Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 апреля 2023 г. N 270
"Об утверждении Региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 2253 "Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", в целях оказания поддержки муниципальным образованиям в Удмуртской Республике в модернизации систем коммунальной инфраструктуры, Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Региональную программу по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы.
2. Определить Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики уполномоченным исполнительным органом Удмуртской Республики по организации и проведению мониторинга реализации Региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы.
Исполняющий обязанности Председателя |
К.А. Сунцов |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 28 апреля 2023 г. N 270
Региональная программа
по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы
1. Паспорт программы
Наименование программы |
Региональная программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы (далее - Региональная программа) |
Дата принятия решения о разработке Региональной программы |
12 декабря 2022 года |
Ответственный исполнитель Региональной программы |
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики |
Соисполнители Региональной программы |
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике |
Участники Региональной программы |
ресурсоснабжающие организации Удмуртской Республики (по согласованию); органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) |
Цели Региональной программы |
повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Удмуртской Республики |
Задачи Региональной программы |
повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Удмуртской Республики посредством модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе капитального ремонта линейных объектов |
Целевые показатели Региональной программы |
1) увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, до 2027 года на 22 219 человек; 2) увеличение протяженности замены инженерных сетей до 2027 года на 186,23 км; 3) снижение аварийности коммунальной инфраструктуры до 2027 года на 12,0%. По показателям, указанным в пункте 1 и 2, на 2025 - 2027 годы (средства на данный период не распределены, объекты отсутствуют) устанавливаются значения по итогам 2024 года, по показателю, указанному в пункте 3 на 2025 - 2027 годы, устанавливается прогнозный показатель. Показатели по всем пунктам с 2025 по 2027 годы определяются по доведению лимитов финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) |
Этапы и сроки реализации Региональной программы |
2023 - 2027 годы. Региональная программа реализуется в два этапа: 1 этап: 2023 - 2024 годы; 2 этап: 2025 - 2027 годы |
Объемы и источники финансирования Региональной программы |
финансирование мероприятий Региональной программы планируется осуществлять за счет финансовой поддержки Фонда, бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования Региональной программы - 1 575 438 310,00 рубля *, в том числе: за счет финансовой поддержки Фонда - 1 059 800 000,00 рубля *, в том числе по годам: 2023 год - 244 600 000,00 рубля *; 2024 год - 815 200 000,00 рубля *; 2025 год - 0,00 рубля *; 2026 год - 0,00 рубля *; 2027 год - 0,00 рубля *; из бюджета Удмуртской Республики - 212 665 630,00 рубля *, в том числе по годам: 2023 год - 55 423 800,00 рубля *; 2024 год - 157 241 830,00 рубля *; 2025 год - 0,00 рубля *; 2026 год - 0,00 рубля *; 2027 год - 0,00 рубля *; за счет средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике - 64 050,00 рубля *, в том числе по годам: 2023 год - 16 660 рубля *; 2024 год - 47 390 рубля *; 2025 год - 0,00 рубля *; 2026 год - 0,00 рубля *; 2027 год - 0,00 рубля *; за счет внебюджетных источников (средства участника Региональной программы) - 302 908 630,00 рубля *, в том числе по годам: 2023 год - 63 715 910,00 рубля *; 2024 год - 239 192 720,00 рубля *; 2025 год - 0,00 рубля *; 2026 год - 0,00 рубля *; 2027 год - 0,00 рубля * |
Ожидаемые результаты реализации Региональной программы |
1) численность населения Удмуртской Республики, для которого улучшено качество предоставляемых коммунальных услуг, к 2027 году - 22 219 чел. 2) протяженность замененных инженерных сетей к 2027 году - 186,23 км; 3) снижение аварийности коммунальной инфраструктуры к 2027 году - до 12,0% |
* Справочная информация о предполагаемых объемах средств не является расходным обязательством. Объем финансирования на 2023 - 2027 годы предусматривается отдельным распоряжением или постановлением Правительства Удмуртской Республики. Расчетные показатели будут пересматриваться в процессе реализации Региональной программы на каждый год |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Региональная программа. Состояние систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, систем водоотведения на территории Удмуртской Республики
Удмуртская Республика - регион Приволжского федерального округа с развитой промышленностью и многоотраслевым коммунальным комплексом.
