г. Краснодар |
|
28 июля 2015 г. |
Дело N А32-39417/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Краснодарские строители"" (ИНН 2312159520, ОГРН 1092300000330) - Лосевой Н.В. (доверенность от 14.01.2015) и Намитоковой Ф.А. (доверенность от 14.01.2015, от заинтересованного лица - Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Астраханкиной Е.Ю. (доверенность от 11.06.2015), в отсутствие третьего лица - некоммерческого партнерства "ЮгСевКавСтрой" (ИНН 6163096204, ОГРН 1096100000523), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2015 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Соловьева М.В.) по делу N А32-39417/2014, установил следующее.
НП "Саморегулируемая организация "Краснодарские строители"" (далее - партнерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания от 30.07.2014 N 1004-128-25.
Решением от 13.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2015, суд удовлетворил заявленные требования. Судебные акты мотивированы тем, что Положение о компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Краснодарские строители"" в части установления размера взноса в компенсационный фонд партнерства на одного члена саморегулируемой организации соответствует требованиям пункта 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс). Предписание управления, исходя из его буквального толкования, не соответствует критерию исполнимости. Из предписания не следует, в чем конкретно выразилось нарушение партнерством требований пункта 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса и что необходимо сделать партнерству для его устранения.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению управления, у членов партнерства отсутствует альтернатива минимального размера взноса в компенсационный фонд, указанная в пункте 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса. Самостоятельное установление партнерством размера взноса в компенсационный фонд на одного члена саморегулируемой организации в зависимости от установления или не установления партнерством требования к страхованию ее членами гражданской ответственности нарушает права вновь вступивших членов в саморегулируемую организацию.
В отзыве на кассационную жалобу партнерство просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Партнерство указало, что законодательством Российской Федерации альтернатива выбора варианта способа обеспечения имущественной ответственности (в том числе размера взноса в компенсационный фонд) членов саморегулируемой организации установлена для саморегулируемой организации в лице ее высшего органа управления - общего собрания членов, в зависимости от установления или неустановления требования к страхованию, а не для отдельных членов саморегулируемой организации или лиц, намеревающихся вступить в саморегулируемую организацию. На момент утверждения общим собранием членов партнерства Положения о компенсационном фонде Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Краснодарские строители"" установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Такое требование обязаны выполнять все члены партнерства.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании распоряжения от 11.07.2014 N 3700р провело плановую выездную проверку партнерства, по результатам которой составило акт от 30.06. 2014 N 1003-128-25 и выдало партнерству предписание от 30.07.2014 N 1004-128-25, в пункте 1 которого указано следующее.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей. В нарушение указанного требования в положение о компенсационном фонде партнерства предусмотрено: "размер взноса в компенсационный фонд партнерства, не имеющего свидетельства о допуске к организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в связи с установлением партнерством требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составляет триста тысяч рублей".
Не согласившись с данным предписанием, в части пункта 1, партнерство обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного партнерством требования. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 55.4 Градостроительного кодекса некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем сто индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации; наличие документов, предусмотренных частью 1 статьи 55.5 Градостроительного кодекса.
Согласно пункту 1 части 7 статье 55.16 Градостроительного кодекса минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей.
Из буквального толкования названных статей Градостроительного кодекса следует, что саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, в зависимости от установления или не установления в саморегулируемой организации требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, с учетом минимального размера, установленного статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса.
Установление размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления саморегулируемой организации - общего собрания членов партнерства (пункт 5 части 1 статьи 55.10 Градостроительного кодекса.
Разделом 2 Положения о компенсационном фонде некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Краснодарские строители"", утвержденного решением общего собрания членов партнерства от 16.05.2014 установлен порядок формирования компенсационного фонда (далее - Положение). Пунктом 2.3 раздела 2 Положения предусмотрено, что размер взноса в компенсационный фонд партнерства на одного члена партнерства, не имеющего свидетельства о допуске к организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в связи с установлением партнерством требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составляет 300 тыс. рублей. Размер взноса в компенсационный фонд партнерства на одного члена партнерства, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, в связи с установлением партнерством требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства составляет, в частности, 300 тыс. рублей; в случае если партнерство планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 10 миллионов рублей; 500 тыс. рублей в случае если партнерство планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает 60 миллионов рублей и т. д. Таким образом, член партнерства может получить свидетельство о допуске к виду работ по организации строительства, уплатив в компенсационный фонд партнерства по своему выбору сумму, в зависимости от стоимости указанных работ по одному договору, которые он планирует осуществить с учетом установленного партнерством требования к страхованию.
С учетом изложенного, вывод судов о том, что Положение в части установления размера взноса в компенсационный фонд партнерства на одного члена саморегулируемой организации соответствует требованиям пункта 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса, является правильным.
Суд апелляционной инстанции оценил довод управления о законности оспариваемого предписания в части пункта 1, со ссылкой на отсутствие у членов партнерства альтернативы минимального размера взноса в компенсационный фонд, указанной в законе, что, по мнению управления, является нарушением требований статьи 55.16 Градостроительного кодекса и обоснованно указал, что в пункте 1 предписания указано на необходимость устранения не нарушений требований статьи 55.16 Градостроительного кодекса вообще, а только пункта 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в части отсутствия у членов партнерства альтернативы минимального размера взноса в компенсационный фонд партнерства.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Суд апелляционной инстанции, указав, что в пункте 1 предписания управления отсутствует ясность в вопросе о том, в чем конкретно заключается допущенное партнерством нарушение и какие конкретно действия должно выполнить партнерство для его устранения, акт проверки содержит идентичную предписанию формулировку, сделал правильный вывод о том, что оспариваемое партнерством предписание не является конкретным и, соответственно, исполнимым, что нарушает права и законные интересы партнерства, поскольку возлагает на него неисполнимую в установленный в предписании срок обязанность, неисполнение которой образует предусмотренный частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения и влечет привлечение к административной ответственности.
Установив, что предписание управления в части пункта 1 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы партнерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды обоснованно удовлетворили заявленное партнерством требование, признав недействительным пункт 1 предписания управления от 30.07.2014 N 1004-128-25.
Доводы управления выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу N А32-39417/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции оценил довод управления о законности оспариваемого предписания в части пункта 1, со ссылкой на отсутствие у членов партнерства альтернативы минимального размера взноса в компенсационный фонд, указанной в законе, что, по мнению управления, является нарушением требований статьи 55.16 Градостроительного кодекса и обоснованно указал, что в пункте 1 предписания указано на необходимость устранения не нарушений требований статьи 55.16 Градостроительного кодекса вообще, а только пункта 1 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса в части отсутствия у членов партнерства альтернативы минимального размера взноса в компенсационный фонд партнерства.
...
Суд апелляционной инстанции, указав, что в пункте 1 предписания управления отсутствует ясность в вопросе о том, в чем конкретно заключается допущенное партнерством нарушение и какие конкретно действия должно выполнить партнерство для его устранения, акт проверки содержит идентичную предписанию формулировку, сделал правильный вывод о том, что оспариваемое партнерством предписание не является конкретным и, соответственно, исполнимым, что нарушает права и законные интересы партнерства, поскольку возлагает на него неисполнимую в установленный в предписании срок обязанность, неисполнение которой образует предусмотренный частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав административного правонарушения и влечет привлечение к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 июля 2015 г. N Ф08-4202/15 по делу N А32-39417/2014