г. Краснодар |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А32-35174/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Волкова Я.Е. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт" (ИНН 2319030388, ОГРН 1022302828877), ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Сочи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-35174/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о понуждении к внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 3490 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:6346, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира с почтовым адресом: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, в районе Приморской набережной, путем исключения сведений о нахождении его части площадью 990 кв. м с учетным номером 1 в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 и его часть) и к выдаче его кадастрового паспорта с измененными кадастровыми сведениями (с учетом изменения предмета заявленных требований и отказа от их части в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее - Кодекс). К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города-курорта Сочи (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015, на учреждение возложена обязанность по внесению в сведения государственного кадастра недвижимости изменений, касающихся расположения части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Ссылаясь на градостроительный план, суды признали подтвержденными факты расположения части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта и отсутствия на ней месторождений полезных ископаемых, в связи с чем, сделали вывод о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, настаивая на частичном расположении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, границы которой утверждены в установленном порядке, и преследовании обществом при обращении в суд цели установления максимального коэффициента застройки земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на ошибочность содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений, недопустимость изменения постановлением администрации от 14.10.2004 N 2087 "О предварительном согласовании обществу места размещения открытой универсальной спортивной площадки в районе Приморской набережной Центрального района" установленных Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, границ зон горно-санитарной охраны курорта, утрату силы с 14.10.2007 постановления от 14.10.2004 N 2087, вхождение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 полностью во вторую зону горно-санитарной охраны курорта, отсутствие в границах названного земельного участка месторождения минеральных вод, лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, наличие которых позволило бы отнести данный участок либо его часть к первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, незаконное уклонение учреждения от исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о принадлежности части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 к первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, препятствующее осуществлению строительства и нарушающее интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
От общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием возможности обеспечения присутствия в судебном заседании процессуального представителя. По заявлению лица, участвующего в деле, судебное разбирательство может быть отложено в случае признания судом причин неявки процессуального представителя в судебное заседание уважительными, отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью (часть 3 статьи 158 Кодекса). Оценив приведенные предпринимателем доводы, суд кассационной инстанции оставил ходатайство об отложении судебного разбирательства без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а требования общества - оставлению без удовлетворения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением администрации от 14.10.2004 N 2087 утверждены акт выбора и проект границ земельного участка площадью 990 кв. м, расположенного в районе Приморской набережной Центрального района города Сочи, в зоне курортных парков и других зеленых насаждений общего пользования по генплану города Сочи, в экономико-планировочной зоне С-1-б, в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в зоне особого режима использования земель. Обществу предварительно согласовано соответствующее место размещения открытой универсальной спортивной площадки. Кадастровый учет земельного участка площадью 990 кв. м осуществлен 24.02.2005 с присвоением кадастрового номера 23:49:0204029:29. Кадастровый паспорт от 16.07.2014 N 2343/12/14-612782 содержит сведения об обременении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204029:29 режимом первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта. Постановлением администрации от 15.03.2005 N 966 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204029:29 предоставлен обществу в аренду на три года для строительства открытой универсальной спортивной площадки. В постановлении также указано на наличие режима первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта.
Постановлением администрации от 10.07.2014 N 1306 в результате объединения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204029:29 и земельного участка площадью 2500 кв. м с кадастровым номером 23:49:0000000:675, арендуемого обществом по договору аренды от 10.12.2010 N 4900006215, образован земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:6346. В кадастровом паспорте от 30.06.2014 N 2343/12/14-555036 содержатся сведения об обременении части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 режимом первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта.
Администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 23.07.2014 N 4900009533 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 для строительства центра курортного отдыха. В договоре аренды указано на расположение объекта аренды в зоне охраны памятников истории и культуры в водоохранной зоне, в прибрежной защитной полосе, в зоне охраны лечебно-оздоровительного объекта, в зоне зеленых насаждений общего пользования, в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории.
В утвержденном 13.08.2014 департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 указано на его расположение полностью в установленных Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, границах второй зоны горно-санитарной охраны и частичное расположение в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, утвержденных приказом Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297. На запрос общества, содержащийся в письме от 11.08.2014 N 151, департамент по недропользованию по Южному Федеральному округу подготовил заключение N 1008 об отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 зарегистрированных месторождений полезных ископаемых.
По заявлению общества от 28.08.2014 о снятии с части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 обременения режимом первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, учреждением принято решение от 05.09.2014 N 2343/5/14-409557 о приостановлении осуществления кадастрового учета названных изменений в связи с тем, что названное обременение соответствует постановлению администрации от 14.10.2004 N 2087.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В состав земель населенных пунктов, в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции (далее - Земельный кодекс), допускается вхождение земельных участков, отнесенных в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в результате градостроительного зонирования могут определяться, в том числе зоны особо охраняемых территорий, в которые могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом требований охраны особо охраняемых природных территорий.