Площадь Удмуртской Республики составляет 42,1 тыс. кв. км. Численность населения по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года составляет 1 452 914 человек. Около 68% жителей республики проживают в городах. Всего в Удмуртской Республике в настоящее время 5 городов республиканского значения и 25 муниципальных округов, 11 посёлков городского типа, 262 села.
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики включает ресурсоснабжающие организации и организации коммунального комплекса, в том числе:
в сфере теплоснабжения - 142 организации, из них 128 (90%) частной формы собственности, 14 (10%) муниципальной формы собственности;
в сфере водоснабжения и водоотведения - 153 организации, из них 134 (88%) частной формы собственности, 19 (12%) муниципальной формы собственности.
По информации, полученной в ходе инвентаризации объектов жилищно-коммунального хозяйства за 2021 год, на территории Удмуртской Республики расположены объекты системы водоснабжения:
2 378 водозаборов, процент износа - 72,96%;
59 станций водоподготовки, процент износа - 71,38%;
181 водонасосных объекта, процент износа - 59,91%;
6 222,56 км сетей водоснабжения, процент износа - 78,49%;
объекты системы водоотведения:
34 очистных сооружения канализации, процент износа - 79,80%;
195 канализационных насосных станций, процент износа - 66,33%;
2 447,06 км сетей водоотведения, процент износа - 79,56%;
объекты системы теплоснабжения и горячего водоснабжения:
963 источника тепловой энергии, процент износа - 50,97%;
1937,0 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении (в том числе бесхозяйных - 18,34 км), процент износа - 36,7%.
Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры Удмуртской Республики характеризуется высоким уровнем износа основных производственных фондов, в том числе транспортных коммуникаций и энергетического оборудования; высокими потерями энергоресурсов на всех стадиях от производства до потребления вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия; высокой себестоимостью производства коммунальных ресурсов из-за сверхнормативного потерь. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в регионе составляет порядка 65%.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о необходимости повышения качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг и увеличения перспективной производительности систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике.
Ввиду ограниченности лимитов финансирования наметилась тенденция увеличения износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса, соответственно, растет количество инцидентов и аварий в системах тепло- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Устаревшая коммунальная инфраструктура большинства населенных пунктов не позволяет обеспечивать выполнение современных экологических требований и требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Население республики не обеспечено централизованными системами водоснабжения и водоотведения в полном объеме. В то же время часть функционирующей инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения не отвечает актуальным требованиям санитарной надежности и эпидемической безопасности.
Здоровье и качество жизни населения в большей мере определяется доступностью и качеством питьевой воды. Кризисная ситуация, сложившаяся в области питьевого водоснабжения, обусловлена неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, недостатком мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, а также несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
Также на территории республики существует необходимость в строительстве и реконструкции систем водоотведения. В большинстве муниципальных образований комплекс очистных сооружений отсутствует. При этом существующие системы водоотведения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, так как эксплуатируются без проведения реконструкции в течение 20-30 лет (износ порядка 79,5%).
Муниципальные образования получают предписания прокуратуры Удмуртской Республики и решения судов о проведении в кратчайшие сроки реконструкции (строительства) систем водоотведения. Неисполнение предписаний влечет за собой дополнительную нагрузку на местные бюджеты в части уплаты штрафов.
Существенной проблемой остается отсутствие финансирования из федерального бюджета на разработку проектно-сметной документации, а также отсутствие на федеральном уровне государственных программ по строительству и реконструкции очистных сооружений.
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в республике отвечает стратегическим интересам региона и позволит:
обеспечить более комфортные условия проживания населения путем повышения качества предоставления коммунальных услуг;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние на территории республики.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Региональной программы
Основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в республике.
