Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Социальные и культурные права
4.1. Транспортная доступность
К Уполномоченному очередной раз поступило коллективное обращение, теперь от жителей поселка Волочанка, о содействии в вопросе организации дополнительных пассажирских авиарейсов:
Обращаются к Вам жители п. Волочанка, пассажиры, которые не могут вылететь с поселка, в свой законный отпуск с 25.05.2022.
27.05.2022 нам обещали организовать дополнительный рейс, так как количеству пассажиров, записанных на 25.05.2022, не хватило посадочных мест, по причине того, что на посадку нам выделили всего 12 мест вместо положенных 22. Объяснили это тем, что основной вертолет, который перевозит 22 пассажира, находится на техническом осмотре, и никто не может дать точного ответа, когда его вернут. Люди покупают билеты на материк, подстраиваясь под даты вылета из поселка, и есть вероятность, что из-за сложившейся ситуации деньги, потраченные на авиабилеты на материк, будут потеряны и их никто нам не возместит.
За 25.05.2022 в поселке осталось 10 пассажиров, так как 01.06.2022 нам никто не гарантирует запустить большой вертолет вместимостью 22 пассажира, то остается еще 10 пассажиров, и такое количество не попавших на борт будет расти еженедельно.
Почему мы, пассажиры, записавшиеся раньше, должны уступать свои места тем, кто приобрел авиабилеты прежде чем вылетел из поселка?
Кто нам, не попавшим на борт пассажирам, возместит отпускные дни, которые мы хотели бы провести за пределами п. Волочанка?
Просим Вас оказать содействие в решении данной проблемы как можно скорее, не откладывая этот вопрос, так как дни наших отпусков ограничены, и даже уже приобретены билеты на материк.
Получен следующий ответ Главы Таймырского района (исх. от 04.07.2022 N 292):
В рамках ежегодно заключаемого Соглашения на предоставление субсидий предприятиям воздушного транспорта на возмещение части затрат, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального района перевозка пассажиров по маршруту Дудинка - Волочанка - Дудинка осуществляется круглогодично, еженедельно по средам, исходя из потребности пассажиров в авиационных услугах. Управлением транспорта, информатизации и связи Администрации муниципального района осуществляется мониторинг записи пассажиров, желающих воспользоваться услугами воздушного транспорта и выехать из г. Дудинки в населенные пункты муниципального района (или в обратном направлении) и принимается взвешенное решение о выполнении дополнительных рейсов исходя из фактических данных о записи пассажиров на рейсы.
В соответствии с мониторингом записи пассажиров, а также на основании обращения Администрации г. Дудинки Администрация муниципального района обратилась в АО "Норильск Авиа" о выполнении пассажирского рейса вне расписания 30.05.2022 (исх. от 27.05.2022 N 409). К сожалению, авиакомпания ввиду отсутствия технической возможности отказала в выполнении этого рейса. Данный рейс вне расписания был выполнен 09.06.2022. Очередной рейс, вне расписания, по предварительному обращению Администрации г. Дудинка, запланирован на 07.07.2022.
Также Администрация муниципального района по мере необходимости и далее будет оказывать содействие жителям п. Волочанка в организации дополнительных рейсов. Дополнительно информирую, что с 06.06.2022, после прохождения планового технического обслуживания, вновь осуществляет пассажирские рейсы вертолет МИ-8АМТ пассажировместимостью 22 человека.
Также получен ответ АО "Норильск Авиа" (исх. от 06.07.2022 N НА/895):
Между Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - Администрация ТДНМР) и АО "Норильск Авиа" (далее - Авиакомпания) заключено Соглашение на предоставление субсидий предприятиям воздушного транспорта на возмещение части затрат, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 30.12.2021 N ПУ-914-42.
Согласно Соглашению Авиакомпания выполняет полеты по маршруту Дудинка - Волочанка - Дудинка один раз в неделю по средам (круглогодично).
В ноябре 2021 года одно из воздушных судов внепланово выбыло из эксплуатации. В результате этого весь объем перевозок по Соглашению перераспределился на одно воздушное судно соответствующей комплектации.
Также Авиакомпания ожидала поставки двух новых воздушных судов Ми-8АМТ с дополнительными внешними топливными баками в срок до 31.03.2022 согласно договору с АО "Вертолеты России". По объективным причинам воздушные суда были переданы Авиакомпании только 06.06.2022, и в настоящее время решается вопрос об их государственной регистрации в государственном Росреестре гражданских воздушных судов Росавиации.
Дополнительно обращаю Ваше внимание на то, что для поддержания летной годности воздушного судна требуется выполнение периодического технического обслуживания (ТО).
Для этой цели основное воздушное судно в мае 2022 года было перебазировано на ТО, а на его замену Авиакомпания была вынуждена временно предоставить воздушное судно Ми-8АМТ с меньшим количеством посадочных мест. При этом Авиакомпания делала все возможное для возобновления перевозок в прежнем объеме. На сроки выхода из ТО основного воздушного судна также повлияла ситуация, не зависящая от Авиакомпании, а именно дефицит необходимых для ТО запасных частей в Российской Федерации в связи с санкциями.
С 7 июня 2022 года Авиакомпания возобновила выполнение полетов по Соглашению на основном воздушном судне.
По информации, получаемой Авиакомпанией от специалистов Администрации ТДНМР на регулярной основе, скопление пассажиров в поселках Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района отсутствует, что подтверждается отсутствием в Авиакомпании писем на рейсы вне расписания (дополнительные рейсы).
В период с 01.01.2022 по 30.06.2022 Авиакомпания в рамках Соглашения выполнила по маршруту "Дудинка - Волочанка - Дудинка" 25 (двадцать пять) основных рейсов и 1 (один) рейс вне расписания (9 июня 2022 года), при плане на 30.06.2022 - 25 (двадцать пять) основных рейсов.
В настоящее время рейсы по Соглашению выполняются по заявкам Администрации ТДНМР с понедельника по среду (3 рейса в неделю). Авиакомпания готова выполнять рейсы в поселки Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района на ежедневной основе, в том числе и рейсы вне расписания (дополнительные рейсы), в случае если в этом возникнет необходимость.
Дополнительно сообщаю Вам, что АО "Норильск Авиа" планирует в июле 2022 года ввести в эксплуатацию два новых воздушных судна Ми-8АМТ с внешними дополнительными топливными баками, которые могут быть задействованы в полетах по Соглашению, что в свою очередь позволит в дальнейшем полностью исключить повторения сбойной ситуации.
Подобная ситуация наблюдается каждый год. Исходя из ответа Авиакомпании можно констатировать, что вопросы транспортной доступности отдаленных поселков находятся на контроле и прилагаются все возможные усилия для их разрешения. Такая же проблема в летний период существует в сельском поселении Хатанга, по маршруту Новорыбная - Сындасско - Попигай по движению теплохода "Таймыр".
Уполномоченный рекомендует руководству министерства транспорта Красноярского края, министерства финансов Красноярского края совместно с органами местного самоуправления, заблаговременно изучив данный вопрос, подготовить расчет затрат и заложить средства в бюджет муниципального района на финансирование необходимого количества авиарейсов, рейсов водного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров в отдаленные поселки.
4.2. Право на обеспечение достойного образования и использование родного языка
Вопрос по деятельности Международной Северной школы ("северный рабфак") института Севера и Арктики ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет" на 2020 - 2021 учебный год, Уполномоченный отражал в докладе "О проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2021 году". Где было рекомендовано Правительству Красноярского края ускорить процесс согласования и принятия законопроекта "О дополнительных мерах государственной поддержки в сфере образования для лиц, имеющих место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Красноярского края".
В 2022 году обратились родители слушателей из п. Волочанка, из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, по вопросу компенсации стоимости дополнительного обучения на подготовительных курсах в Институте Севера и Арктики ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет".
