Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Бюджетная политика и исполнение районного бюджета в 2022 году
Бюджет муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" Ненецкого автономного округа" на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и другими нормативными документами, регулирующими бюджетные правоотношения, и утвержден решением Совета Заполярного района от 22.12.2021 N 161-р.
За 2022 год в районный бюджет Заполярного района поступило доходов в общей сумме 1 540,3 млн рублей при уточненных плановых показателях 1 259,5 млн рублей.
Получено налоговых и неналоговых доходов в сумме 1 440,2 млн рублей при уточненных показателях 1 135,7 млн рублей. План по собственным доходным источникам перевыполнен на 304,5 млн рублей, к первоначальному плану перевыполнение составило 333,3 млн рублей. По отношению к прошлому году собственных доходов поступило больше на 152,8 млн рублей.
Основными источниками поступления собственных доходов районного бюджета Заполярного района в 2022 году, как и в предыдущие годы, являлись: налог на доходы физических лиц - 751,0 млн рублей (52,1% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (в основном арендная плата за земельные участки, расположенные на межселенных территориях) - 601,4 млн рублей (41,8%), платежи при пользовании природными ресурсами - 38,6 млн рублей (2,7%) (в основном плата за размещение отходов производства - 9,7 млн рублей, плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа - 24,2 млн рублей), налоги на совокупный доход - 19,0 млн рублей (1,3%).
Увеличение собственных доходов районного бюджета в 2022 году по сравнению с 2021 годом (на 11,9%) произошло за счет роста:
- налога на доходы физических лиц (74,8 млн рублей), что связано с ростом поступлений НДФЛ от ряда нефтегазодобывающих организаций и обслуживающих их компаний, осуществляющих деятельность на территории Заполярного района;
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (237,4 млн рублей), в основном, за счет увеличения поступлений от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, что по сведениям Управления земельных и имущественных отношений НАО связано с изменением кадастровой стоимости земельных участков, переданных в аренду недропользователям, в результате рассмотрения споров о результатах кадастровой оценки, а также заключением новых договоров аренды.
В то же время по сравнению с 2021 годом наблюдается снижение поступления:
- штрафов, санкций, возмещений ущерба (на 116,8 млн рублей), что связано с поступлением в доход районного бюджета в 2021 году платежей, уплаченных ООО "Лукойл-Коми" в возмещение вреда, причиненного почвам при разливе нефти в мае 2021 года на Ошском месторождении;
- платежей за негативное воздействие на окружающую среду (на 31,3 млн рублей), что по сведениям Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу связано с уменьшением объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, снижением массы размещенных отходов;
- единого сельхозналога (на 12,0 млн рублей), что по сведениям налогового органа обусловлено уменьшением прибыли по итогам 2021 года рыболовецких колхозов, осуществляющих деятельность на территории Заполярного района и являющихся основными налогоплательщиками единого сельхозналога в районный бюджет, по причине одновременного снижения доходов и роста расходов, которые наблюдаются у всех налогоплательщиков (наибольший рост расходов заявлен в налоговой декларации СПК "РК "Андег", что объясняется приобретением рыболовецкого судна).
Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета в 2022 году составила 93,5%. В 2021 году данный показатель составлял 97,9%, в 2020 году - 97,6%, в 2019 году - 85,5%, в 2018 году - 97,6%.
Межбюджетные трансферты из бюджетов другого уровня в 2022 году поступили в районный бюджет в общей сумме 100,2 млн рублей. Из них межбюджетные трансферты, поступившие из окружного бюджета, составили 90,2 млн рублей (5,9% от общей суммы доходов), из бюджетов поселений - 10 млн рублей.
Дотации в 2022 году, как и в предыдущие годы (начиная с 2015 года), из вышестоящих бюджетов в бюджет Заполярного района не поступали.
Расходная часть районного бюджета в 2022 году при уточненном плане 1 489,4 млн рублей исполнена на сумму 1 394,6 млн рублей, или на 93,6% к уточненному плану.