Сфера теплоснабжения
Для повышения качества предоставления коммунальных услуг, повышения экономичности работы основного и вспомогательного оборудования источников теплоснабжения, снижения износа основных фондов и эффективности использования ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с применением энергоэффективных технологий.
Реализация мероприятий осуществляется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой УР) совместно с предприятиями коммунального комплекса республики по следующим направлениям:
улучшение качества предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг;
капитальный ремонт линейных объектов теплоснабжения;
модернизация (реконструкция) объектов теплоснабжения с высокой степенью износа;
обеспечение безаварийной, бесперебойной работы, а также повышение надежности функционирования систем теплоснабжения;
расширение практики применения энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности на объектах теплоснабжения;
сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов на объектах теплоснабжения;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в объекты теплоснабжения.
Модернизация и обновление объектов теплоснабжения позволит: снизить эксплуатационные затраты на производство и передачу тепловой энергии, позволит устранить причины возникновения аварийных ситуаций на источниках теплоснабжения, обеспечить их бесперебойную работу, привести к снижению потребления энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям, что в конечном счете приведет к улучшению уровня жизни населения.
Сфера водоснабжения и водоотведения
Реализация мероприятий осуществляется Минстроем УР совместно с муниципальными образованиями и организациями коммунального комплекса республики по следующим направлениям:
строительство новых и реконструкция существующих объектов водоснабжения;
внедрение энергосберегающих технологий и материалов на объектах водоснабжения;
обеспечение безаварийной, бесперебойной работы, а также повышение надежности функционирования систем водоснабжения;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения.
Проведение мероприятий по модернизации и строительству объектов водоснабжения позволит: снизить эксплуатационные затраты, устранить причины возникновения аварийных ситуаций на объектах водоснабжения, привести к снижению потерь в водопроводных сетях при доставке, что позволит повысить качество предоставления коммунальных услуг.
В результате реализации мероприятий будет достигнут рост обеспечения населения качественной коммунальной услугой по водоснабжению, соответствующей установленным нормативным требованиям. Выполнение мероприятий позволит добиться снижения уровня износа объектов водоснабжения республики и создаст условия для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения.
В системах водоотведения в целях увеличения объемов сточных вод, прошедших очистку и соответствующих нормативным значениям, предусмотрены мероприятия по строительству и модернизации систем водоотведения и очистки сточных вод.
Реализация мероприятия осуществляется Минстроем УР совместно с муниципальными образованиями и предприятиями коммунального комплекса республики по следующим направлениям:
реконструкция существующих объектов водоотведения;
внедрение энергосберегающих технологий и материалов на объектах водоотведения и очистки сточных вод;
обеспечение безаварийной, бесперебойной работы, а также повышение надежности функционирования систем водоотведения;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоотведения.
Проведение мероприятий по модернизации и строительству объектов водоотведения позволит снизить уровень износа на объектах водоотведения и очистки сточных вод и уровень аварийности в системах водоотведения.
Региональная программа определяет перечень объектов коммунальной инфраструктуры и необходимый объем финансирования за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и средств бюджета Удмуртской Республики, рассчитанный на весь период действия Региональной программы и в разбивке по годам.
Перечень объектов коммунальной инфраструктуры, планируемых к реализации, приведен в приложении 1 к настоящей Региональной программе.
4. Обоснование включаемого в Региональную программу перечня объектов
В Региональную программу включены мероприятия по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с учетом следующих критериев:
объекты отобраны по итогам инвентаризации, результаты которой размещены в АИС "Реформа ЖКХ";
объекты имеют высокий физический износ, в связи с чем требуют модернизации в приоритетном порядке;
на объектах коммунальной инфраструктуры, подлежащих модернизации, наблюдается наибольшее количество аварий и инцидентов;
мероприятия Региональной программы отвечают требованиям Правил предоставления публично-правовой компании "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы;
реализация включенных мероприятий позволит обеспечить достижение целевых показателей;
мероприятия отвечают требованию по направлению не менее 90 процентов средств финансовой поддержки на линейные объекты;
мероприятия отвечают требованию по сроку реализации, который не превышает двух лет.
