Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Нефтеюганского района
от 25.04.2023 N 569-па
Порядок
формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов Нефтеюганского района
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Порядок определяет процедуру формирования перечня налоговых расходов, правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок оценки налоговых расходов и порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов Нефтеюганского района.
2. В Порядке применяются следующие понятия и термины:
"налоговые расходы" - выпадающие доходы бюджета Нефтеюганского района, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, принятыми решениями Думы Нефтеюганского района, в целях обеспечения мер социальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ Нефтеюганского района и (или) целями социально-экономической политики Нефтеюганского района, не относящимися к муниципальным программам Нефтеюганского района (далее - Цели);
"куратор налогового расхода" - главный распорядитель бюджетных средств Нефтеюганского района, ответственный исполнитель муниципальной программы, структурное подразделение администрации Нефтеюганского района, ответственный (ое) в соответствии с полномочиями, установленными муниципальными правовыми актами Нефтеюганского района, за достижение соответствующих налоговому расходу Целей;
"перечень налоговых расходов Нефтеюганского района" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Нефтеюганского района в соответствии с Целями, а также о кураторах налоговых расходов (далее - перечень налоговых расходов);
"паспорт налоговых расходов Нефтеюганского района" (далее - паспорт налоговых расходов) - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налоговых расходов Нефтеюганского района;
"нормативные характеристики налоговых расходов Нефтеюганского района" - сведения о положениях нормативных правовых актов, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам, наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики по перечню информации, включаемой в паспорт налоговых расходов;
"целевые характеристики налоговых расходов Нефтеюганского района" - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные перечнем информации, включаемой в паспорт налоговых расходов;
"фискальные характеристики налоговых расходов Нефтеюганского района" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в бюджет Нефтеюганского района;
"оценка налоговых расходов Нефтеюганского района" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Нефтеюганского района, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Нефтеюганского района;
"оценка объемов налоговых расходов Нефтеюганского района" - определение объемов выпадающих доходов бюджета Нефтеюганского района, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
"плательщики" - плательщики налогов;
"оценка эффективности налоговых расходов Нефтеюганского района" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода Нефтеюганского района;
"социальные налоговые расходы Нефтеюганского района" - целевая категория налоговых расходов Нефтеюганского района, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия и поддержки благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности;
"стимулирующие налоговые расходы Нефтеюганского района" - целевая категория налоговых расходов Нефтеюганского района, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение (предотвращение снижения) доходов бюджета Нефтеюганского района";
"технические налоговые расходы Нефтеюганского района" - целевая категория налоговых расходов Нефтеюганского района, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета Нефтеюганского района.
3. В целях проведения оценки налоговых расходов Нефтеюганского района:
3.1. Департамент финансов Нефтеюганского района (далее - Департамент финансов) в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком:
а) формирует перечень налоговых расходов по форме согласно приложению 1 к Порядку;
б) обеспечивает сбор и формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Нефтеюганского района, необходимой для проведения их оценки, согласно перечню информации, включаемой в паспорт налоговых расходов Нефтеюганского района, указанной в приложении 2 к Порядку;
в) составляет паспорт налоговых расходов в соответствии с правилами формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Нефтеюганского района (раздел III Порядка) по форме согласно приложению 3 к Порядку;
г) при составлении паспорта налоговых расходов использует информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов Нефтеюганского района за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах Нефтеюганского района за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году, предоставленную Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - МРИ ФНС России N 7 по ХМАО - Югре);
д) осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов, проводимой кураторами налоговых расходов.
3.2. Кураторы налоговых расходов:
а) обеспечивают формирование паспорта налоговых расходов Нефтеюганского района в части пунктов 10, 14-17 перечня информации, включаемой в паспорт налоговых расходов, указанной в приложении 2 к Порядку;
б) осуществляют оценку эффективности налоговых расходов в соответствии с разделом IV настоящего Порядка и направляют её результаты в Департамент финансов.
4. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций, установленных решениями Думы Нефтеюганского района, включенных в перечень налоговых расходов Нефтеюганского района.