Вы в своих докладах, выступлениях на встречах с жителями КМНС в г. Дудинке, говорили о том, что для коренных малочисленных народов в г. Красноярске нужен институт, где бы готовили детей для поступления в высшие учебные заведения и в период их обучения, дети могли бы адаптироваться к городским условиям. Надо заметить, хорошее было предложение, но до конца не отработанное. Ваше совместное предложение о таких институтах с ассоциацией КМНС Таймыра, реализованное исполнительными органами власти края, в результате привело к тому, что родители заплатили большие деньги за обучение своих детей в надежде, что им компенсируют, как обещали власти Красноярского края.
Вот уже на протяжении двух лет, слава богу, интернет позволяет, мы следим за ситуацией по решению нашего вопроса и видим, что наш вопрос поднимает один человек, то на сессиях, то на комитетах ЗС. Кому как не вам в статусе Уполномоченного по правам человека поднимать этот вопрос, ведь нас обманули, и кто! Власть, которая должна создавать нам условия для нормальной жизни, особенно для таких, как мы, из сельских территорий, где полная безработица среди коренного населения в поселках и нас еще обирают.
Пока еще не до конца потеряно наше доверие, мы уже не просим, а требуем принять необходимые меры по решению нашего вопроса. И в установленные законом сроки ответить нам на наше к вам обращение, что вами сделано и что вы еще будете предпринимать для того, чтобы наш вопрос сдвинулся с мертвой точки.
Сделан соответствующий запрос в агентство по развитию северных территорий и поддержке КМН Красноярского края (от 14.12.2022 N 76-01161) и звучит ответ так:
По программе довузовской подготовки в институте Севера и Арктики ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет" в 2020 - 2021 учебном году в целях подготовки абитуриентов из числа проживающих на северных и арктических территориях Российской Федерации, в том числе коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока обучалось 18 слушателей из Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных и Туруханского районов.
На момент прохождения слушателями обучения необходимая нормативно-правовая база для возмещения затрат лицам из числа коренных малочисленных народов, обучающихся по программе довузовской подготовки, не была сформирована, и соответственно обучающиеся заключали индивидуальные договоры с образовательной организацией.
Также следует отметить, что по итогам обучения ни один из прошедших обучение слушателей не поступил в высшие учебные заведения.
Учитывая вышеизложенное, в настоящее время не представляется возможным обеспечить возмещение затрат абитуриентов, обучавшихся в 2020 - 2021 годах в институте Севера и Арктики ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет" по программе довузовской подготовки.
Вместе с тем, учитывая высокую значимость вопроса довузовской подготовки абитуриентов из числа коренных малочисленных народов, в настоящее время Правительством края осуществляется формирование необходимой нормативно-правовой базы для реализации проекта создания северной школы на базе одного из высших учебных заведений, определенного по итогам конкурсного отбора.
Финансирование проекта будет осуществляться за счет средств краевого бюджета, при этом в предлагаемом механизме будет четко определена категория получателей мер поддержки (обучающиеся северной школы), а также победителю конкурсного отбора - высшему образовательному учреждению - будут установлены показатели эффективности реализации проекта, в частности доля абитуриентов, поступивших по итогам обучения в высшие учебные заведения.
Министерство образования Красноярского края (далее - министерство) информирует о том, что разработчиком проекта закона края о дополнительных мерах поддержки выступило агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство). Проект закона края о дополнительных мерах поддержки в разных редакциях неоднократно проходил процедуру согласования в министерстве, был поддержан и согласован министерством 09.09.2020, 25.05.2021 и 16.09.2021.
Действительно, до настоящего времени проект закона края о дополнительных мерах поддержки не принят, соответственно предусмотренные им дополнительные меры государственной поддержки в сфере образования, в том числе компенсация расходов на оплату обучения в размере фактически произведенных расходов, но не более 55000 руб., указанной категории граждан не предоставляются.
Обеспечение внесения проектов законов края на рассмотрение Законодательного Собрания Красноярского края осуществляется органами государственной власти края, выступившими в качестве разработчиков проектов законов края в соответствии с закрепленной за указанными органами компетенцией.
Учитывая, что разработчиком проекта закона края о дополнительных мерах поддержки являлось агентство, данный орган исполнительной власти края должен был обеспечить согласование проекта закона края о дополнительных мерах в органах исполнительной власти края и внесение указанного проекта закона края в Законодательное Собрание Красноярского края.
Уполномоченный настоятельно рекомендует Правительству Красноярского края ускорить процесс согласования и внести в Законодательное Собрание законопроект "О дополнительных мерах государственной поддержки в сфере образования для лиц, имеющих место жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Красноярского края".
4.3. Право на здравоохранение и обеспечение наивысшего достижимого уровня здоровья 1
По данным Росстата, за 9 месяцев 2022 года на территории проживания коренных малочисленных народов умерли 17 детей в возрасте от 0 до 17 лет, в том числе 8 в возрасте до 1 года. За аналогичный период 2021 года погибли 10 детей, в том числе 6 до 1 года.
Показатель младенческой смертности составил 11,4 случая на 1000 родившихся живыми (9,1 в 2021 году). Прирост составил 25,3%.
Для сравнения, показатель младенческой смертности по краю в целом за указанный период составил 4,5 случая на 1000 родившихся живыми. Наибольшее число детей первого года жизни погибли в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе - 5 человек из 8. По состоянию на 01.12.2022 ситуация в данном муниципальном образовании ухудшилась, умерли еще 3 ребенка. Оперативный показатель младенческой смертности составил 15,7 случая на 1000 родившихся живыми. Из 8 детей 6 человек умерли вне лечебного учреждения без оказания медицинской помощи: 3 от асфиксии (случайное удушение) и 3 от заболевания.
Решением коллегии министерства здравоохранения Красноярского края от 18.05.2022 главам городских округов и муниципальных районов Красноярского края поручено обеспечить координацию межведомственной деятельности по мероприятиям, направленным на профилактику смертности детей, в том числе от внешних причин, устранение обстоятельств, им способствующих. Главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Е.В. Вершинину направлено письмо за подписью министра здравоохранения Красноярского края Б.М. Немика с предложением провести анализ достаточности принятых мер по снижению младенческой и детской смертности и направить информацию о рассмотрении каждого случая на комиссии по демографии, а также план мероприятий по снижению показателей смертности.
Еще 2 ребенка, умерших в возрасте до 1 года, проживали в Туруханском районе. Оба ребенка погибли от врожденных пороков развития, установленных после рождения. Матери детей в период беременности отказывались от проведения ультразвукового исследования, что позволило бы своевременно выявить пороки и определить тактику лечения.
Показатель детской смертности за 9 месяцев текущего года составил 87,8 случая на 100 тыс. детей (50,6 случая в 2021 г.). Показатель по краю составил 43,2 случая на 100 тыс. детей. Преимущественными причинами смерти детей старше 1 года являются внешние причины смерти.
Медицинская помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией в северных территориях края осуществляется в медицинских организациях, на базе которых выделены койки для таких пациентов. Поликлиники медицинских организаций, расположенных в северных территориях края, осуществляют работу с соблюдением санитарно-противоэпидемиологических мер, потоки пациентов разделены. Пациенты с симптомами ОРВИ осматриваются на дому медицинскими работниками.
Госпитализированные в медицинские организации пациенты с новой коронавирусной инфекцией, осложненной пневмонией, ежедневно консультируются со специалистами краевой клинической больницы в режиме видео-конференц-связи. В случае необходимости по медицинским показаниям и согласованию со специалистами краевой клинической больницы пациенты транспортируются санитарным авиатранспортом в краевую клиническую больницу.