Региональной программой предусмотрена реализация 131 мероприятия, из них:
по сфере реализации "водоснабжение" - 65 мероприятий по капитальному ремонту;
по сфере реализации "водоотведение" - 20 мероприятий по капитальному ремонту;
по сфере реализации "теплоснабжение" - 46 мероприятий по капитальному ремонту.
Региональная программа определяет основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства республики, позволяющие обеспечить нормативный уровень надежности поставок ресурсов существующим потребителям, возможность подключения к системе новых потребителей, а также мероприятия по строительству объектов коммунального комплекса.
Обоснованием включаемого в Региональную программу перечня объектов является повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг по следующим показателям:
увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг;
увеличение протяженности замены инженерных сетей;
снижение аварийности коммунальной инфраструктуры.
Достижение указанных целевых показателей предполагается посредством реализации следующих задач:
создание условий для приведения коммунальной инфраструктуры республики в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения, а также комфортных условий для проживания населения;
расширение практики применения энергосберегающих технологий и повышение энергоэффективности на объектах коммунальной инфраструктуры;
модернизация (реконструкция) объектов жилищно-коммунального хозяйства с высокой степенью износа. Перечень объектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры Региональной программы обеспечивает достижение показателей эффективности к 2027 году в соответствии с плановыми значениями. Достижение установленных значений показателей эффективности Региональной программы обеспечивается, в том числе за счет внебюджетных источников - ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса на софинансирование мероприятий для развития жилищно-коммунальной системы республики. Реализация Региональной программы предусматривает объединение в единый комплекс всех мероприятий, касающихся модернизации объектов за счет проведения организационно-правовых, технических и инвестиционных мероприятий.
5. Условия участия в реализации Региональной программы муниципальных образований Удмуртской Республики
Условиями участия в реализации Региональной программы муниципальных образований в Удмуртской Республике являются следующие:
а) наличие заявления участника, заполненного по форме, установленной Минстроем УР;
б) наличие заверенных копий следующих документов:
положительного заключения проектно-сметной документации, выданного автономным учреждением Удмуртской Республики "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики", проектно-сметной документации или заключения о достоверности определения сметной стоимости (не старше 3 лет), выданного автономным учреждением Удмуртской Республики "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики";
акта технического обследования объекта Региональной программы (дефектная ведомость не старше 1 года);
выписки из реестра муниципального (государственного) имущества или другого документа, подтверждающего право владения или хозяйственного ведения;
сведений, подтверждающих наличие мероприятий, предлагаемых к включению в Региональную программу, в схемах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения (далее - схема), либо обязательства участника Региональной программы по актуализации схемы до окончания срока реализации соответствующего мероприятия Региональной программы;
в) наличие обязательства участника Региональной программы:
обеспечить достижение целевых показателей Региональной программы;
осуществить в году, следующем за годом завершения соответствующих мероприятий Региональной программы, расчетов за коммунальные ресурсы с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета в не менее чем 90% многоквартирных домов от их общего количества, подключенных (технологически присоединенных) к объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются мероприятия Региональной программы;
обеспечить утверждение (корректировку, изменения) инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и (или) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в целях учета в указанных инвестиционных программах мероприятий Региональной программы, а также обеспечить ежегодное (с 2023 по 2027 годы) исполнение таких инвестиционных программ в объеме не менее 90% предусмотренного объема их финансирования;
обеспечить ежегодную фактическую собираемость платежей за коммунальные услуги не менее значения среднестатистических данных по Удмуртской Республике за 3 года, предшествующих году предоставления финансовой поддержки: с 2024 года - для участников, реализующих мероприятия Региональной программы, с 2026 года - для всех организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования в Удмуртской Республике;
обеспечить начиная с 2023 года своевременную полную оплату коммунальных услуг органами местного самоуправления муниципального образования в Удмуртской Республике, на территории которого планируется реализация Региональной программы, и находящимися в их ведении муниципальными учреждениями, а также лицами, финансовое обеспечение (возмещение) затрат которых по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет местного бюджета.