II. Порядок формирования перечня налоговых расходов Нефтеюганского района
5. Проект перечня налоговых расходов формирует Департамент финансов ежегодно до 1 августа текущего финансового года по форме согласно приложению 1 к Порядку и направляет на согласование главным распорядителям бюджетных средств Нефтеюганского района, ответственным исполнителям муниципальных программ, структурным подразделениям администрации Нефтеюганского района (далее - ответственные исполнители), которых предлагает определить в качестве кураторов налоговых расходов.
6. Ответственные исполнители до 20 августа текущего финансового года рассматривают проект перечня налоговых расходов на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Нефтеюганского района в соответствии с Целями и определения кураторов налоговых расходов.
Замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов направляются в Департамент финансов.
В случае несогласия с предложенным закреплением в качестве куратора налогового расхода ответственный исполнитель направляет в Департамент финансов в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, предложение по уточнению куратора налогового расхода.
Предложение должно быть предварительно согласовано с вновь предлагаемым куратором налогового расхода.
В случае если замечания и предложения не направлены в Департамент финансов в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, проект перечня налоговых расходов считается согласованным в соответствующей части.
В случае отсутствия предложений по уточнению предлагаемого распределения налоговых расходов в соответствии с Целями, проект перечня налоговых расходов считается согласованным в соответствующей части.
7. Департамент финансов до 1 декабря текущего финансового года размещает перечень налоговых расходов на официальном сайте органов местного самоуправления Нефтеюганского района в разделе "Бюджет и финансы" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
8. В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень муниципальных программ Нефтеюганского района и (или) в случае изменения полномочий ответственных исполнителей, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов, кураторы налоговых расходов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения указанных изменений направляют в Департамент финансов соответствующую информацию для уточнения перечня налоговых расходов.
9. В случае установления в текущем финансовом году налоговых льгот по местным налогам, Департамент финансов не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений дополняет перечень налоговых расходов новыми налоговыми льготами и направляет на согласование кураторам налоговых расходов.
III. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Нефтеюганского района
11. Формирование информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов осуществляет Департамент финансов в электронном виде (в формате электронной таблицы), в разрезе показателей, входящих в перечень информации, включаемый в паспорт налоговых расходов Нефтеюганского района, приведенный в приложении 3 к Порядку.
11.1. Нормативные характеристики налоговых расходов формируются исходя из действующих решений Думы Нефтеюганского района о местных налогах, обусловливающих соответствующие налоговые расходы, в срок до 15 марта текущего финансового года.
Для сбора и учета информации о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов кураторы налоговых расходов представляют в электронном виде в Департамент финансов информацию по пунктам 10, 14-17 паспорта налоговых расходов ежегодно до 15 апреля.
11.2. С целью формирования фискальных характеристик налоговых расходов Нефтеюганского района Департамент финансов:
11.2.1. в срок до 25 марта текущего финансового года направляет в адрес МРИ ФНС России N 7 по ХМАО - Югре сведения о действующих льготах, обусловивших налоговые расходы, с указанием льготной категории плательщиков и нормативных характеристик налоговых расходов;
11.2.2. на основании данных МРИ ФНС России N 7 по ХМАО - Югре формирует информацию по пунктам 18, 20, 21, 22, 23 паспорта налогового расхода.
12. Департамент финансов ежегодно до 15 мая размещает информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, включенных в перечень налоговых расходов (информацию по пунктам 1-19) на официальном сайте органов местного самоуправления Нефтеюганского района в разделе "Бюджет и финансы" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
IV. Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов Нефтеюганского района
13. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот по местным налогам на межселенной территории Нефтеюганского района, установленных решениями Думы Нефтеюганского района, и применяемых в отношении:
- земельного налога;
- налога на имущество физических лиц.
14. В целях проведения оценки эффективности предоставленных налоговых расходов Департамент финансов направляет кураторам налоговых расходов информацию по пунктам 1-9, 11-13, 18-23 паспорта налогового расхода ежегодно до 01 июня.