Информация обо всех пациентах с новой коронавирусной инфекцией вносится специалистами медицинских организаций в Федеральный регистр.
Медицинские организации, расположенные в северных территориях края, обеспечены лекарственными препаратами, расходными материалами, средствами индивидуальной защиты в необходимом объеме.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в северных территориях края находится на особом контроле в министерстве здравоохранения края, реализация мероприятий, направленных на предупреждение распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции, а также обеспечение своевременного оказания медицинской помощи больным, у которых выявлена такая инфекция, будет продолжена.
Раннее выявление туберкулеза у детей осуществляется путем проведения скрининга на туберкулезную инфекцию. Охват данным исследованием достаточный.
При выявлении детей, больных туберкулезом, они проходят лечение в детском отделении N 5 филиала N 2 КГБУЗ "Красноярский краевой противотуберкулезный диспансер N 1". Фаза продолжения химиотерапии организована в санаторных условиях филиала N 11.
_____________________________
1 Материал представлен министерством здравоохранения Красноярского края.
Информация администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по детской и младенческой смертности
На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района 16.12.2022 состоялось заседание координационного совета по профилактике детской смертности, где был рассмотрен каждый случай смерти ребенка, произошедший в течение 2022 года, и обозначены следующие меры по улучшению данной ситуации:
Информация по демографическим показателям детского населения в районах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края
Таблица 26
Территория |
Рождаемость (на 1000 человек) |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) |
Детская смертность (на 100 тыс. детей) |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Енисейский район (с.п. Сымский сельсовет) |
5,8 |
5,7 |
- |
9,2 |
- |
- |
|||
Северо-Енисейский муниципальный район |
9,4 |
9,0 |
8,6 |
10,5 |
11,2 |
- |
42,6 |
88,7 |
45,6 |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район |
13,0 |
11,9 |
10,8 |
11,9 |
5,4 |
20,6 |
33,7 |
68,5 |
115,2 |
Туруханский муниципальный район |
10,7 |
11 |
10,1 |
12,1 |
24,1 |
13,2 |
183,8 |
106,9 |
54,1 |
Тюхтетский муниципальный округ (с. Чиндат, дер. Пасечное, Усть-Чульск) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Эвенкийский муниципальный район |
13,8 |
14,7 |
15,4 |
10,0 |
9,05 |
|
67,7 |
45,7 |
137,9 |
Красноярский край |
10,1 |
10,0 |
9,3 |
5,2 |
5,5 |
5,0 |
51,8 |
51,5 |
46,5 |
Российская Федерация |
9,8 |
9,6 |
4,5 |
4,6 |
4,6 |
44,6 |
47,1 |
_____________________________
* показатель не может быть рассчитан в связи с отсутствием информации о численности населения, которая, согласно плану работ, предоставляется управлением Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, по муниципальным образованиям.
** на 06.02.2023 по Росстату данных нет.
- активизация разъяснительной работы с родителями или иными законными представителями детей о возможных последствиях неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию и воспитанию детей;
- распространение методических материалов (памяток, буклетов, видеоматериалов и др.) с информацией по защите жизни и здоровья детей;
- разработка плана мероприятий, направленных на профилактику детской смертности на территории муниципального района до 2024 года;
- доукомплектование каждой медицинской аптечки для кочевых семей памятками о необходимых первоочередных действиях по сохранению жизни детей младенческого и раннего возраста;
- в отдаленных населенных пунктах района активизация и усиление патронажа медицинскими сестрами семей с детьми младенческого возраста (увеличить число посещений младенцев до одного раза в неделю);
- обновление состава координационного совета по профилактике детской смертности на территории муниципального района.
4.4. Вопросы медицинского освидетельствования в целях владения охотничьим оружием
К Уполномоченному с устными заявлениями обращаются жители северных территорий края, проживающие в труднодоступных местностях, по вопросам прохождения медицинских освидетельствований и получения медицинских заключений об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и метаболитов, а также медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к владению охотничьим оружием.
В связи с законодательным ужесточением требований к лицам, владеющим огнестрельным оружием, были внесены изменения в процедуру прохождения медицинских осмотров для лиц, желающих приобрести охотничье огнестрельное оружие, либо продляющих сроки разрешений на хранение и ношение оружия, которые вступили в законную силу с 1 марта 2022 года.
На территории Таймыра владельцами охотничьего огнестрельного оружия в основном являются представители коренных малочисленных народов Севера, проживающие в СП Хатанга, СП Караул и поселках, подведомственных г. Дудинке (более 2 тысяч человек).
В соответствии с п. 6 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 ноября 2021 года N 1104н "Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов" медицинское освидетельствование проводится медицинскими организациями государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации, проходящего медицинское освидетельствование, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающие выполнение работ (услуг) по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием".
На территории Таймырского района нет медицинских учреждений, обладающих соответствующими лабораторными компетенциями, для оказания таких услуг.
Жители района вынуждены выезжать в гг. Норильск, Красноярск для прохождения платного медицинского освидетельствования, неся значительные финансовые издержки, поскольку приходится вылетать авиационным транспортом туда и обратно, только для прохождения медицинских обследований.
Учитывая, что охотничий промысел для представителей коренных малочисленных народов Красноярского края, проживающих в сельской местности, является основой существования, лишение их права на ношение и хранение охотничьего оружия фактически не по их вине, может негативно сказаться на жизнедеятельности людей и их семей в суровых условиях Крайнего Севера.
Основной проблемой организации проведения медицинского освидетельствования остается кадровый дефицит в отрасли (отсутствие врачей-психиатров, врачей психиатров-наркологов, клинических психологов, также неврологов и лор-врача), особенно в северных труднодоступных и малонаселенных территориях края.
Из письма (от 06.05.22 N 71-7301) министерства здравоохранения края организована маршрутизация для граждан, которым необходимо проведение медицинского освидетельствования, в межрайонные центры. В отдаленных северных территориях руководителям медицинских организаций поручено провести совместную работу с территориальными подразделениями Росгвардии по формированию списков граждан, нуждающихся в проведении медицинского освидетельствования.
После формирования списков и определения времени проведения медицинского освидетельствования будут сформированы мультидисциплинарные бригады (врач-психиатр, врач психиатр-нарколог и клинический психолог) для проведения медицинского освидетельствования в медицинской организации по месту прикрепления.
Министерством здравоохранения в Управление Росгвардии направлено письмо об организации медицинского освидетельствования и о проведении совместной работы руководителей медицинских организаций и территориальных подразделений Росгвардии для решения данного вопроса.
Из ответа Министерства здравоохранения (от 16.12.22 N 7119744) следует, что в КГБУЗ "Таймырская районная больница N 1" в июле 2022 года в рамках выездной работы (врача-психиатра и медицинского психолога КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1") проведено медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием для 60 жителей СП Хатанга. По спискам территориального органа Росгвардии заявлено 100 человек (все были предупреждены о дате и времени проведения медицинского освидетельствования). Однако 40 человек на освидетельствование не явились.
С целью проведения медицинского освидетельствования граждан по месту их проживания (СП Хатанга), администрацией районной больницы проведена профессиональная переподготовка специалиста по программе "Клиническая психология". По выходе специалиста из отпуска медицинское освидетельствование будет проводится в полном объеме специалистами районной больницы.
Министерством здравоохранения края предложено главному врачу районной больницы совместно с территориальным отделом Росгвардии сформировать списки граждан, нуждающихся в проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием. При выявлении более 50 человек, нуждающихся в срочном проведении медицинского освидетельствования, главному врачу районной больницы необходимо направить заявку с приложением списков в КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер" для организации выездной работы.
В части организации обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, в районной больнице проводится работа по получению лицензии по "медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством" (в штатное расписание на 2023 год введены должности врача-невролога и врача-отоларинголога), также администрацией районной больницы приобретается электроэнцефалограф.
