г. Краснодар |
|
27 июля 2015 г. |
Дело N А32-43566/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Рогальского С.В. и Савенко Л.И., в отсутствие истца - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница имени заслуженного врача Российской Федерации В.Ф. Долгополова" (ст-ца Выселки, ИНН 2328005589, ОГРН 1022303554570), ответчика - Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Краснодарского края" (г. Краснодар, ИНН 2310032694, ОГРН 1022301621726) в лице отдела по Выселковскому району, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Краснодарского края" в лице отдела по Выселковскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2015 (судья Журавский О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Мисник Н.Н.) по делу N А32-43566/2014, установил следующее.
МБУЗ "Центральная районная больница имени заслуженного врача Российской Федерации В.Ф. Долгополова" (далее - больница, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Краснодарского края" в лице отдела по Выселковскому району (далее - учреждение, военкомат) о взыскании 405 582 рублей 21 копейки задолженности по выплате компенсации среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу.
Решением от 05.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2015, исковые требования удовлетворены. Судебные инстанции исходили из доказанности наличия задолженности учреждения перед больницей.
В кассационной жалобе военкомат просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и отказать в иске. Заявитель указывает, что в представленных истцом первичных документах отсутствуют сведения о начислении среднего заработка за время исполнения государственной обязанности в соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации. Также заявитель считает, что постановлением Правительства Российской Федерации N 704 от 01.12.2004 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"" (далее - постановление N 704) не предусмотрена компенсация за медицинское освидетельствование и медицинский осмотр.
В отзыве больница просит оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на их законность, обоснованность и соответствие фактическим обстоятельствам, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, стороны заключили договоры о компенсации расходов от 10.01.2013 и 09.01.2014 N 1 (далее - договоры), по условиям которых больница обязуется направить учреждению врачей-специалистов и средних медицинских работников для медицинского обследования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, поступлении на военную службу по контракту, для обследования граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу перед их направлением к месту прохождения военной службы. Истец выполнил свои обязательства. Поскольку военкомат отказался подписывать акты выполненных работ и компенсировать расходы, больница обратилась в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались следующим.
Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.02.1998 N 53-ФЗ " О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
В отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 постановления N 704 определено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы. Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Исходя из системного толкования перечисленных норм, судами сделаны верные выводы о том, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, средний заработок, выплачиваемый работодателем в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования больницы о взыскании с учреждения компенсации расходов, связанных с исполнением Закона N 53-ФЗ.
Основания для переоценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся основаниями для отмены судебных актов, не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 по делу N А32-43566/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.