Согласно статье 96 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Режимом первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов предусматривается полное изъятие земельных участков из оборота, а использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Статьей 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" в действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" редакции (далее - Законы N 33-ФЗ, 406-ФЗ) в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), предусматривалась организация округов горно-санитарной охраны, внешний контур которых являлся границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочивались на определение порядка организации округов горно-санитарной охраны и особенностей режима их функционирования в соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ).
Несмотря на то, что Законом N 406-ФЗ, вступившим в силу 30.12.2013, статья 32 исключена из Закона N 33-ФЗ, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до 30.12.2013 (часть третья статьи 10 Закона N 406-ФЗ).
Посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в силу статьи 16 Закона N 26-ФЗ, осуществляется охрана лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются первая зона, на территории которой запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий, вторая зона, на территории которой запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Утвержденным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10.04.1940 N 500 Положением о санитарной охране курортов и местностей лечебного значения предусматривалось установление округа санитарной охраны по каждому отдельному курорту союзного значения решением СНК СССР по представлению соответствующего народного комиссариата здравоохранения. До установления округа санитарной охраны (до производства требуемых изысканий, необходимых для установления границ округа) допускалось установление народными комиссариатами здравоохранения союзных республик временных округов санитарной охраны в естественных геоморфологических границах по утверждению Наркомздрава Союза ССР.
Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 10.04.1940 N 500 утратило силу в связи с утверждением постановлением Совмина СССР от 05.09.1973 N 654 Положения о курортах, которым установление границ округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения и определение их режима включено в компетенцию Совета Министров СССР по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС. Для курортов, на которых еще не проведены изыскания, необходимые для разработки проектов границ округов санитарной охраны, министерства здравоохранения союзных республик совместно с республиканскими советами по управлению курортами профсоюзов могли устанавливать по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, осуществляющими контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, исполнительными комитетами соответствующих Советов народных депутатов временные округа санитарной охраны в естественных геоморфологических границах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (далее - постановление N 1425, Положение). Согласно пунктам 7, 8, 9, 11, 12, 13, 18 Положения при разработке территориальных комплексных схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства, проектов районной планировки и генеральных планов развития территорий учитываются территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а сам проект согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Режим первой зоны устанавливается не только для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, но и для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 12.04.1993 N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион определен как курорт федерального значения, которому придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решениями исполнительного комитета Сочинского городского Совета трудящихся от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи" (далее - решения от 06.04.1977 N 142, от 02.09.1987 N 455). В преамбуле к решению от 06.04.1977 N 142 отмечено, что исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся при его принятии руководствовался постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654 "Об утверждении положения о курортах", а также приказом министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 "Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта".
Утвержденным приказом министра здравоохранения РСФСР от 21.10.1969 N 297 проектом округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта в первую зону (строгого режима) включены морская акватория в прибрежной полосе шириной 500 метров, пляжи с прилегающей к пляжам полосой суши шириной в среднем до 100 метров от реки Шепси до реки Псоу, территория в районах расположения буровых скважин и минеральных источников, внутренних областей питания месторождений минеральных вод, а также залежей лечебных грязей. На территории первой зоны запрещены не связанные непосредственно с эксплуатацией природных лечебных средств курорта постоянное и временное проживание граждан, строительство объектов, производство горно-технических и земляных работ, сплошная раскопка склонов, организация автостоянок, уничтожение зеленых насаждений, изъятие песка и гравия, содержание домашней птицы и скота, а также другие действия, которые могут оказывать вредное влияние на природные лечебные факторы и санитарное состояние курорта, разрешено производство берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений.
Решение от 06.04.1977 N 142 действует до настоящего времени. Оно не могло быть отменено решением Городского собрания города Сочи от 26.04.2007 N 84, поскольку исполнительный комитет Сочинского городского Совета трудящихся, согласно статьям 77 - 102 Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 года (в редакции от 11 декабря 1975 года), раздела VII Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1978 года, являлся органом государственной власти, на отмену актов которого Сочинское Городское собрание как орган местного самоуправления действующим законодательством не уполномочено. Руководствуясь частью 2 статьи 13 Кодекса суд кассационной инстанции не принимает во внимание названное решение местного представительного органа.
Системное толкование вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что определением в результате градостроительного зонирования зон особо охраняемых территорий не могут быть изменены границы зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта. Расположение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 полностью в установленных Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202, границах второй зоны горно-санитарной охраны не исключает возможность его частичного расположения в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта, утвержденных приказом Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297. В этой связи, у учреждения отсутствовали законные основания для вывода об ошибочности содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений и о вхождении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:6346 полностью во вторую зону горно-санитарной охраны курорта, а у судов - для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 по делу N А32-35174/2014 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Бриз-Курорт" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Я.Е. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.