Получение, обмен, возврат водительских удостоверений, а также обучение вождению транспортных средств для жителей СП Хатанга проводится в г. Дудинке. Там же в КГБУЗ "Таймырская межрайонная больница" проводится обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств. За 2021 год жителям СП Хатанга проведено 7 медицинских освидетельствований, за 2022 год - 6. Отказов в проведении медицинского освидетельствования не зафиксировано.
После проведения лицензирования в 2023 году в районной больнице будет организовано проведение медицинского освидетельствования водителей транспортных средств.
Вопрос организации медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и водителей транспортных средств для жителей северных труднодоступных территорий края стоит на особом контроле в министерстве здравоохранения края.
Уполномоченный выражает искреннюю благодарность министерству здравоохранения края за чуткое, внимательное и ответственное отношение к вопросам медицинского обслуживания жителей Северных территорий Красноярского края.
4.5. Право на достойное жилье
В конце 2021 года Уполномоченному обратились граждане Н.Е.Н. и М.М.А. жители п. Волочанка "МО городское поселение Дудинка". Из обращений граждан выяснилось, что они являются сиротами, и до достижения ими 18-летнего возраста они не были обеспечены положенным по закону жильем. По факту письменных заявлений в интересах Н.Е.Н. и М.М.А. Уполномоченный обратился в прокуратуру Таймырского района.
Заместитель прокурора Таймырского района подал исковые заявления в Дудинский районный суд в защиту прав и законных интересов Н.Е.Н. и М.М.А. к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и возложении обязанности по обеспечению Н.Е.Н. и М.М.А. жилыми помещениями.
14.03.2022 Дудинский районный суд своим решением обязал Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района предоставить гр-ке Н.Е.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Дудинке Красноярского края, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не обремененным правами третьих лиц и не находящееся под арестом.
01.04.2022 Дудинский районный суд по заявлению заместителя прокурора в защиту прав и интересов гр-на М.М.А. вынес аналогичное решение об обязании Администрации Таймырского района обеспечить его жилым помещением в г. Дудинке.
Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района, не согласившись с решениями Дудинского районного суда, обжаловала их в Красноярском краевом суде.
Красноярский краевой суд апелляционным определением оставил решения Дудинского районного суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации района без удовлетворения.
Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого района, не согласившись с решениями Дудинского и Красноярского краевого судов, подала кассационную жалобу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции г. Кемерово, ходатайствовав о приостановлении исполнения ранее принятых решений судов и об их отмене с направлением дел на новое рассмотрение. В качестве мотива несогласия с решениями судов Администрация района сослалась на невозможность обеспечения переданных государственных полномочий необходимыми финансовыми средствами, что является условием прекращения осуществления государственных полномочий.
Решением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции решения Дудинского районного суда и Красноярского краевого суда оставлены без изменений, жалоба Администрации района без удовлетворения, тем самым общими усилиями были защищены нарушенные права жителей п. Волочанка из социально незащищенной категории граждан.
Хочется отметить, что судебные тяжбы и разбирательства продолжались длительное время, но справедливость в итоге была восстановлена, теперь остается только ожидать исполнения Администрацией Таймырского Долгано-Ненецкого района решений суда.
В июне 2022 года, поступило устное обращение от гр-ки С.Л.А., пенсионерки МВД РФ, которая обратилась с заявлением в отдел жилищной и миграционной политики Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района для постановки на учет по программе переселения граждан из районов Крайнего Севера в категории "пенсионеры". В ответ на заявление ею получено письмо из Администрации района от 03.06.2022 N 594, из которого следует, что в переводе на категорию "пенсионеры" отказано в соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет), на основании разъяснений Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о лицах, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, постановлением Администрации муниципального района от 01.06.2022 N 874 "Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера", отказано в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера. Продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера без прохождения военной службы составляет 11 лет 11 месяцев 18 дней.
Сотрудники Аппарата УПЧ оказали С.Л.А. юридическое содействие в подаче искового заявления в Дудинский районный суд о признании решения Администрации района незаконным и возложении обязанности восстановить С.Л.А. в очередности на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переездом из районов Крайнего Севера в категории "пенсионеры".
05.09.2022 решением Дудинского районного суда Красноярского края исковые требования были удовлетворены в полном объеме, нарушенные права С.Л.А. восстановлены.
В декабре 2022 года обратился Т.С.Х., житель п. Тухард МО "Сельское поселение Караул". Т.С.Х. со своей женой и детьми с 1989 года проживает в п. Тухард. Помещение, в котором Т.С.Х. живет с семьей, является приспособленным, было предоставлено ему в 1990-х годах Норильскгазпромом, никаких правоустанавливающих документов на это помещение не имеется. Договор найма не заключался.
В июле 2022 года Т.С.Х. обратился в Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого района, чтобы оформить социальную выплату на переселение в г. Дудинку, предусмотренную Постановлением Правительства Красноярского края от 24.12.2019 N 760-п "Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, из краевого бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета". В итоге заявление было рассмотрено, но письмом от 15.07.2022 N 730 отдела по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ему было отказано в предоставлении социальной выплаты, поскольку у него нет документов, подтверждающих факт проживания в вышеуказанном помещении на территории п. Тухард. В соответствии с правилами предоставления социальных выплат гражданам на переселение, документами, подтверждающими факт проживания в не предназначенном для проживания помещении, могут быть ордер на жилье, либо платежные документы за коммунальные услуги, подтверждающие оплату коммунальных услуг в период проживания в таком помещении. Однако ни того, ни другого у него нет, помещение было предоставлено без каких-либо передаточных документов, коммунальных служб в поселке, занимающихся предоставлением коммунальных услуг, никогда не было. Электроэнергию предоставляло ОАО "Норильскгазпром" без какой-либо оплаты. Единственным подтверждением его проживания в не приспособленном для жилья помещении может быть только решение суда. Просит оказать юридическое содействие в составлении искового заявления о признании факта проживания в п. Тухард, МО "Сельское поселение Караул".
По обращению Т.С.Х. сотрудниками Аппарата УПЧ было составлено исковое заявление в Усть-Енисейский районный суд о признании факта проживания Т.С.Х. в п. Тухард, СП Караул. 10.02.2023 решением Усть-Енисейского районного суда исковые требования Т.С.Х. были удовлетворены, суд установил факт постоянного проживания гражданина в п. Тухард. После вступления решения суда в законную силу он может на законных основаниях претендовать на получение социальной выплаты по соответствующей программе, для переселения в г. Дудинку.
ПАО "ГМК "Норникель", архитектурное бюро Wowhaus и Агентство развития Норильска (АРН) провели первые социологические исследования в п. Тухард для разработки мастер-плана нового поселка.
Поселок Тухард был основан в 1970-х гг. для строителей "Норильскгазпрома" и со временем стал стихийным местом жительства в первую очередь коренного народа Таймыра - ненцев. По новым нормативным требованиям вокруг предприятия устанавливается санитарно-защитная зона, в пределах которой постоянное проживание не допускается. Компания предложила построить для жителей новый поселок с современной инфраструктурой, в том числе для оленеводов-кочевников.
В 2021 г. ПАО "ГМК "Норникель" впервые в Российской Арктике инициировало процедуру получения свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС). Компания провела три раунда консультаций с жителями Тухарда. На третьем сходе в марте 2022 г. "Норникель" подписал соглашение о СПОС на программу переселения и развития поселка Тухард. От местных жителей соглашение подписал Совет представителей, избранный на втором сходе.