Обязательства представляются участниками Региональной программы в форме писем за подписью главы муниципального образования в Удмуртской Республике и руководителя ресурсоснабжающий организации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
При пересчете стоимости строительства или реконструкции по ценам годов реализации мероприятия Региональной программы представляется пояснительная записка с обоснованием такого пересчета. Рекомендуемая форма такой пояснительной записки к расчету предельной стоимости реализации мероприятий Региональной программы представлена в приложении 5.
При отсутствии в отношении мероприятий Региональной программы положительных заключений автономного учреждения Удмуртской Республики "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики" на проектную документацию (положительных заключений автономного учреждения Удмуртской Республики "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики" о достоверности определения сметной стоимости модернизации объектов инфраструктуры в случае, если экспертиза проектной документации объекта инфраструктуры не является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности) участник Региональной программы представляет обязательство о представлении указанной документации не позднее 1 апреля 2023 года;
г) обеспечить ежегодную фактическую собираемость платежей за коммунальные услуги не менее значения среднестатистических данных по Удмуртской Республике за 3 года, предшествующих году предоставления финансовой поддержки: с 2024 года - для участников, реализующих мероприятия Региональной программы, с 2026 года - для всех организаций, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования в Удмуртской Республике;
д) обеспечить начиная с 2023 года своевременную полную оплату коммунальных услуг органами местного самоуправления муниципального образования в Удмуртской Республике, на территории которого планируется реализация Региональной программы, и находящимися в их ведении муниципальными учреждениями, а также лицами, финансовое обеспечение (возмещение) затрат которых по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет местного бюджета.
6. Условия участия в реализации Региональной программы ресурсоснабжающих организаций Удмуртской Республики
Условиями участия в реализации Региональной программы ресурсоснабжающих организаций являются следующие:
обеспечить достижение целевых показателей Региональной программы;
осуществить в году, следующем за годом завершения соответствующих мероприятий Региональной программы, расчетов за коммунальные ресурсы с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета в не менее чем 90% многоквартирных домов от их общего количества, подключенных (технологически присоединенных) к объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются мероприятия Региональной программы;
обеспечить утверждение (корректировку, изменения) инвестиционных программ организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и (или) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в целях учета в указанных инвестиционных программах мероприятий Региональной программы, а также обеспечить ежегодное (с 2023 по 2027 годы) исполнение таких инвестиционных программ в объеме не менее 90% предусмотренного объема их финансирования.
7. Особенности предоставления финансовой поддержки при реализации мероприятий Региональной программы в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, а также водоотведения, являющихся объектами концессионного соглашения
Не допускается предоставление финансовой поддержки на реализацию мероприятий Региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения.
Допускается предоставление финансовой поддержки на реализацию мероприятий Региональной программы в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения и предоставленных концедентом концессионеру во владение и (или) в пользование по концессионному соглашению, в случае, если реализация таких мероприятий в отношении указанных объектов коммунальной инфраструктуры не относится к обязательствам концессионера в соответствии с заключенным концессионным соглашением либо если финансовое обеспечение реализации таких мероприятий предусмотрено за счет платы концедента, внесение которой осуществляется с использованием финансовой поддержки, по концессионному соглашению, заключение которого планируется после дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 2253 "Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
Для принятия участия в Региональной программе по объектам, являющимся предметом концессионного соглашения, необходимо наличие у муниципального образования в Удмуртской Республике, передавшего в концессию объекты коммунальной инфраструктуры, согласия антимонопольного органа на изменение условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концессионером по которому является участник, реализующий мероприятия Региональной программы, в случаях, предусмотренных статьей 43 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
8. Обоснование потребности в объеме средств финансовой поддержки, объеме долевого финансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и привлечения внебюджетных средств
Общая потребность в объеме средств мероприятий Региональной программы определена на основании сводно-сметных расчетов стоимости строительства объектов в соответствии с положительными заключениями государственной экспертизы либо проектов сводно-сметных расчетов стоимости строительства объектов, направляемых на государственную экспертизу.