15. Оценка эффективности налоговых расходов Нефтеюганского района осуществляется кураторами налоговых расходов отдельно по каждому виду налогового расхода и включает:
а) оценку целесообразности налоговых расходов Нефтеюганского района;
б) оценку результативности налоговых расходов Нефтеюганского района.
16. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
- соответствие налоговых расходов Нефтеюганского района Целям;
- востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
Если значение показателя > 0, то льгота считается востребованной.
При необходимости кураторами налоговых расходов могут быть установлены иные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
При оценке соответствия налогового расхода Целям, необходимо выявить его прямое или косвенное влияние на достижение целей муниципальной программы.
17. В случае несоответствия налоговых расходов Нефтеюганского района одного из критериев, указанных в пункте 16 настоящего раздела, куратор налогового расхода представляет предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков. При этом, в случае формирования куратором налогового расхода предложения о сохранении налогового расхода (в условиях несоответствия налогового расхода хотя бы одному из условий), соответствующее обоснование должно содержать иные критерии целесообразности налогового расхода.
18. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется один из показателей:
а) оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения Целей;
б) оценка бюджетной эффективности налоговых расходов.
18.1. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот по налогам в изменение значения показателя (индикатора) достижения Целей, определяется как отношение разницы между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот по налогам и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот по налогам к фактическому значению указанного показателя (индикатора) по формуле:
,
где:
ВкладНР - вклад налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения Целей;
I с учетом льготы / без учета льготы - оценка значения показателя (индикатора) достижения Целей в связи с применением (неприменением) налогового расхода. Значения определяются куратором налоговых расходов экспертным путем;
I факт - фактическое значение показателя (индикатора) достижения Цели в отчетном году.
При значении Вклад НР > 0, налоговый расход расценивается как результативный.
18.2. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Нефтеюганского района осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения Целей (далее - сравнительный анализ).
Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета Нефтеюганского района в случае применения альтернативных механизмов достижения Целей, и объемов предоставленных налоговых расходов (расчет прироста показателя (индикатора) достижения Целей, на 1 рубль налоговых расходов Нефтеюганского района и на 1 рубль расходов бюджета Нефтеюганского района для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения Целей, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета Нефтеюганского района;
б) предоставление муниципальных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы.
В случае если альтернативный механизм достижения Целей не предусмотрен действующими на момент проведения оценки эффективности налогового расхода муниципальными правовыми актами, то в данном случае альтернативный механизм может рассматриваться как потенциальный инструмент регулирования, возможный к установлению на межселенной территории Нефтеюганского района вместо льготы.
Коэффициент бюджетной эффективности налоговых расходов в связи с применением налогоплательщиками пониженных налоговых ставок рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
К БЭ - коэффициент бюджетной эффективности применения пониженных налоговых ставок;
ПН t - объем поступившего налога в отчетном периоде;
ПН t-1 - объем поступившего налога за налоговый период, предшествующий отчетному;
НЛ t-1 - объем налога, не поступившего в бюджет в связи с предоставлением налоговой льготы.
Предоставляемые в Нефтеюганском районе налоговые расходы следует считать эффективными при значении К БЭ 1.
19. Оценку результативности налоговых расходов Нефтеюганского района допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов Нефтеюганского района.
20. По итогам оценки эффективности налогового расхода куратор налогового расхода формирует и направляет в адрес Департамента финансов в срок до 01 июля текущего финансового года отчет об оценке эффективности предоставленного налогового расхода (далее - отчет куратора налогового расхода) по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку, с приложением соответствующих расчетов и аналитической записки, содержащей:
а) описание результатов расчета критериев;
б) заключение о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;
в) заключение о признании налоговых расходов эффективными (неэффективными) расходами на основе результатов оценки их эффективности;
г) заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов);
д) предложения о необходимости сохранения, корректировки или отмены налоговых расходов, обоснование в случае корректировки.
V. Порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов
21. Департамент финансов рассматривает отчеты кураторов налогового расхода, подготовленные в соответствии с пунктом 20 Порядка, ежегодно до 01 августа.
