Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Седельниковского
муниципального района
от 18.04.2023 N 58
"Приложение N 1
к постановлению
Администрации Седельниковского
муниципального района
от 25.10.2021 N 183
Положение
о системе управления охраной труда в Администрации Седельниковского муниципального района
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение о системе управления охраной труда в Администрации Седельниковского муниципального района (далее-Положение) разработано в соответствии с:
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 года N 776н;
- ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст);
- ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007" (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 601-ст).
1.2. Положение о системе управления охраной труда (далее - СУОТ) устанавливает общие требования к организации работы по охране труда на основе нормативно-правовых документов, принципов и методов управления, направленных на совершенствование деятельности по охране труда.
1.3. Целью внедрения системы управления охраной труда в Администрации Седельниковского муниципального района (далее - Администрация) является обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижения уровня воздействия (устранения воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки и снижения воздействия уровней профессиональных рисков, которым подвергаются работники Администрации.
1.4. Функционирование СУОТ осуществляется посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных и национальных стандартов.
1.5 . СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления в Администрации и ее структурных подразделениях, предусматривающей установление обязанностей и ответственности в области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты, регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.
1.6. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) Администрации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
1.7. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во всех структурных подразделениях (зданиях, сооружениях и других объектах) работодателя, находящихся в его ведении.
1.8. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе на представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на указанных объектах в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
II. Политика в области охраны труда
2.1. Политика в области охраны труда является публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) или иного уполномоченного работниками органа.
2.2. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
2.3. Политика в области охраны труда включает следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых Администрация принимает на себя:
- соблюдение федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда и других требований, которые Администрация взялась выполнять;
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников Администрации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
- соблюдение соответствующих нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые Администрация обязалась выполнять;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и привлечению их к активному участию во всех элементах СУОТ;
- непрерывное совершенствование функционирования СУОТ;
- привлечение работников и их представителей к участию в управлении охраной труда;
- систематический контроль условий и охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
2.4. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
- выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков, проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ;
- обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
- обучение в области охраны труда;
- внедрение (усовершенствование) программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства;
- установка современных вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
2.5. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие задачам Администрации в области охраны труда. При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности системы управления охраной труда, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУОТ в Администрации.
III. Разработка и внедрение системы управления охраной труда
3.1. Муниципальным правовым актом Администрации назначается сотрудник из числа работников Администрации, ответственный за соблюдение требований охраны труда в Администрации, с предоставлением ему необходимых полномочий для осуществления функций в сфере охраны труда в рамках функционирования СУОТ с учетом их должностных обязанностей (далее - ответственный за соблюдение требований охраны труда).
3.2. Глава муниципального района является ответственным за функционирование системы управления охраной труда, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников Администрации.
3.3. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
3.4. Обязанности в рамках функционирования системы управления охраной труда закрепляются в должностной инструкции ответственного работника.
3.5. В Администрации устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
3.6. Уровни управления охраной труда:
1) в Администрации в целом - уровень управления "А";
2) в структурном подразделении - уровень управления "Б".
3.7. На уровне управления "А" устанавливаются обязанности:
1) Администрации в лице Главы муниципального района;
2) заместителя Главы муниципального района, курирующего вопросы организации работ по охране труда.
3.8. На уровне управления "Б" устанавливаются обязанности:
1) руководителей структурных подразделений, их заместителей;
2) специалистов по охране труда (должностных лиц, на которых возложено исполнение функций специалиста по охране труда)
3) работников.
3.9. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Администрации в лице Главы муниципального района - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 ТК РФ;
2) заместитель Главы муниципального района - организация работы по охране труда (в случае отсутствия заместителя Главы муниципального района, курирующего вопросы организации работ по охране труда, данные обязанности исполняются непосредственно Главой района);
3) руководитель структурного подразделения (его заместитель):
- обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти;
- обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
4) специалист по охране труда:
- координация всех направлений функционирования СУОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда;
- обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
- участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая.
5) иные работники:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
3.10. С целью обеспечения активного участия работников в процессе управления охраной труда по инициативе работников или работодателя может быть сформирована Комиссия по охране труда.
Работа Комиссии по охране труда организуется в соответствии с требованиями статей 218 и 370 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
IV. Планирование системы управления охраной труда
4.1. При планировании СУОТ в Администрации определяются и принимаются во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
4.2. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами СУОТ и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
4.3. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников Администрации, их причин (источников), а также мер управления (контроля) рисков разрабатывается в соответствии с примерным перечнем опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ, приведенном в приложении N 1 к Примерному положению о системе управления охраной труда, утвержденному приказом Министерства труда от социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 776н. Данный перечень может быть изменен, в том числе, посредством включения в него дополнительных опасностей, исходя из специфики деятельности Администрации.