Финансовая поддержка предоставляется бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с параметрами, установленными Правилами предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 2253 "Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (далее - Правила Фонда), в объеме общего лимита предоставления финансовой поддержки. Объем общего лимита финансовой поддержки и его распределение по субъектам Российской Федерации и годам реализации определяются президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации (далее - президиум (штаб) Комиссии).
Предоставление финансовой поддержки на реализацию Региональной программы осуществляется на основании договора, заключенного публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" с Удмуртской Республикой:
на период 2023 - 2024 годов долевое финансирование за счет средств бюджета Удмуртской Республики и средств местных бюджетов планируется в размере 212 729 680,00 рубля;
на период 2023 - 2024 годов долевое финансирование за счет внебюджетных источников планируется в размере 302 908 630,00 рубля;
на период 2025 - 2027 годов долевое финансирование за счет средств бюджета Удмуртской Республики, средств местных бюджетов и внебюджетных источников будет определена на основании решения объема общего лимита предоставления финансовой поддержки.
Объем средств бюджета Удмуртской Республики определен с учетом Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Объем средств местных бюджетов Удмуртской Республики определен с учетом постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 апреля 2015 года N 152 "Об утверждении Правил осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты собственности Удмуртской Республики, Правил предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты собственности Удмуртской Республики и Правил предоставления субсидий из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности".
Объем средств внебюджетных источников определен в размере 20% от суммы объема финансовой поддержки на реализацию Региональной программы согласно решению президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации на реализацию Региональной программы и объема средств бюджета Удмуртской Республики.
Региональной программой предусмотрено замещение объема внебюджетных источников средствами бюджета Удмуртской Республики.
Предельная стоимость мероприятий Региональной программы определяется на основании предварительного расчета стоимости с использованием сметных норм, стоимости проектов-аналогов, укрупненных нормативов цены строительства, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Финансовое обеспечение Региональной программы сформировано с использованием АИС "Реформа ЖКХ" в соответствии с Правилами Фонда и представлено в приложении 2.
9. Расчет предельной стоимости мероприятий Региональной программы
Стоимость мероприятий Региональной программы определяется на основании сметных расчетов, прошедших проверку определения достоверности сметной стоимости в автономном учреждении Удмуртской Республики "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики".
Предельная стоимость работ Региональной программы не может превышать стоимости, рассчитанной с применением укрупненных нормативов цены строительства.
Предельная стоимость мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, заявленных муниципальным образованием в Региональную программу, не может превышать лимита средств, запланированного на муниципалитет, согласно приложению 1 к Региональной программе.
10. Ожидаемые результаты реализации Региональной программы в разрезе целевых показателей
По итогам инвентаризации выявлены высокие амортизационные и физические износы сетей и объектов коммунальной инфраструктуры на территории республики:
уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры - 65%;
уровень аварийности инженерных сетей - 6,8 аварий на 100 км.
Так, в целях повышения качества и надежности коммунальных услуг установлены следующие показатели:
увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, на 22 219 человек;
увеличение протяженности замены инженерных сетей на 186,23 км.
Снижение аварийности коммунальной инфраструктуры до 12,0%.
Ввиду ограниченности средств, выделяемых на жилищно-коммунальное хозяйство, происходит опережающий износ существующих объектов, систем коммунальной инфраструктуры, что ведет к росту аварийности.
Из-за отсутствия достаточных средств у ресурсоснабжающих организаций в бюджетах Удмуртской Республики и муниципальных образований в Удмуртской Республике проектно-сметная документация разрабатывается в недостаточном количестве и новое строительство объектов коммунальной инфраструктуры ведется низкими темпами, соответственно уровень обеспеченности населения услугами жилищно-коммунального хозяйства находится на удовлетворительном уровне и требует его улучшения.
Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и высокие потери ресурса при транспортировке имеют системный характер и существуют во всех населенных пунктах Удмуртской Республики.
В рамках реализации Региональной программы в период 2023 - 2024 годов предусмотрено выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В связи с низким уровнем готовности проектно-сметной документации по всей республике и с целью стимулирования муниципальных образований в принятии мер мероприятия в Региональную программу отобраны по заявкам муниципальных образований в Удмуртской Республике.
Отбор проводится по 4 уровням готовности проектно-сметной документации объектов. Основным критерием отбора определен показатель бюджетной эффективности, дополнительными критериями отбора являются: наличие заявленных мероприятий в схеме теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, полная либо высокая готовность проектной документации для реализации мероприятий, приоритет проведения мероприятий в отношении линейных объектов, завершение этапов капитальных вложений по ранее проведенным мероприятиям в рамках инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса.
Перечень и значения целевых показателей Региональной программы с распределением по годам и динамика достижения целевых показателей при реализации Региональной программы в соответствии с Правилами Фонда сформированы с использованием АИС "Реформа ЖКХ" и представлены в приложении 3.
Перечень объектов по модернизации систем коммунальной инфраструктуры Региональной программы обеспечивает достижение показателей эффективности к 2027 году в соответствии с плановыми значениями.
Достижение установленных значений показателей эффективности Региональной программы обеспечивается, в том числе за счет внебюджетных источников - ресурсоснабжающих организаций коммунального комплекса на софинансирование мероприятий для развития жилищно-коммунального хозяйства республики.
11. Информация о связи с иными региональными программами, отраслевыми государственными программами Удмуртской Республики
Региональная программа разработана с учетом региональных программ, отраслевых государственных программ Удмуртской Республики, в том числе с учетом региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 мая 2014 года N 186 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", государственной программы Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 31 августа 2017 года N 365 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики", государственной программы Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики", утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 июля 2013 года N 330 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики".
Реализация мероприятий Региональной программы, в том числе мероприятий по модернизации линейных объектов осуществляется с учетом сроков выполнения работ по благоустройству дворовых и общественных территорий, работ по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог.
В целях исполнения требований по осуществлению расчетов за коммунальные ресурсы с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах, подключенных (технологически присоединенных) к объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются мероприятия Региональной программы, предусматривается синхронизация с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
12. Информация о связи и синхронизации мероприятий и параметров финансового обеспечения с государственными программами Удмуртской Республики и федеральными проектами
Региональная программа синхронизирована со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, государственными программами Российской Федерации и федеральными проектами "Инфраструктурное меню", "Чистая вода", реализуемыми на территории Удмуртской Республики.
Мероприятия по Региональной программе на период 2023 - 2024 годов предусматриваются по следующим муниципальным образованиям:
"Город Ижевск", "Городской округ город Воткинск Удмуртской Республики", "Город Глазов", "Город Можга", муниципальный округ "Алнашский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Балезинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Вавожский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Глазовский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Граховский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Завьяловский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Игринский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Камбарский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Каракулинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Кизнерский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Красногорский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Малопургинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Можгинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Сарапульский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Селтинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Сюмсинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Увинский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Шарканский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Юкаменский район Удмуртской Республики", муниципальный округ "Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики".
С целью решения проблемы с водоснабжением с 2019 года Удмуртская Республика принимает участие в федеральном проекте "Чистая вода" национального проекта "Жилье и городская среда". За период 2019 - 2024 годов планируется реализовать 15 объектов водоснабжения в городах Ижевске Можге, Воткинске и в Глазовском, Воткинском и Балезинском районах, но в связи с высоким износом сетей водоснабжения наблюдается вторичное загрязнение транспортируемой воды.
Реализация мероприятий по капитальному ремонту сетей водоснабжения, предусмотренных Региональной программой, позволит решить данную проблему.
