Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росавиации
от 24 апреля 2023 г. N 254-П
Обстоятельства авиационных происшествий с вертолетом R44 RA-04373, самолетами Ан-2 RA-02240 и Cessna F172P RA-67332
9 июля 2022 г. днем выполнялся полет вертолета R44 RA-04373 по маршруту: посадочная площадка Кондор (населенный пункт Верхнее Мячково, Московская область) - Люберецкий карьер - МКАД - посадочная площадка Кондор. На борту вертолета находились командир воздушного судна (далее - КВС) и два пассажира.
Комиссией по расследованию авиационного происшествия (далее - АП) установлено, что собственники вертолета R44 RA-04373 на основании устной договоренности передали его в пользование индивидуальному предпринимателю, имеющим разрешение на аренду воздушного судна (далее - ВС) с экипажем и деятельность по перевозке пассажиров воздушным транспортом, не подчиняющимся расписанию. КВС выполнил взлет и полет по маршруту на высоте около 80 м и скорости около 160 км/ч. На 3 мин полета, на границе лесного массива и лесной вырубки в районе населенного пункта Октябрьский (г.о. Люберцы, Московская область), КВС перевел вертолет на снижение с вертикальной скоростью 7 м/с на скорости 190 км/ч и выполнил маневрирования влево и вправо с кренами от 25° до 40°. Дальнейшее снижение привело к столкновению с проводами воздушной линии электропередачи (далее - ЛЭП), расположенными на высоте около 16 м от земной поверхности. После столкновения КВС набрал высоту около 30 м, уменьшил скорость, и на удалении 420 м произвел аварийную посадку. В результате АП один пассажир получил незначительные телесные повреждения, вертолет поврежден, повреждена воздушная ЛЭП.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с вертолетом Robinson R 44 RA-04373 произошло из-за незнания КВС расположения препятствий по маршруту полета и недостаточной осмотрительности, что при необоснованном (не связанном с целью и ходом полета) снижении на предельно малую высоту привело к столкновению с проводами воздушной ЛЭП.
Наиболее вероятно, авиационному происшествию способствовало отсутствие маркировки на проводах ЛЭП.".
15 июля 2022 г. ночью в районе посадочной площадки Прочноокопская (Новокубанский район, Краснодарский край) выполнялся полет самолета Ан-2 RA-02240. На борту самолета находились КВС и пассажир.
Комиссией по расследованию АП установлено, что самолет Ан-2 RA-02240 находился с 6 по 14 июля 2022 г. на посадочной площадке Прочноокопская с целью проведения авиационно-химических работ. 15 июля 2022 г. днем КВС выполнил взлет с посадочной площадки Прочноокопская (пригодна только для полетов днем по правилам визуальных полетов (далее - ПВП) и улетел в неизвестном направлении. При возвращении на посадочную площадку Прочноокопская ночью, в процессе построения маневра для захода на посадку, произошло столкновение самолета Ан-2 RA-02240 с проводами неосвещенной ЛЭП (высота 25 м), верхушками деревьев и далее с земной поверхностью в перевернутом положении. В результате АП пассажир и КВС погибли, самолет разрушен, повреждены опоры и воздушная ЛЭП.
Установлено, что полет в темное время суток выполнялся с включенными посадочными фарами в отсутствие контроля за высотой полета (радиовысотомер выключен). Согласно Руководства по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) самолета Ан-2 в темное время суток пилотирование самолета должно осуществляться по приборам при наличии на борту второго пилота. По данным летной книжки КВС установлено, что полеты ночью им выполнялись в сентябре 2015 г., а в сложных метеорологических условиях в ноябре 1988 г. К полетам по правилам полетов по приборам КВС не был подготовлен. КВС и пассажир (находился на месте второго пилота) в полете привязными ремнями не пользовались.
Также установлено, что КВС выполнял полеты в отсутствие действующего медицинского заключения и в нарушение требования пункта 2.22 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетными диспетчерами) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147, не имел действующей квалификационной проверки. В нарушение пунктов 10, 109, 172 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138, полет в воздушном пространстве класса "С" выполнялся при отсутствии разрешения органа ОВД. В нарушение требований пункта 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128, у КВС отсутствовала доверенность на право управления ВС.