По результатам рассмотрения Департамент финансов согласовывает отчеты кураторов налогового расхода в случае отсутствия замечаний и предложений, либо направляет на доработку с замечаниями и предложениями.
В случае возвращения указанного отчета на доработку куратор налогового расхода в течение 2 рабочих дней, следующих за днем его возвращения, устраняет замечания и направляет его на повторное рассмотрение.
22. На основе согласованных отчетов кураторов налоговых расходов Департамент финансов в срок до 15 августа готовит сводный отчет об оценке эффективности налоговых расходов за отчетный период (далее - Сводный отчет).
23. По результатам подготовки Сводного отчета Департамент финансов готовит аналитическую записку о результатах оценки эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее - Аналитическая записка).
24. Департамент финансов в срок до 15 августа текущего финансового года направляет в Бюджетную комиссию Нефтеюганского района (далее - Бюджетная комиссия) Аналитическую записку.
После рассмотрения Бюджетной комиссией Департамент финансов разрабатывает проект распоряжения администрации Нефтеюганского района "О результатах оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов Нефтеюганского района.
25. Аналитическая записка размещается Департаментом финансов на официальном сайте органов местного самоуправления Нефтеюганского района в разделе "Бюджет и финансы" ежегодно, в срок до 1 октября.
26. Результаты оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов Нефтеюганского района учитываются при формировании основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Нефтеюганского района, а также при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ.
VI. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов
27. Субъектами оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов выступают кураторы налоговых расходов, ответственные за достижение соответствующих предлагаемых к введению налоговым расходам Целей, на основании обращений о предоставлении налоговых расходов, поступивших от заинтересованных лиц.
28. В случае внесения кураторами налоговых расходов предложений об установлении новых налоговых расходов оценку эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляют указанные кураторы налоговых расходов.
29. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется в следующем порядке:
а) определяются цели (целевые индикаторы) предлагаемого к введению налогового расхода, которые должны:
- соответствовать Целям, при которых допустимо предоставление предлагаемых к введению налоговых расходов;
- иметь информационную базу для оценки (данные за период не менее чем за 3 последних налоговых периода, содержащиеся в статистической, налоговой отчетности, и характеризующие динамику развития и (или) ситуацию, процессы в отношении субъектов и (или) объектов налогообложения, в отношении которых планируется установить налоговый расход);
- подлежать оценке по истечении отчетного периода.
б) проводится сравнительный анализ результативности применения альтернативных механизмов путем сопоставления планируемого к предоставлению налогового расхода для бюджета Нефтеюганского района и возможного бюджетного эффекта в результате применения определенных альтернативных механизмов, в том числе мер прямого финансирования (субсидирования) из местного бюджета для достижения определенного уровня целевого индикатора.
в) определяется механизм предоставления налогового расхода, подтверждения права на его применение.
г) выполняется анализ и выявление индикаторов, на основе которых будет производиться мониторинг и оценка критериев эффективности предлагаемого к введению налогового расхода.
д) определяется ожидаемый период достижения целевых индикаторов предлагаемого к введению налогового расхода.
е) определяется возможный источник компенсации выпадающих доходов бюджета Нефтеюганского района в связи с предоставлением налоговых расходов.
30. По результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов кураторы налоговых расходов подготавливают аналитический материал о результатах оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов и их целесообразности (далее - Аналитический материал), который направляют в Департамент финансов не позднее 1 июня текущего года по форме согласно приложению 5 к Порядку.
31. Департамент финансов рассматривает Аналитический материал в течение 15 рабочих дней с даты его поступления:
31.1. в случае наличия замечаний - возвращает на доработку куратору налогового расхода;
31.2. в случае отсутствия замечаний - направляет на рассмотрение Бюджетной комиссии.
Результаты рассмотрения Бюджетной комиссией Аналитического материала учитываются при формировании проектов решений Думы Нефтеюганского района о внесении изменений в решения Думы Нефтеюганского района о местных налогах.
32. Предложения, поступившие после даты, указанной в пункте 30 Порядка, Департамент финансов рассматривает и направляет в Бюджетную комиссию в очередном финансовом году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.