С учетом приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Удмуртской Республики в государственную программу Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики", утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 декабря 2015 года N 541 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики", планируется включение мероприятий Региональной программы по итогам доведения лимитов.
Повышением комфортности проживания населения является комплексное развитие территорий городов и населенных пунктов, в том числе определение перспективы развития муниципальных образований. Система планирования пространственного развития территорий включает застройку (обновление), в том числе жилых районов (микрорайонов), где наряду с возведением зданий культурно-бытового назначения осуществляется благоустройство общественных территорий, их озеленение, прокладываются пешеходные дорожки, автомобильные проезды, устраиваются игровые и спортивные площадки.
В республике реализуются мероприятия по благоустройству территорий муниципальных образований (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий многоквартирных домов.
Реализация мероприятий Региональной программы синхронизирована с мероприятиями государственной программы Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды в Удмуртской Республике".
13. Организация управления Региональной программой
Организация управления Региональной программой осуществляется Минстроем УР.
В рамках управления Региональной программой Минстрой УР:
1) осуществляет общую координацию реализации мероприятий в рамках Региональной программы;
2) анализирует ход выполнения Региональной программы;
3) проводит совещания с представителями ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике.
14. Сведения о порядке осуществления мониторинга и контроля за реализацией Региональной программы
Мониторинг реализации мероприятий Региональной программы, влияющих на достижение целей Региональной программы, осуществляется ответственным исполнителем Программы.
Мониторинг достижения целевых показателей осуществляется в порядке, который устанавливается Фондом в соответствии с пунктом 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2022 года N 2253 "Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" при завершении каждого мероприятия региональной программы, по завершению реализации региональной программы в целом.
Для успешной реализации Региональной программы формируется механизм управления, включающий:
создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Региональной программы;
закрепление ответственности за выполнение мероприятий Региональной программы за соисполнителями и участниками Региональной программы;
заключение соглашений с администрациями муниципальных образований (городских округов, муниципальных округов) в Удмуртской Республике по софинансированию и выполнению мероприятий Региональной программы.
Решение об изменении ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансовой поддержки Фонда вследствие кризисных явлений в экономике, по результатам оценки эффективности проводимых мероприятий Региональной программы на основе анализа показателей Региональной программы, а также в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере реализации Региональной программы.
План реализации Региональной программы приведен в приложении 4 к настоящей Региональной программе.
Приложения не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Удмуртской Республики разработана региональная программа по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Ответственным исполнителем программы выступает Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи программы по повышению качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Удмуртской Республики посредством модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе капитального ремонта линейных объектов.
Определены целевые показатели региональной программы:
- увеличение численности населения, для которого улучшится качество коммунальных услуг, до 2027 года на 22 219 человек;
- увеличение протяженности замены инженерных сетей до 2027 года на 186,23 км;
- снижение аварийности коммунальной инфраструктуры до 2027 года на 12,0%.
Финансирование мероприятий региональной программы планируется осуществлять за счет финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий", бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников в соответствии с законодательством РФ.
Установлено, что стоимость мероприятий региональной программы определяется на основании сметных расчетов, а предельная стоимость работ не может превышать стоимости, рассчитанной с применением укрупненных нормативов цены строительства.
Общий объем финансирования региональной программы составит 1 575 438 310,00 рублей.
Региональная программа будет реализована в течение 2023 - 2027 годов в два этапа.
Мониторинг реализации мероприятий региональной программы осуществляется ее ответственным исполнителем.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 апреля 2023 г. N 270 "Об утверждении Региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Удмуртской Республике на 2023 - 2027 годы"
Вступает в силу с 28 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (www.udmurt.ru) 28 апреля 2023 г. N 05280420230733
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 4 мая 2023 г. N 1800202305040003
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2023 г. N 759
Изменения вступают в силу с 23 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 июля 2023 г. N 459
Изменения вступают в силу с 14 июля 2023 г.