Соглашение предполагает существенные обязательства компании перед жителями. Оно предусматривает мониторинг и оценку реализации программы переселения, а также участие Совета представителей во всех этапах ее реализации. На третьем сходе жители проголосовали по вопросу выбора места строительства будущего Тухарда, а также зафиксировали свои пожелания относительно инфраструктуры нового поселения. Эти пожелания вошли в техзадание на разработку мастер-плана, создание которого координирует Агентство развития Норильска. Команда АРН уже имеет успешный опыт разработки концепции пространственного развития города Норильска.
Разработкой мастер-плана займется архитектурное бюро Wowhaus, у которого более 100 реализованных проектов по всей России и значительный опыт проектирования в местах с экстремальным климатом. Архитекторы провели масштабную предварительную аналитическую работу по изучению территории. В конце января 2023 года специалисты бюро осуществили ряд социологических исследований, включая фокус-группы и глубинные интервью с жителями поселка, чтобы собрать дополнительную информацию про особенности жизни в Тухарде, а также уточнить запросы и пожелания относительно проектируемого поселка.
Сейчас в поселке вместе с оленеводами проживает порядка 1000 человек. Работает малокомплектная школа, где учатся с первого по четвертый класс ребятишки. Получать общее среднее образование дети уезжают в Дудинку. В поселке отсутствует управляющая компания.
Архитекторы в ходе подготовки мастер-плана должны учесть много факторов: состояние грунта на месте строительства, ветровую нагрузку, образование термокарстовых озер и другое. Согласно протоколу при переселении в новые жилые помещения будут использоваться следующие нормативы общей площади предоставляемых жилых помещений:
- для одиноко проживающих граждан - не менее 33 м2 общей площади;
- для семьи из двух человек - не менее 42 м2 общей площади;
- для семьи из трех и более человек - не менее 18 м2 метров общей площади для каждого члена семьи.
Итоговая презентация мастер-плана намечена на июнь 2023 г. Строительство нового поселка планируется завершить в 2026 г.
Данная процедура, предусматривающая строительство нового поселка Тухард на территории сельского поселения "Караул" Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, длилась несколько лет и наконец-то процесс создания поселка сдвинулся с мертвой точки. Правда, очень медленно, но, полагаю, успешно. Условия проживания для местного населения должны кардинально улучшиться за счет качества строений, использования современных строительных материалов и соответствующей инфраструктуры.
Примечательно, что заказчик строительства ГМК "Норильский никель" впервые на Таймыре планирует оборудовать поселок газовым отоплением за счет местных месторождений газа.
4.6. Право на получение государственных и муниципальных услуг и социальных прав
4.6.1. Сведения о количестве граждан, внесенных в список лиц, относящихся к КМН РФ по данным Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России) на 01.01.2023
Таблица 27
|
Таймырский Долгано-Ненецкий район |
Эвенкийский муниципальный район |
Туруханский муниципальный район |
Енисейский район, Северо-Енисейский муниципальный район, Тюхтетский муниципальный округ |
Сведения о количестве граждан, внесенных в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации: |
189 |
292 |
4 |
5 |
Статистические данные 2020 |
10153 |
3450 |
944 |
144 |
В % отношении Сведения о количестве граждан, внесенных в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации: |
1,9 |
8,5 |
0,4 |
3,5 |
Количество лиц, занимающихся ТВХД |
1921 |
810 |
228 |
36 |
В % отношении количество лиц, занимающихся ТВХД |
18,9 |
23,5 |
24,2 |
25 |
В феврале 2020 года в Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" внесены изменения, касающиеся установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации (далее - КМН РФ), и начата работа по формированию списка лиц, относящихся к КМН РФ.
Государственным органом, уполномоченным на предоставление государственной услуги по внесению граждан в список лиц, относящихся к КМН РФ, является Федеральное агентство по делам национальностей (далее - ФАДН).
Для включения гражданина в список лиц, относящихся к КМН РФ, необходимо подать заявление.
Заявление можно подать следующими способами:
- лично в ФАДН по адресу: г. Москва, Пресненская наб., 10, стр. 2;
- почтовым отправлением с описью вложения в Федеральное агентство по делам национальностей по адресу: 125039, г. Москва, Пресненская наб., 10, стр. 2;
- через многофункциональные центры (далее - МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.
Форма заявления приведена в приложении N 6 к Административному регламенту предоставления государственной услуги по учету лиц, относящихся к КМН РФ, утвержденному Приказом ФАДН России от 29.05.2020 N 65.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2021 N 1681 государственная услуга по учету лиц, относящихся к КМН РФ, включена в рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу "одного окна" в МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
В настоящее время ФАДН заключены соглашения о взаимодействии с МФЦ 27 субъектов Российской Федерации (в их числе Красноярский край) в рамках государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
К сожалению, в силу определенных обстоятельств вызывают затруднения со стороны заявителей в части заполнения заявлений установленного образца ФАДН (на 11 страницах) в соответствии с рекомендациями, без помарок и, более того, без ошибок.
При формировании общероссийского списка КМН, проживающих на территории северных районов края, возникают реальные проблемы из-за труднодоступности отдаленных населенных пунктов, нахождения охотников, рыбаков и оленеводов в местах промысла (до 9 месяцев в году), качества телефонной и интернет-связи, отсутствия доступа к государственным услугам для подачи заявления в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН, наличие на территории одного МФЦ, расположенного в районном центре, отсутствия отделений почтовой связи в некоторых населенных пунктах и др. немаловажных факторов.
Исходя из информации ФАДН о ходе организационной и практической работы в реализации ст. 7.1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" по формированию общероссийского списка лиц, относящихся к КМН, по состоянию на 01.01.2023 по Таймырскому району внесено в указанный список только 189 граждан, что составляет 1,7%, по Эвенкийскому району - 292 человека (6%), по Туруханскому району - 4 человека...
Ввиду того что работа не отрегулирована, это является формальным поводом нарушения прав КМН.
Соответственно при отсутствии в списке граждан из числа КМН влияет на формальный отказ органов государственной власти в простановке в охотничьем билете отметки "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".
Уполномоченный рекомендует повторно организовать проведение обучающего семинара по порядку заполнения представленных заявителем документов с работниками органов государственной власти, муниципального самоуправления и МФЦ Красноярского края либо наделить этими полномочиями органы государственной и муниципальной власти на местах.
14.01.2022 обратилась гр-ка П.Н.В. по вопросу неполучения ею комплекта новорожденного:
29 октября 2021 года в перинатальном центре г. Красноярска я родила второго ребенка, дочку Ксению. Дочь родилась с патологией сердца. Ребенку был поставлен диагноз - порок сердца, в связи с чем мы находились в перинатальном центре на лечении до 15 декабря 2021 года. В Дудинку прилетели только 27 декабря 2021 года. Сразу по приезде в Дудинку я не смогла обратиться в Администрацию района для получения комплекта для новорожденного, а обратилась туда после новогодних праздников и выходных 12 января 2022 года. В Управлении по делам коренных малочисленных народов Таймыра Администрации района мне пояснили, что я пропустила сроки, необходимые для получения комплекта для новорожденной дочери. Я пыталась объяснить, что после рождения дочери долгое время находились с ней на лечении в Красноярске и приехали в Дудинку только 27 декабря 2021 года. Однако мои доводы не были услышаны, и в получении комплекта для новорожденной дочери мне было отказано.
Прошу Вас оказать помощь и содействие в получении комплекта для моей новорожденной дочери, поскольку я нигде не работаю, воспитываю детей одна, мое материальное положение низкое и помощь от государства в виде комплекта для новорожденного является для меня необходимой мерой поддержки.
По обращению П.Н.В. Уполномоченным было направлено письмо в прокуратуру Таймырского района с просьбой провести проверку по изложенным в обращении фактам и при наличии основания принять меры прокурорского реагирования.
