г. Краснодар |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А15-4474/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, заинтересованного лица - арбитражного управляющего Савельева А.Г., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу арбитражного управляющего Савельева А.Г. на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.01.2015 (судья Лачинов Ф.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А15-4474/2014, установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Савельева А.Г. (далее - управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015, управляющий привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 25 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что действия (бездействие) управляющего образуют состав вменяемого правонарушения.
В кассационной жалобе управляющий просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы не согласен с выводом судов о наличии в его действиях (бездействии) состава правонарушения в части непредставления отчета о финансовом состоянии должника и сведений о проведенных в ходе наблюдения мероприятиях.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, определением суда от 26.12.2013 в отношении ОАО Рыбопромышленная коммерческая компания "Порт-Петровск" (далее - должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должника утвержден Савельев А.Г.
Управление при проведении административного расследования в отношении временного управляющего должника выявило в его действиях нарушения норм Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве): не принял меры по созыву и проведению первого собрания кредиторов и не включил в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведения о результатах проведения собраний кредиторов 27.06.2014 и 07.10.2014 (статьи 12-14, 72); опубликовал не в установленный срок сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения и своем утверждении временным управляющим должника, а также в сообщении не указал полное наименование саморегулируемой организации, ее ОГРН и ИНН (статьи 28, 68); не представил суду отчет о финансовом анализе должника и сведения о проведенных в ходе наблюдения мероприятиях в нарушение требований суда, изложенных в определениях от 26.12.2013, 28.04.2014, 25.03.2014, 28.05.2014, 06.06.2015, 05.08.2014, 05.09.2014, 10.10.2015 по делу N А15-3646/2013 (статьи 67, 70); при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, действовал недобросовестно и неразумно, не обеспечил баланс интересов должника, кредиторов и общества (пункт 4 статьи 20.3).
По итогам проведенной проверки управление в отношении управляющего составило протокол об административном правонарушении от 10.11.2014 N 00090514 по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы административного дела вместе с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Удовлетворяя заявленные требования и привлекая управляющего к административной ответственности, судебные инстанции исходили из наличия в действиях управляющего состава правонарушения в части 2 - 4 эпизодов, указав на отсутствие состава правонарушения по 1 эпизоду. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. К числу обязательных для опубликования сведений относятся сведения о введении наблюдения и об утверждении арбитражного управляющего.
При опубликовании сведений о введении наблюдения арбитражный управляющий обязан руководствоваться нормами пунктов 1 и 4 статьи 68, а равно пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве, которые в совокупности содержат полный перечень сведений, подлежащих опубликованию. Такая совокупность призвана обеспечить всем кредиторам максимально скорую идентификацию должника по различным данным. В силу пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать, в том числе, наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес.
Как следует из пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"" в силу пункта 1 статьи 68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве, сообщение о введении наблюдения.
До определения регулирующим органом на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве срока опубликования сведений о введении наблюдения данные сведения в силу аналогии закона подлежат направлению временным управляющим для опубликования в десятидневный срок с даты его утверждения (пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве).
Суды установили, что управляющий представил необходимый комплект документов для публикации с нарушением срока, а также в тексте сообщения для опубликования отсутствовало полное наименование саморегулируемой организации, её ОГРН и ИНН. Нарушение устранено 06.12.2014, с момента опубликования полных сведений.
Оценив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для привлечения управляющего к административной ответственности по данному эпизоду, поскольку на дату принятия решения суда истек годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суды, исследуя наличие состава правонарушения по эпизоду непредставения суду отчета о финансовом анализе должника и сведений о проведенных в ходе наблюдения мероприятиях в нарушение требований суда, обоснованно исходили из следующего.
Согласно 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ финансового состояния должника, выявлять кредиторов должника, вести реестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении наблюдения, созывать и проводить первое собрание кредиторов. Временный управляющий не позднее, чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов определенных в пункте 7 статьи 12 Закона о банкротстве.
В силу статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Законом о банкротстве.
Финансовый отчет оформляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" (далее - Правила N 367).
Из пункта 1 Правил N 367 следует, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках. Согласно пункту 6 Правил финансовый анализ деятельности предприятия- должника должен содержать информацию о его состоянии не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника и динамику их изменения. При проведении финансового анализа арбитражный управляющий, выступающий как временный управляющий, использует результаты ежегодной инвентаризации, проводимой должником (пункт 3 Правил). Финансовый анализ проводится на основании статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалов налоговых проверок и судебных процессов; нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника (пункт 4 Правил).
Суды установили, что определением от 26.12.2013 суд назначил рассмотрение отчета о финансовом анализе должника на 25.03.2014, обязал управляющего представить финансовый отчет до 24.03.2014, однако данное требование суда не выполнено.
В дальнейшем суд неоднократно откладывал дело и устанавливал новые сроки для представления финансового отчета. Фактически финансовый отчет направлен суду 06.06.2014.
Оценив обстоятельства данного дела, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия арбитражного управляющего, выразившиеся в непредставлении отчета по требованию суда, образуют состав правонарушения. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что финансовый отчет составляется на основании бухгалтерской отчетности и иных сведений о финансовом состоянии должника, и не зависит от первого собрания. В рассматриваемом случае не выполнено требование суда о представлении финансового отчета к определенному сроку.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о наличии состава правонарушения и вины управляющего, отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, соблюдении сроков давности привлечения к ответственности по данному эпизоду и правомерно назначили наказание в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Суды установили, что доказательства, свидетельствующие о малозначительности правонарушения, или возможности применения санкции ниже низшего предела в материалах дела отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А15-4474/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.