По заключению комиссии по расследованию:
"Авиационное происшествие с самолётом Ан-2 RA-02240 произошло при выполнении полета по ПВП ночью вследствие столкновения ВС с проводами воздушной ЛЭП, не имевшей ночной маркировки, с последующим столкновением с деревьями и земной поверхностью.
Наиболее вероятно, способствующими факторами явились:
- недостаточный опыт КВС по выполнению полётов в ночных условиях и нарушение РЛЭ самолета Ан-2, предписывающего выполнение полетов ночью по приборам;
- принятие КВС решения на выполнение перёлета ночью на посадочную площадку, не имеющую светосигнального оборудования;
- выполнение полета на высоте менее высоты неосвещенных препятствий, информация о которых у КВС имелась;
- выполнение полёта сокращенным составом экипажа (без второго пилота).".
28 июля 2022 г. днем выполнялся полет самолета Cessna F172P RA-67332 на лесоавиационные работы по маршруту: аэродром Сангар (Кобяйский район, Республика Саха (Якутия) - Гора Белая - населенный пункт Сите - населенный пункт Чагда - озеро Эбе-Кюель - озеро Чумадай - населенный пункт Тыайа - аэродром Сангар. На борту самолета находились КВС и летчик-наблюдатель.
Комиссией по расследованию АП установлено, что во время выполнения экипажем полета по маршруту летчик-наблюдатель из-за ухудшения самочувствия попросил произвести посадку на посадочную площадку Мукучи (Кобяйский район, Республика Саха (Якутия). КВС прекратил выполнение задания и направил самолет в сторону посадочной площадки Мукучи (грунтовая взлетно-посадочной полоса (далее - ГВПП) длинной 710 м и шириной 100 м), посадок на которую ранее не выполнял. КВС в целях осмотра посадочной площадки с воздуха выполнил проход со снижением и обнаружил на ГВПП животных. Выполнив маневр для захода на посадку по стандартной схеме с посадочным курсом 105°, КВС повторно увидел животных и принял решение произвести приземление за ними. Приземление произошло с перелетом торца ГВПП 400 м на скорости около 60 узлов. Из-за неровности грунта ГВПП КВС приступил к торможению через 150 м пробега и, наблюдая малое расстояние до приближающегося ограждения посадочной площадки, принял решение уйти на второй круг (увеличил обороты двигателя до максимальных и отклонил штурвал на себя). Пролет ограждения посадочной площадки произошел с превышением в 10 см на скорости около 50 узлов. В дальнейшем, КВС увидел воздушную линию ЛЭП (размещена в 85 м от ограждения), и во избежание столкновения с ней в воздухе принял решение на выполнение посадки перед собой. Приземление самолета произошло с опережением на переднюю опору шасси за 12 м до ЛЭП и последующим столкновением с опорой ЛЭП левой консолью крыла на пробеге. В результате АП экипаж не пострадал и самостоятельно покинул ВС, самолет поврежден, повреждена опора и воздушная ЛЭП.
Комиссия по расследованию АП отмечает, что согласно приказу Минтранса России от 5 ноября 2020 г. N 449 "Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полетов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла", аэронавигационная информация посадочных площадок публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. Аэронавигационная информация посадочной площадки Мукучи в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации отсутствовала.
По заключению комиссии по расследованию:
"Наиболее вероятно, причиной авиационного происшествия с самолетом Cessna F172P RA-67332 явилось невыполнение КВС прерванного захода на посадку и своевременного ухода на второй круг при обнаружении на ВПП препятствий (животные), что привело к приземлению со значительным перелетом и вынужденному решению на выполнение взлета из-за недостаточной оставшейся длины ВПП для торможения самолета. При выполнении взлета наличие препятствий (ЛЭП) по курсу взлета и невозможность обеспечить требуемый профиль набора высоты привели к вынужденному решению выполнить приземление, что привело к столкновению ВС с опорой ЛЭП.
Авиационному происшествию, наиболее вероятно, способствовала необходимость выполнения вынужденной посадки из-за ухудшения состояния здоровья летчика-наблюдателя на незапланированную площадку, на которую КВС раньше посадок не выполнял и характеристики которой, включая расположение искусственных препятствий, не знал.".
Подробная информация о результатах расследования авиационных происшествий с вертолетом R44 RA-04373, самолетами Ан-2 RA-02240 и Cessna F172P RA-67332 приведена в Окончательных отчетах, размещенных на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 24 апреля 2023 г. N 254-П "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.