Прокуратурой Таймырского района проведена проверка в части неправомерного отказа должностными лицами Управления по делам коренных малочисленных народов Таймыра и вопросам сельского и промыслового хозяйства (далее - Управление) в выдаче П.Н.В. комплекта для новорожденной дочери.
В соответствии с п. 4 приложения N 6 к Постановлению Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 76-п (далее - Приложение) заявитель или уполномоченный представитель заявителя не ранее чем за 10 недель до планируемого дня поступления беременной женщины в медицинскую организацию или в период нахождения женщины в стационаре медицинской организации после рождения ребенка (детей) представляет в уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района заявление о предоставлении комплекта для новорожденного.
В ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что в период времени с 03.11.2021 по 15.11.2021 мать и ее ребенок находились на лечении в ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" в городе Красноярске.
12.01.2022 П.Н.В. обратилась с заявлением о предоставлении комплекта для новорожденного и необходимыми документами в Управление.
18.01.2022 Управление направило в адрес П.Н.В. отказ в приеме к рассмотрению заявления о предоставлении комплекта для новорожденного.
Вместе с тем причиной пропуска срока обращения П.Н.В. с заявлением о предоставлении комплекта явилось то, что последняя находилась за пределами г. Дудинка и в силу тяжелого материального положения не имела возможности приобрести авиабилет по маршруту Красноярск - Норильск и не смогла заявиться в Управление с соответствующим пакетом документов.
Учитывая, что П.Н.В. обратилась в Управление за комплектом для новорожденного после пропуска установленного законом срока по уважительной причине, в действиях должностных лиц Управления усматриваются нарушения прав П.Н.В. и ее малолетнего ребенка.
В связи с чем прокурором района в суд в интересах малолетней П.К.Д. направлено исковое заявление.
Кроме того, прокуратурой района инициировано внесение изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 76-п, поскольку норма п. 4 приложения N 6 не отвечает социальным реалиям Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и влечет нарушение прав представителей коренных малочисленных народов Севера на получение комплекта для новорожденных.
Ответ агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края по вопросу непредоставления П.Н.В. комплекта для новорожденных:
"Агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство) по вопросу изменения условий предоставления комплекта для новорожденного, предусмотренных Порядком и нормативами предоставления женщинам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в сельской местности Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, вне зависимости от дохода семьи, а также женщинам из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающим в городе Дудинке и поселке Диксон, из семей, доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного для соответствующей группы территорий Красноярского края на душу населения, в связи с рождением детей комплектов для новорожденных, утвержденных Постановлением Правительства края от 08.02.2011 N 76-п (далее - Порядок), сообщает следующее.
Информация о наличии проблем при получении заявителями комплекта для новорожденного в период нахождения женщины в стационаре поступила от органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района края в агентство только в текущем году. В целях устранения нарушения прав представителей КМН агентством подготовлены изменения в Порядок в части установления возможности обращения заявителя в уполномоченный орган за комплектом для новорожденного в течение 2 месяцев со дня рождения ребенка.
Проект постановления Правительства края проходит установленную процедуру согласования в органах исполнительной власти края, после чего будет представлен Вам для согласования".
В результате рассмотрения обращения П.Н.В. ее права и законные интересы, а также интересы ее новорожденной дочери были защищены и восстановлены, кроме того, своевременное обращение П.Н.В. к Уполномоченному поспособствовало выявлению и исправлению в нормативно-правовых актах норм, не учитывающих социальные реалии Таймырского района.
Уполномоченный полностью поддерживает инициативу прокурора Таймырского района о внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 08.02.2011 N 76-п и рекомендует ответственным органам государственной власти систематически совершенствовать меры государственной поддержки в части их доступности, востребованности и соответствия сегодняшнему дню применительно к жизнедеятельности коренных малочисленных народов на местах.
30.10.2022 с письменным заявлением обратился житель п. Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района гр. П.Р.В. В заявлении П.Р.В. указывал, что в течение трех лет неоднократно подавал документы в территориальный отдел Администрации г. Дудинки в п. Усть-Авам для получения строительных материалов для строительства передвижного балка и получения осветительного керосина. Однако, со слов начальника территориального отдела С.М. Набережнева, его документы якобы были утеряны по вине секретаря, либо по пути в город, либо не хватало дополнительных документов. Также П.Р.В. обращался в территориальный отдел с просьбой выдать ему строительные материалы и оконное стекло для ремонта крыльца и окон в доме, но получил отказ, поскольку их не было в наличии, хотя, по его информации, строительные материалы и оконные стекла выдавались жителям поселка и после его обращения. Со слов С.М. Набережнева, оконные стекла, которые были выданы, якобы были куплены им на свои деньги. Кроме того, С.М. Набережнев заявил ему о том, что он не будет оказывать помощь лицам, имеющим судимость и ранее отбывавшим уголовное наказание.
В рамках муниципальной программы "Поселок - наш дом" ежегодно в поселки, подведомственные Администрации города Дудинка, завозятся строительные материалы, необходимые для проведения ремонта муниципального жилья в поселках. Распределением строительных материалов должна заниматься комиссия во главе с начальником территориального отдела, которая рассматривает поступающие заявки. Все строительные материалы закупаются и завозятся в поселки за счет бюджета и являются товарно-материальными ценностями, подлежащими особому учету.
По обращению П.Р.В. Уполномоченным было направлено обращение в Прокуратуру Красноярского края с просьбой поручить прокурору Таймырского района провести объективную проверку изложенных в обращении фактов и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.
По результатам проведенной прокуратурой Таймырского района, проверки не нашли подтверждения доводы П.Р.В. о том, что начальник территориального отдела в п. Усть-Авам С.М. Набережнев отказывался помогать лицам, имеющим судимость и отбывавшим наказание, ровно и то же, что документы П.Р.В. на получение мер государственной поддержки могли быть утеряны сотрудниками территориального отдела или Администрации города Дудинки. Прокуратура Таймырского района направила информацию в адрес территориального подразделения Администрации города Дудинка в п. Усть-Авам и рекомендовала оказать П.Р.В. содействие в сборе и направлении в уполномоченный орган пакета документов о назначении мер государственной поддержки КМНС.
В части довода П.Р.В. в отказе выдачи строительных материалов и оконных стекол для ремонта крыльца и окон в жилом доме установлено, что администрацией города Дудинки ненадлежащим образом реализуются мероприятия по приведению жилого фонда в надлежащее состояние, обеспечивающее комфортные условия проживания граждан в сельской местности, фактически установленный порядок приема заявлений граждан на получение строительных материалов для ремонта муниципальных жилых помещений не соответствует положениям Постановления администрации г. Дудинки от 13.11.2013 N 77 "Об утверждении муниципальной программы "Поселок - наш дом". В целях устранения отмеченных нарушений закона Прокуратурой Таймырского района 30.11.2022 Главе г. Дудинки внесено представление.
Кроме того, прокурором района 30.11.2022 начальнику территориального подразделения администрации г. Дудинка в п. Усть-Авам С.М. Набережневу объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона при рассмотрении вопроса о выдаче П.Р.В. строительных материалов и оконных стекол для ремонта крыльца и окон в муниципальном жилом помещении.
Результаты рассмотрения представления и фактическое восстановление прав заявителя находятся на контроле прокуратуры Таймырского Долгано-Ненецкого района.
По устному обращению родственников умершей Ч.Е.А. из поселка Сындасско прошу принять участие в решении наболевшей проблемы с вывозом тела умершей из отдаленного поселка Сындасско сельского поселения Хатанга.