Структура расходов районного бюджета по фактическому исполнению за 2022 год сложилась следующим образом:
- расходы на содержание органов местного самоуправления - 184,7 млн рублей (13,2%);
- бюджетные инвестиции (всего) 34,4 млн рублей (2,5%);
- субсидии юридическим лицам - 207 млн рублей (14,9%);
- межбюджетные трансферты бюджетам поселений - 715,4 млн рублей (51,3%), в том числе дотации - 61,8 млн рублей, межбюджетные трансферты в рамках муниципальных программ - 650,4 млн рублей, непрограммные расходы - 3,2 млн рублей;
- прочие расходы - 253,1 млн рублей (18,1%), в т.ч. расходы в сфере социальной политики, содержание МКУ ЗР "Северное", другие расходы.
Районный бюджет на 2022 год утвержден с дефицитом в сумме 229,9 млн рублей, источником покрытия которого запланированы остатки средств на едином доходном счете районного бюджета.
Фактически за 2022 год районный бюджет исполнен с профицитом в сумме 145,7 млн рублей.
1.1. Соглашения с поселениями Заполярного района НАО
В течение 2022 года Администрация Заполярного района для реализации различных мероприятий с участием органов местного самоуправления городского и сельских поселений проводила работу по заключению соглашений о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов в рамках решения вопросов местного значения и осуществления части полномочий, переданных администрациям поселений. Такие соглашения служат правовой основой передачи денежных средств районного бюджета нижестоящим бюджетам.
В целях регламентации этих отношений на уровне Администрации Заполярного района было утверждено постановление от 12.01.2022 N 2п "Об утверждении правил предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам поселений Заполярного района, а также об установлении расходных обязательств Заполярного района", которым устанавливаются правила предоставления всех межбюджетных трансфертов.
Так, в отчетном периоде заключено 198 соглашений и 216 дополнительных соглашений.
1.2. Результаты контрольной деятельности органа внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Заполярного района
Статьями 157, 269.2 Бюджетного кодекса РФ на органы местных администраций возложены бюджетные полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля.
Постановлением Администрации Заполярного района от 05.12.2013 N 2503п "О наделении структурного подразделения Администрации Заполярного района полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля" такими полномочиями наделено Управление финансов Администрации Заполярного района, непосредственные функции по осуществлению полномочий возложены на отдел внутреннего финансового контроля Управления финансов.
В соответствии с заключенными соглашениями Администрации Заполярного района переданы полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля 18 администрациями сельских поселений Заполярного района на срок с 01.01.2022 до 31.12.2024 с возможностью дальнейшей пролонгации сроком на 3 года.
В план контрольных мероприятий внутреннего муниципального финансового контроля на 2022 год было включено 17 контрольных мероприятий.
В отчетном периоде завершено 20 контрольных мероприятий, в т.ч. 4 мероприятия, начатые в 2021 году, и 16, предусмотренных планом 2022 года. одно контрольное мероприятие, включенное в план 2022 года, является переходящим на 2023 год.
По состоянию на 01.01.2023 завершены следующие контрольные мероприятия:
1) проверка финансово-хозяйственной деятельности в части расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда в МКП "Энергия" Сельского поселения "Тельвисочный сельсовет" ЗР НАО (начато в 2021 году);
2) проверка предоставления субсидии МП ЗР "Севержилкомсервис" на частичное обеспечение (возмещение) затрат, возникающих при проведении мероприятий по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в рамках муниципальной программы "Развитие коммунальной инфраструктуры муниципального района "Заполярный район" на 2020-2030 годы" и соблюдения условий соглашения о предоставлении субсидии (начато в 2021 году);
3) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Канинский сельсовет" ЗР НАО в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, командировочных расходов, расходов на закупку товаров, работ, услуг и их отражения в бюджетном учете и отчетности (начато в 2021 году);
4) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Поселок Амдерма" ЗР НАО в части расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда и их отражения в бюджетном учете и отчетности (начато в 2021 году);
5) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Тельвисочный сельсовет" ЗР НАО в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, командировочных расходов, расходов на закупку товаров, работ, услуг и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
6) проверка исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета Сельского поселения "Поселок Амдерма" ЗР НАО в части доходов от платы по договорам социального и коммерческого найма жилых помещений;
7) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Омский сельсовет" ЗР НАО в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, командировочных расходов, расходов на закупку товаров, работ, услуг и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
8) проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района "Заполярный район" бюджету Сельского поселения "Великовисочный сельсовет" ЗР НАО на реализацию мероприятий в рамках муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства на территории муниципального района "Заполярный район" на 2021-2030 годы";
9) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Управления финансов Администрации Заполярного района и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
10) проверка исполнения бюджетных полномочий по администрированию доходов бюджета Сельского поселения "Пешский сельсовет" ЗР НАО в части доходов от платы по договорам социального и коммерческого найма жилых помещений;
11) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Колгуевский сельсовет" ЗР НАО в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, командировочных расходов, расходов на закупку товаров, работ, услуг и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
12) проверка соблюдения законодательства РФ и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения муниципальных нужд в Управлении муниципального имущества Администрации Заполярного района;
13) проверка осуществления расходов бюджета Сельского поселения "Малоземельский сельсовет" ЗР НАО на благоустройство территории поселения, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района "Заполярный район";
14) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Карский сельсовет" ЗР НАО в части расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
15) проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления (расходования) иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района "Заполярный район" бюджету МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" в рамках муниципальной программы "Развитие социальной инфраструктуры и создание комфортных условий проживания на территории муниципального района "Заполярный район" на 2021-2030 годы" на реализацию мероприятия "Возмещение недополученных доходов или финансовое возмещение затрат, возникающих при оказании жителям поселения услуг общественных бань";
16) проверка осуществления расходов бюджета Сельского поселения "Приморско-Куйский сельсовет" ЗР НАО на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
17) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Канинский сельсовет" ЗР НАО в части расходов на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
18) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Хорей-Верский сельсовет" ЗР НАО в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, командировочных расходов, расходов на закупку товаров, работ, услуг и их отражения в бюджетном учете и отчетности;
19) проверка осуществления расходов бюджета Сельского поселения "Юшарский сельсовет" ЗР НАО на благоустройство территории поселения, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района "Заполярный район";
20) проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Заполярного района НАО в части командировочных расходов и их отражения в бюджетном учете и отчетности.
Объектам контроля направлено 18 представлений, из них по состоянию на 01.01.2023:
- 12 представлений исполнено;
- исполнение 1 представления находится на контроле;
- по 4 представлениям срок исполнения не наступил.
В связи с неисполнением 1 представления выдано предписание.
В 4-м квартале 2022 года начато проведение контрольного мероприятия "Проверка осуществления расходов на обеспечение функций Администрации Сельского поселения "Пустозерский сельсовет" ЗР НАО в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, командировочных расходов, расходов на закупку товаров, работ, услуг и их отражения в бюджетном учете и отчетности", которое будет завершено в 2023 году.
Кроме того, на основании письма Департамента внутреннего финансового контроля и надзора НАО, в связи с поступившей в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по НАО жалобы от участника закупки на действия заказчика проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства РФ и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении отдельных закупок для обеспечения муниципальных нужд в Администрации Заполярного района.
1.3. Результаты деятельности контрольного органа в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд
Уполномоченным органом местной администрации по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с 21.03.2022 является Управление финансов Администрации Заполярного района и непосредственно отдел внутреннего финансового контроля.
В отчетном периоде проведены 2 плановые проверки соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении:
- Управления муниципального имущества Администрации Заполярного района;
- МП ЗР "Северная транспортная компания".
По результатам плановых проверок субъектам контроля выданы предписания, из них по состоянию на 01.01.2023 исполнено 1 предписание, по 1 предписанию срок исполнения не наступил.
В соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отчетном периоде проведено 5 внеплановых проверок на основании обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в отношении следующих заказчиков:
- Муниципальное казенное учреждение Заполярного района "Северное";
- Администрация муниципального района "Заполярный района" НАО";
- Искательское муниципальное унитарное предприятие "Посжилкомсервис";
- Администрация Сельского поселения "Пешский сельсовет" ЗР НАО;
- Администрация Сельского поселения "Малоземельский сельсовет" ЗР НАО.
По результатам внеплановых проверок комиссионно приняты решения о согласовании заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В рамках ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации" в 4-м квартале 2022 года начата плановая документарная проверка МКП ЗР "Пешский животноводческий комплекс". По состоянию на 01.01.2023 проверка не завершена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.