от 23.07.2014 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ГУП Ростовской области "Азовское ремонтно-строительное управление" (далее - предприятие).
Решением от 24.10.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.02.2015, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что конкурс проведен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении норм материального и процессуального права. В обоснование довода общества сослалось на судебные акты по делу N А53-12708/2014.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Из материалов дела видно, что 29.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием, объект закупки N 0158300060114000030 "Капитальный ремонт покрытия дорог и тротуаров по улицам Просвещения, Б. Хмельницкого, Г. Петровой, Троицкой с благоустройством существующих и увеличением количества новых парковочных мест на территории прилегающей к зданию ЮРГТУ "Новочеркасский политехнический институт"". Начальная (максимальная) цена контракта 65 174 970 рублей, сроки выполнения работ с даты заключения контракта до 30.11.2014. К участникам предъявлялись следующие требования: наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта (пункт 2 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ); наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ); единые требования к участникам (часть 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 19.06.2014 для закупки N 0158300060114000030 участниками признаны ООО "ДРСУ-Дон", ООО "Веселовское ДСУ", ГУП Ростовской области "Азовское дорожное ремонтно-строительное управление", ОАО "Дорожное ремонтно-строительное управление", ООО "РостовАвтоДорСтрой" и общество. Победителем конкурса признано ГУП Ростовской области "Азовское дорожное ремонтно-строительное управление", второй номер присвоен заявке ООО "ДРСУ-Дон" (протокол рассмотрения и оценки заявок от 23.06.2014 N 0158300060114000030).
С победителем конкурса заключен муниципальный контракт от 24.07.2014 N 0158300060114000030, согласно которому ГУП Ростовской области "Азовское дорожное ремонтно-строительное управление" (подрядчик) приняло обязательства по выполнению подрядных работ на названном объекте. Суды установили, что работы по муниципальному контракту частично выполнены (акты о приемке выполненных работ формы N КС-2).
Считая, что определение подрядчика должно было осуществляться путем проведения открытого аукциона в электронной форме, а не путем проведения конкурса с ограниченным участием (статьи 10, 57, часть 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ), заявки участников оформлены с нарушением закона, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В силу статьи 1 названного Кодекса основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 22.12.2005 N 101 разъяснил, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Признание торгов недействительными должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 и от 29.01.2013 N 11604/12).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Открытый конкурс и электронный аукцион являются конкурентными способами определения поставщиков. Согласно части 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 6 Перечня в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн рублей, у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Суды со ссылкой на названный пункт Перечня, письмо от 07.05.2014 Минэкономразвития России N 10194-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/18475/14 указали, что для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий: объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку; начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн рублей.
Суды установили, что объектом закупки является капитальный ремонт покрытий дорог и тротуаров (код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 45.23.12.159 включен в группировку работ 45 "Работы строительные", в который входят работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), начальная (максимальная) цена муниципального контракта составляет более 50 млн рублей, поэтому заказчик правильно выбрал способ определения подрядчика.
Суды также учли, что решениями Управления ФАС по Ростовской области от 27.05.2014 N 9415/03 по делам N 1009/03 и 1010/03, от 25.06.2014 N 11243/03 по делам N 1171/03 и 1191/03 жалоба общества на действия учреждения, избравшего при размещении заказа N 0158300060114000030 способ определения подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием признана необоснованной. Общество не обжаловало названные решения.
Установив эти обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о том, что заказчик, определив способ проведения открытого конкурса путем проведения конкурса с ограниченным участием, не нарушил Закон N ФЗ-44. Согласно протоколу предквалификационного отбора на участие в конкурсе с ограниченным участием от 19.06.2014 (закупка N 0158300060114000030) общество и 5 других участников признаны соответствующими единым и дополнительным требованиям.
Суды со ссылкой на статьи 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав", статью 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали, что подписанный по результатам торгов муниципальный контракт заключен и исполняется. С учетом социальной значимости объекта, сезонного характера проведения дорожных ремонтных работ, особенностей финансирования муниципального контракта, избранный истцом способ защиты не восстановит интересы лица, оспаривающего торги.
Довод общества о том, что суды нарушили единообразие в толковании и применении норм материального и процессуального права со ссылкой на судебные акты по делу N А53-12708/2014, несостоятелен, поскольку указанные в жалобе судебные акты приняты по результатам рассмотрения конкретного дела с учетом установленных судами фактических обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств и их оценки применительно к рассмотренному спору.
Основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области 24.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А53-12186/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.