Со слов родственников, 29 января 2022 года на рейсовом вертолете из с. Хатанга в поселок Сындасско направили домой тяжелобольную Ч.Е.А., 16.09.1962 г. р., которая находилась на обследовании в г. Красноярске в связи с подозрением на онкологическое заболевание. В связи ухудшением самочувствия больная скончалась на пути следования во время нахождения в вертолете. И до настоящего времени ее тело находится в поселке Сындасско. Вывоз тела на вертолете для вскрытия в с. Хатанга не организован, и родственники не довольны предпринимаемыми мерами. После обращений в администрацию с. Хатанга родственников попросили привести самостоятельно тело умершей для проведения судебно-медицинской экспертизы, но у родных нет ни технической, ни материальной возможности для этого. Для того чтобы направить судебного эксперта в поселок и провести экспертизу на месте, в поселке отсутствует приспособленное для этого помещение, поскольку ранее доставленное помещение для указанной процедуры находится в непригодном состоянии (деформировано основание, основание помещения требует ремонта, отсутствует проводка, отсутствует счетчик учета расхода электроэнергии) и фактически представляет из себя "холодный контейнер".
В администрации по факту этой проблемы поясняют, что для заказа рейса для вывоза тела на вертолете из п. Сындасско нет финансирования, т.к. тендер по этой статье расходов еще не прошел все согласования, и ориентировочно до середины февраля денег на такие расходы в администрации не будет.
В транспортной полиции по факту смерти Ч.Е.А. проводится доследственная проверка.
С горечью можно констатировать тот факт, что по смыслу предпринимаемых мер жителям отдаленных поселков сельского поселения Хатанга необходимо дать указание не умирать до проведения всех согласований, примерно до середины февраля 2022 года.
Из полученного ответа Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (исх. от 21.02.22 N 53):
Для проведения мероприятий по захоронению умершей Ч.Е.А. Администрацией муниципального района проведена работа по доставке в п. Сындасско судебного эксперта путем ходатайства перед АО "КрасАвиа" изменения пассажирского маршрута и организации стоянки воздушного судна в населенном пункте. Таким образом, 3 февраля 2022 года судебный эксперт вылетел в п. Сындасско для проведения патологоанатомических процедур и предоставления заключения о смерти. После получения соответствующих документов родственниками проведено захоронение умершей Ч.Е.А.
Уполномоченный выражает Главе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района глубокую признательность за человеческое отношение к этой ситуации - оперативное вмешательство и помощь по транспортной доставке в п. Сындасско судебного медицинского эксперта. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и помощь в разрешении злободневных вопросов жизнедеятельности населения Таймыра, решение которых зависит от властей всех уровней.
Проблема с помещениями для хранения тел умерших так и не разрешена. Повторюсь, настоящая проблема остро актуальна для всех поселков Таймыра, куда были доставлены мобильные морги, особенно в летний период времени.
Ситуация, когда люди в поселках не имеют возможности хранить тела усопших в надлежащих условиях и не могут на протяжении длительного времени до завершения всех процедур по проведению судебно-медицинской экспертизы достойно захоронить, оскорбляет чувства близких родственников, создавая психотравмирующие ситуации, и вызывает лишь негативные отзывы и недовольство у населения бездействием властей.
Уполномоченный в очередной раз, из года в год, рекомендует Правительству Красноярского края и министерству здравоохранения Красноярского края увеличить штатную численность экспертов КГБУЗ КК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" в территориальных отделениях Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов и вместе с федеральными органами власти, совместно с муниципалитетами, решить проблему содержания модульных моргов в поселках.
Учитывая, что на закупку и транспортную доставку мобильных моргов до поселков из бюджета Таймырского Долгано-Ненецкого района были израсходованы бюджетные средства, и до настоящего времени мобильные морги не функционируют по прямому назначению, Уполномоченный рекомендует Прокуратуре края и другим контролирующим органам проанализировать эту ситуацию и при наличии достаточных оснований принять меры реагирования.
4.6.2. Пенсионные права
Я, Т.А.А., 22.11.2021 обратился к ГУ-ОПФ РФ по Красноярскому краю с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2019 на основании Федерального закона N 350-ФЗ от 03.10.2018 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которому досрочная страховая пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В назначении досрочной трудовой страховой пенсии по старости по указанному выше основанию ГУ-ОПФ РФ по Красноярскому краю мне отказал. Факт отказа ответчика в назначении мне досрочной трудовой пенсии по старости подтверждается письмом N ЕЧ-16174/3651-21 от 16.12.2021 с приложенным Решением об отказе в установлении пенсии от 02.12.2021, а также письмом N Т-3022-3674/3063-22 от 28.02.2022.
Получены ответы от Управления образования Администрации Туруханского района от 31.03.2022 N 01-09/785 и УФПС Красноярского края от 16.05.2022 N 7.2.6.14-12/419, прошу провести перерасчет на 16.05.2022 в связи с новыми обстоятельствами.
Т.А.А. просил оказать юридическую помощь в части восстановления его прав на досрочную страховую пенсию по старости. ОПФ РФ по Красноярскому краю отказал ему в назначении досрочной пенсии, ссылаясь на недостаточность трудового стажа в районах Крайнего Севера. Т.А.А. считает отказ незаконным, так как ОПФ РФ не учел периоды его работы в отделении связи "Сумароково" УФПС Красноярского края и в детском центре "Островок".
Уполномоченным был направлен соответствующий запрос в Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - Отделение) по обращению Т.А.А. об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Отделением проведена проверка правильности принятия решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и звучит так:
"В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных прил. 6), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Закона от 28.12.2013, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Ст. 14 Закона от 28.12.2013 предусмотрено, что страховой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со ст. 11 Закона от 28.12.2013 в страховой стаж включаются периоды работы при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
22.11.2021 Т.А.А. обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013. Решением ОПФР по Красноярскому краю от 02.12.2021 N 883825/21 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет. На дату подачи заявления страховой стаж составил 25 лет 7 месяцев 26 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 лет 4 месяца 10 дней.
В страховой и в северный стаж не зачтен период работы Т.А.А. с 01.01.2000 по 01.12.2001 в АО "Тайро", в связи с тем что, согласно ответу УПФР, в Советском районе г. Красноярска (межрайонное) данный страхователь снят с учета по причине ликвидации 26.09.2003, финансово-хозяйственная деятельность велась в 1999 году, уплата страховых взносов произведена только за 1999 год.
Также в страховой и в северный стаж не зачтен период работы с 12.03.2007 по 31.12.2007 в МКУ ДОДТ "Островок", так как за данный период отсутствуют начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с отсутствием требуемого северного стажа решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона от 28.12.2013 принято обоснованно.
В соответствии с ч. 20 ст. 21 Закона от 28.12.2013 в случае несогласия с решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости оно может быть обжаловано в судебном порядке.
При имеющемся северном стаже право на досрочную страховую пенсию у Т.А.А. возникнет по достижении возраста 58 лет 8 месяцев, 22.02.2024.
По обращению Т.А.А. и по представленным документам сотрудниками Аппарата УПЧ была оказана юридическая помощь в составлении искового заявления в Туруханский районный суд о признании незаконным отказа ОПФ РФ по Красноярскому краю в назначении досрочной страховой пенсии по старости Т.А.А.
Судьей Туруханского районного суда вынесено определение от 11.08.2022 о возврате искового заявления Т.А.А. к ГУ-ОПФ РФ по Красноярскому краю о включении в специальный страховой стаж периодов трудовой деятельности и назначении досрочной страховой пенсии по старости с разъяснением его права на обращение с настоящим заявлением по месту нахождения ответчика в Советский районный суд г. Красноярска.
Судьей Советского районного суда вынесено определение от 14.09.2022 о подготовке дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание назначено было на 16.11.2022.
Рассмотрение дела в связи с запросом судом дополнительной информации перенесено на апрель 2023 года.