4.4. Для выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков может привлекаться независимая организация, обладающая необходимой компетенцией.
4.5. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей осуществляются исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий деятельности Администрации, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных объектах.
4.6. Оценка уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, осуществляется для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.
4.7. Обеспечение выявления опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку обеспечивает Комиссия по охране труда совместно со специалистом по охране труда (должностным лицом, на которого возложено исполнение функций специалиста по охране труда).
4.8. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) системы управления охраной труда.
4.9. План мероприятий по охране труда в Администрации составляется ежегодно, с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда и утверждается Главой муниципального района.
4.10. В плане мероприятий по охране труда отражаются, в частности:
1) наименование планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
4.11. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, включая:
- изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- изменения в условиях труда работников;
- внедрение новых функций, услуг и процессов или изменение существующих функций, услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения рабочих мест (здания и сооружения, оборудование) и/или изменением функциональных обязанностей работников в соответствии с должностными инструкциями.
4.12. Цели по охране труда определяются с учетом специфики деятельности Администрации, размера (численности работников, структурных подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам, наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
4.13. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
4.14. При выборе целей в области охраны труда учитываются их характеристики, в том числе:
- возможность оценки их достижения;
- возможность учета:
1) применимых норм;
2) результатов оценки рисков;
3) результатов консультаций с работниками и представителями работников (при их наличии).
4.15. При планировании достижения целей определяются:
- необходимые ресурсы;
- ответственные лица;
- сроки достижения целей (долгосрочные и краткосрочные);
- способы и показатели оценки уровня достижения целей.
4.16. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
4.17. При составлении Плана мероприятий по охране труда специалист по охране труда руководствуется примерным перечнем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков с учетом информации и предложений, представленных ответственными за соблюдение требований охраны труда.
V. Обеспечение функционирования СУОТ
5.1. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью достижения поставленных целей СУОТ работодатель при соблюдении государственных нормативных требований охраны труда использует передовой опыт работы по улучшению условий и охраны труда, свои финансовые, производственные (функциональные) возможности, а также учитывает возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
5.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
5.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
5.4. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда осуществляется работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства.
5.5. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях Администрации в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
- об ответственности за нарушение указанных требований;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
5.6. При информировании работников учитываются следующие формы доведения информации:
- включение соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков;
- проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон;
- изготовление и распространение аудиовизуальной продукции - информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
- использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- размещение соответствующей информации в общедоступных местах;
- проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
VI. Функционирование СУОТ
6.1. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации, являются:
1) специальная оценка условий труда (в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ);
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8) санитарно-бытовое обеспечение работников;
9) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
10) обеспечение социального страхования работников;
11) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
12) реагирование на аварийные ситуации;
13) реагирование на несчастные случаи;
14) реагирование на профессиональные заболевания.
6.2. В соответствии с результатами СОУТ и оценкой профессионального риска, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Администрации устанавливается следующий перечень процессов:
- процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп. 3 - 5);
- процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп. 6 - 7);
- группа сопутствующих процессов по охране труда (пп. 8 - 11);
- процессы реагирования на ситуации (пп. 12 - 14).
6.3. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) информирование работников, взаимодействие с ними;
6) распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
6.4. В Администрации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
6.5. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов определяется трудовым законодательством.
VII. Оценка результатов деятельности
7.1 . Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
7.2. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места и оборудования; контроль выполнения работ работником в рамках своей профессиональной деятельности; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
7.3. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видеофиксация.
7.4. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля составляется акт.
7.5. В Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
7.6. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ, действующей в Администрации, обеспечивать выполнение обязанностей, отраженных в политике в области охраны труда;
3) эффективность действий на всех уровнях управления;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц, перераспределение ресурсов;
5) необходимость своевременной подготовки работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
7) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
7.8. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются, в частности, следующими данными:
- абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
- относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
- качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ).
7.9. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.
VIII. Улучшение функционирования системы управления охраной труда
8.1. С учетом показателей ежегодного отчета, в целях улучшения функционирования СУОТ реализуются мероприятия, направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
8.2. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования системы управления охраной труда и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
8.3. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ определяется с учетом специфики деятельности Администрации.
8.4. Органом ответственным за организацию разработки и реализацию корректирующих действий, в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон является Комиссия по охране труда.
8.5. Реализация корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлена на повышение эффективности и результативности СУОТ посредством:
- улучшения показателей деятельности Администрации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению системы управления охраной труда;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 18 апреля 2023 г. N 58 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.