Общие положения
МЧС России и его территориальные органы в соответствии с возложенными на него функциями осуществляют:
надзор за выполнением установленных требований пожарной безопасности - федеральный государственный пожарный надзор;
надзор за выполнением установленных требований в области гражданской обороны - федеральный государственный надзор в области гражданской обороны;
надзор за выполнением установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
федеральный государственный лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
федеральный государственный лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Материалы обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности МЧС России основаны на реализации положений:
Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне";
Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны";
постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1013 "О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений";
постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры";
постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых органами надзорной деятельности МЧС России и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
В качестве источников формирования сведений для обобщения правоприменительной практики надзорной деятельности МЧС России используются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю;
результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц органов надзорной деятельности МЧС России в административном или судебном порядке и иные материалы судебной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
разъяснения, полученные органами надзорной деятельности МЧС России от органов прокуратуры, суда, иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением надзорной деятельности
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
результаты опросов (в том числе проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на бизнес;
результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
разъяснения вышестоящих органов надзорной деятельности МЧС России по вопросам применения законодательства Российской Федерации в области организации и осуществления надзора за соблюдением обязательных требований.
Главный государственный инспектор |
A.M. Супруновский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подведены итоги контроля по линии МЧС за 2022 г. Даны ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства. Перечислены типичные нарушения. Например, среди типичных нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, - использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований за 2022 год (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 24 апреля 2023 г.)
Опубликование:
-