По информации отдела судебно-исковой работы отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю оспариваемые периоды работы Т.А.А. в отделении связи "Сумароково" УФПС Красноярского края и в детском центре "Островок" признаны Фондом и включены в его лицевой счет. В настоящее время у него возникло право на оформление пенсии по возрасту, о чем он был уведомлен. 06.03.2023 Т.А.А. через территориальный отдел МФЦ подал соответствующее заявление о назначении ему пенсии. Заявление находится на рассмотрении.
Уполномоченный надеется на положительный результат рассмотрения дела Советским районным судом г. Красноярска.
4.6.3. Право на определение национальной принадлежности
В защиту своих прав с письменным заявлением об отказе Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района в предоставлении осветительного керосина в рамках мер государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС), обратился житель п. Новая, МО "Сельское поселение Хатанга" гр. Б.В.И.
Прошу вас разобраться в сложившейся ситуации по отказу Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края в предоставлении мне керосина для освещения моего кочевого жилья.
Свой отказ Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края обосновала тем, что я не являюсь представителем коренных малочисленных народов Севера.
Считаю, что мне отказано необоснованно по следующим основаниям.
В ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
На момент моего рождения в 1959 году в записи акта гражданского состояния о моем рождении национальность моих родителей была указана как "саха" вместо правильного наименования "отец - долганин, мать - долганка".
В Таймырском национальном округе было принято официальное наименование долган - саха с 1935 г. По переписи 1939 года долганы были отнесены к якутам, а по переписи 1959 года согласно словарю национальностей выделялись как отдельный народ, что подтверждается Перечнем имен народов, выделявшихся при разработке материалов Всесоюзных/Всероссийских переписей 1926 - 2022 гг.
В настоящее время в едином Перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255, указана национальность "долгане", национальность "саха" отсутствует.
В нашей семье всегда поддерживают национальные долганские традиции, разговаривают на долганском языке, я и моя семья всячески сохраняем исторические связи и культуру долган. Вся наша семья на протяжении всей жизни проживала на территории поселка Новая Хатангского района Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа, коренным населением которого исторически считаются долгане.
Я по национальности долганин, и у меня был паспорт гражданина СССР, в котором была указана моя национальность. В настоящее время в паспорте гражданина РФ графа о национальности отсутствует.
Исторически территория Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (Таймырского национального округа, Таймырского Долгано-Ненецкого автономного округа) Красноярского края традиционно считается основным местом проживания коренного малочисленного народа Севера - долган, и по этой причине я не понимаю, почему возникла такая путаница с наименованием национальности.
Эта проблема касается не только меня, но и всех моих земляков, которые родились начиная с 1930 по конец 1960 годов. Почему из-за ошибки либо неправильного решения государственных органов представители моего народа должны через суд доказывать свою принадлежность к национальности "долгане", при этом оплачивать государственную пошлину в ЗАГС в размере 650 рублей за получение отказа, затем 300 рублей за подачу заявления в суд, затем опять в ЗАГСе 650 рублей при положительном решении суда за внесение изменений.
Исходя из вышеизложенного, прошу разобраться в сложившейся ситуации и оказать помощь в получении льгот для коренных малочисленных народов Севера. Я сам пенсионер и для меня это значительные финансовые траты. И если это была ошибка и заблуждение государственных органов в отношении ВСЕГО НАРОДА, то должно быть какое-то освобождение заявителей от уплаты пошлины.
Долганы (самоназвание - долган, hака (саха), якут. тыа киhи) [6] - тюркский народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра. Национальный язык - долганский, который некогда считался диалектом якутского языка [7]. Исповедуют тенгрианство, шаманизм и православие.
Отказ Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района основывается на том, что гр. Б.В.И. не является представителем КМНС, поскольку в его свидетельстве о рождении национальность родителей указана как "саха", хотя он родился в Хатангском районе в семье долган, считает, что Администрация района неправомерно отказала ему в предоставлении мер государственной поддержки.
В соответствии с Распоряжением от 04.04.2022 N 208-а Администрации района гр. Б.В.И. отказано в предоставлении осветительного керосина в связи с тем, что он не относится к КМНС.
Согласно исторической справке от 17.01.2023 N 297/7-011851/17, предоставленной Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (ИГИиПМНС СО РАН), этнонимы "долган", "дулган", "hака (саха)", "тыа киhи" в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, обозначают самоназвание национальности "долганы".
Согласно данным этносоциологических исследований, проведенных В.П. Кривоноговым в 2014 году на Таймыре, наряду с этнонимом "долганы" в разговорной речи большинство респондентов продолжают использовать этноним "hака" (63,7%), "саха" (7,4%), "тыа" (7,5%). По результатам экспедиций, проведенных ИГИиПМНС СО РАН в 2020 - 2022 гг. в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, выявлено, что при непосредственном общении жители поселков чаще используют этноним "hака", "hакалыы" (в противопоставлении "дьокуут" - якут, "дьокууттуу" по-якутски), когда общаются на родном языке, в особенности это касается представителей старшего и среднего поколений. Если разговор идет на русском языке, то чаще употребляется этноним "долган", "долганин", "долганский". Также при заполнении графы "национальность" в анкете часть респондентов указывали "саха" наряду с "долган".
Согласно исторической справке от 20.01.2023 N 2, предоставленной кандидатом педагогических наук, ведущим методистом Отдела фольклора и этнографии КГБУК "Таймырский Дом народного творчества" А.А. Барболиной: "В конце 1930-х годов всех долган Таймыра переписали в саха, этот народ, по сути, оказался отлученным и от своей истории и от культуры... Поэтому во время переписи населения в 1959 году долган Таймыра по-прежнему записывали якутами. И только в 1961 году Таймырский окружком КПСС разрешил всех северян Таймыра, числившихся по паспорту саха, считать долганами (правда, сельсоветы внесли изменения в графу "национальность" похозяйственных книг лишь в 1967 году)".
Основная часть граждан с записью в свидетельствах о рождении о национальности родителей "саха", проживают в МО "Сельское поселение Хатанга" Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края. В настоящее время данная категория граждан, фактически являясь долганами по рождению, формально и юридически не могут претендовать на меры государственной поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона края от 25.11.2010 N 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" в случаях, предусмотренных настоящим Законом, его действие распространяется на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущих такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни (в том числе ессейские якуты, старожильческое население и т.д.).
Так, в соответствии со ст. 21 Закона края от 25.11.2010 N 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края", лицам, указанным в пункте 3 статьи 3 Закона края, то есть не относящимся к малочисленным народам, но постоянно проживающим в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущим такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, являющимся родителями новорожденных детей, предоставляются комплекты для новорожденных.
Также в соответствии с п. 1 ст. 16.4 Закона края лицам, не относящимся к малочисленным народам, получившим товарно-материальные ценности, строительные материалы, медицинские аптечки, содержащие лекарственные препараты и медицинские изделия, комплекты для новорожденных, осветительный керосин, подарки, призы, предоставляется материальная помощь.
Кроме того, в соответствии с главой 15 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2658 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края" установлены гарантии прав коренных малочисленных народов Севера и лиц, относящихся к этнической общности ессейских якутов.
В соответствии с письмом экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания Красноярского края от 05.03.2022 N 583-И-ЗС "О разъяснении Закона края", указано, что для распространения действия положений Закона края на рассматриваемую категорию граждан в каждом конкретном случае необходимо прямое указание на это в рамках самого Закона.
Уполномоченный рекомендует Таймырскому Долгано-Ненецкому районному Совету депутатов совместно с депутатами Законодательного Собрания Красноярского края от Таймыра инициировать предложение о внесении следующих изменений:
- в Закон края от 25.11.2010 N 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края", включив в перечень лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущих такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, наряду с ессейскими якутами и старожильческим населением, категорию граждан, относящихся к национальности саха, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края;
- в Закон края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края", включив в перечень лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущих такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, наряду с КМНС категорию граждан, относящихся к национальности саха и старожильческому населению, проживающих на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.