г. Краснодар |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А63-8658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при ведении протокола помощником судьи Шевляковой И.Н., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Международный центр клинического питания" (ИНН 7722739805, ОГРН 1117746128708) - Кочуриной В.Н. (доверенность от 12.11.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Лыкова И.Г. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие третьих лиц: Министерства экономического развития Ставропольского края, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи", общества с ограниченной ответственностью "Продукт-Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Аргумент", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2015 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 (судьи Цигельников И.А., Параскевова С.А., Семенов М.У.) по делу N А63-8658/2014, установил следующее.
ООО "Международный центр клинического питания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 08.07.2014.
Решением от 14.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2015, заявленные требования удовлетворены на том основании, что управление не доказало нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при составлении аукционной документации.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что указание в аукционной документации нестандартных показателей для смеси белковой композитной сухой без обоснования необходимости использования установленных заказчиком показателей нарушает Закон N 44-ФЗ, а также может привести к ограничению конкуренции на рынке поставщиков указанного продукта.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители управления и общества повторили доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 20.06.2014 Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - министерство) опубликовало извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи" (далее - больница) на закупку белковой композитной смеси; начальная (максимальная) цена контракта составила 870 тыс. рублей, дата окончания подачи заявок - 01.07.2014.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Продукт-Логистика" на положения аукционной документации, поступившей 30.06.2014, управление приняло решение от 08.07.2014, которым признало действия больницы и министерства не соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ. Нарушение выразилось в том, что при описании объекта закупки не обоснована необходимость использования указанных в аукционной документации показателей. Управление выдало предписание от 08.07.20144, согласно которому следует аннулировать определение поставщика путем проведения аукциона, отменить протоколы, составленные в ходе закупки, привести аукционную документацию в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Общество, полагая, что решение и предписание управления не соответствуют положениям законодательства о закупках и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из раздела 7.1 технического задания следует, что смесь белковая композитная сухая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким смесям приказами Министерства здравоохранения российской Федерации от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания". Товар должен соответствовать ГОСТ Р 53861-2010, СанПин 2.3.2.1078-01, а также требованиям, установленным в Приложении N 1 к техническому заданию "Описание объекта закупки". В приложении N 1 в графе "Требования к функциональным и качественным характеристикам объекта закупки" заказчик указал ингредиентный состав: концентрат сывороточных белков молока, ПНЖК (Омега 6: омега 3), рафинированный растительный жир, пищевые волокна, мальтодекстрин; пищевая и энергетическая ценность в 100 г. сухой смеси: белки - не более 40 г; жиры - не менее 20 г; углеводы - не менее 30 г; энергетическая ценность - не менее 444 Ккал.
Управление пришло к выводу, что заказчик в нарушение Закона N 44-ФЗ, указав нестандартные показатели товара, не обосновал необходимость их использования.
В ГОСТ Р 53861-2010 "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания смеси белковые композитные сухие" установлены требования к специализированным продуктам диетического (лечебного и профилактического) питания - смесям белковым композитным сухим. Как следует из таблицы Б 1 приложения Б, смеси белковые композитные сухие могут производиться с показателями пищевой и энергетической ценностей в 100 г сухой смеси в следующих диапазонах: белка от 40 до 75 включительно, жира от 5 до 20 включительно, по углеводам от 10 до 30 включительно, энергетическая ценность от 409 до 484 Ккал.
Таким образом, общие требования ГОСТа не исключают право заказчика приобретать смеси белковые с показателями в пределах установленным ГОСТом параметров, и в указанных пределах самостоятельно определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара с учетом потребностей больницы.
Заказчик установил требования к продукту в пределах показателей, установленных в ГОСТе, с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. В данном случае эти показатели по содержанию белков, жиров, углеводов и энергетической ценности в смеси являются стандартными, поскольку находятся в пределах, установленных ГОСТом, поэтому дополнительного обоснования применения заказчиком установленных им в аукционной документации показателей не требуется.
Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности. Заказчик, установив необходимые ему требования к составу продукта, действовал в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Определение в аукционной документации показателей в рамках, установленных ГОСТом, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии нарушений Закона N 44-ФЗ при составлении аукционной документации и обоснованно признали решение и предписание недействительными.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу N А63-8658/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ГОСТ Р 53861-2010 "Продукты диетического (лечебного и профилактического) питания смеси белковые композитные сухие" установлены требования к специализированным продуктам диетического (лечебного и профилактического) питания - смесям белковым композитным сухим. Как следует из таблицы Б 1 приложения Б, смеси белковые композитные сухие могут производиться с показателями пищевой и энергетической ценностей в 100 г сухой смеси в следующих диапазонах: белка от 40 до 75 включительно, жира от 5 до 20 включительно, по углеводам от 10 до 30 включительно, энергетическая ценность от 409 до 484 Ккал.
...
Задачей законодательства о закупках является прежде всего выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности. Заказчик, установив необходимые ему требования к составу продукта, действовал в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Определение в аукционной документации показателей в рамках, установленных ГОСТом, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии нарушений Закона N 44-ФЗ при составлении аукционной документации и обоснованно признали решение и предписание недействительными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 июля 2015 г. N Ф08-4628/15 по делу N А63-8658/2014