Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
2.1. Доклад по правоприменительной практике
Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных Федеральным законом "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральному государственному надзору в области гражданской обороны подлежит 112812 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесено 3875 организаций, к категории значительного риска - 4033 организации, к категории среднего риска - 25945 организаций, к категории низкого риска - 78959 организаций.
Надзорными органами МЧС России в 2022 году запланировано проведение 1040 КНМ в отношении контролируемых лиц (2021 г. - 5045, уменьшение на 79,4%). Всего проведено 6086 КНМ, из них: 764 - плановых; 5322 - внеплановых.
Внеплановые КНМ проводились в соответствии со следующими основаниями:
в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 374 КНМ; в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 5 КНМ; в соответствии с требованием прокурора - 161 КНМ; в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации - 4782 КНМ.
В ходе проведенных проверок выявлено 27602 нарушения обязательных требований, из них связанных: с эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны - 17185; с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств - 1021; с накоплением, хранением и использованием средств индивидуальной защиты - 549; с подготовкой населения в области гражданской обороны - 1680; с планированием основных мероприятий в области гражданской обороны - 3755; с планированием эвакуационных мероприятий - 344; с использованием и содержанием систем оповещения - 344; с созданием сил гражданской обороны - 428; с созданием (назначением) структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, - 636; с повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время - 565; иные нарушения в области гражданской обороны - 1095.
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2022 году, стали:
нарушения, связанные с организацией и проведением подготовки и обучения населения, работников и должностных лиц организаций, нештатных формирований, проведением учений по вопросам гражданской обороны; отсутствие соответствующего установленным требованиям защитного сооружения гражданской обороны для укрытия работников наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне; нарушения, связанные с созданием, эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны, в том числе невыполнение мероприятий по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию, содержанием инженерно-технического оборудования, наличием соответствующей документации и проведением технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны; нарушения, связанные с создание (назначением) и оснащением структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; нарушения, связанные с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, средств индивидуальной защиты; отсутствие документов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в военное время; отсутствие положения об организации и ведении гражданской обороны; план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, не разработан и (или) не согласован с органом местного самоуправления; не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
По результатам надзорных мероприятий вручено 2343 предписания по устранению выявленных нарушений обязательных требований.
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 58,83%.
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 2518 протоколов об административных правонарушениях, из них на должностных лиц 2007 и на юридических лиц 511, в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 2270 протоколов. К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 1167 лиц, из них должностных - 927 лиц и юридических - 240 лиц, в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 993 лица. Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 15432,61 тыс. руб.
В 2022 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 36 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.
В Таблице 2 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны.
2.2.Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области гражданской обороны
Таблица 2
N п/п |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1. |
Необходимо ли отнесение опасных производственных объектов I и II классов опасности, не имеющих существенного оборонного и экономического значения, к категории по ГО и, как следствие создание для них нештатных аварийно-спасательных формирований |
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязаны создавать собственные нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" конкретизируются нормы по созданию нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в целях осуществления дифференцированного подхода. Вместе с тем исключение нормы по созданию НАСФ приведет к правовому пробелу в части планирования и осуществления мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. |
2. |
В соответствии с какими критериями проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия организаций в области гражданской обороны |
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, проведение плановых проверок с установленной периодичностью в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется если соблюдается хотя бы один из следующих критериев: наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя категории по гражданской обороне; эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем потенциально опасного объекта; эксплуатация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем критически важного объекта; владение и (или) пользование (в том числе наличие на своем балансе) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем защитными сооружениями гражданской обороны; принадлежность юридического лица или индивидуального предпринимателя к оборонно-промышленному комплексу; наличие мобилизационного задания (заказа) у юридического лица или индивидуального предпринимателя; выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий федерального, регионального, местного уровней по гражданской обороне. |
3. |
На каких основаниях и кем производится отнесение организаций к категориям риска по гражданской обороне |
В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия самостоятельно относить деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категориям риска. Данная работа проводится на основании соответствующих решений руководителя (заместителя руководителя или руководителя структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления надзорной деятельности), по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
4. |
Выполнение каких требований и мероприятий в области гражданской обороны, отображенных в вопросах проверочного листа (списка контрольных вопросов), являются для организации обязательными в зависимости от статуса организации (отнесена/не отнесена к категории, продолжает или не продолжает работу в военное время и др.) |
Предусмотренные приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" вопросы, отражающие содержание обязательных требований, уточняют отдельные категории требований, которые являются обязательными для организаций в зависимости от их статуса. Если вопросами не предусмотрена конкретизация организаций в зависимости от их статуса, то требования распространяются на все организации. |
5. |
Организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне и в области защиты работников организаций и подведомственных объектов от ЧС. Возможна ли разработка единого планирующего документа, объединяющего План гражданской обороны и План действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
Вопросы разработки планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных регулируются отдельными законодательными актами и иными нормативными правовыми актами, относящимися к различной области применения. Такими законодательными и иными нормативными правовыми актами являются: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне"; Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации"; приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях". Учитывая, что правовое регулирование требований к разработке вышеуказанных планирующих документов имеет различный характер, разработка единого планирующего документа по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций нецелесообразна. |
6. |
Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны |
В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. |
7. |
Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны |
Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. |
8. |
Какие организации обязаны создавать и организовывать работу комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций |
В соответствии с пунктом 16.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687, мероприятием по обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время. В связи с тем, что повышение устойчивости функционирования организаций необходимо на период военного времени, в пунктах 8 и 9 списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований, утвержденного приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", указана категория организаций, для которых выполнение указанного требования является обязательным - это организации, необходимые для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. |
9. |
Какие формирования являются нештатными аварийно-спасательными формированиями по борьбе с пожарами и какие организации обязаны их создавать |
Нештатные аварийно-спасательные формирования по борьбе с пожарами в соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999, являются нештатными аварийно-спасательными формированиями, которые в зависимости от численности личного состава формирования подразделяются на пожарно-спасательные команды, пожарно-спасательные группы и пожарно-спасательные звенья. Согласно статьям 1 и 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" указанные формирования должны оснащаться специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также быть аттестованными на определенный вид аварийно-спасательных работ. Создавать указанные формирования обязаны организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне. |
10. |
Допускается ли в организации ведение единого журнала по вводному инструктажу по ГО; инструктажу по действиям при ЧС |
Положением о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, ведение единого журнала учета проведения инструктажей не предусмотрено. |
11. |
Какими нормативным правовым актом (в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона 247-ФЗ) утвержден перечень обязательных требований в области гражданской обороны |
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" сфера применения данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в области гражданской обороны, в связи с чем оснований для разработки перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области гражданской обороны не имеется. |
12. |
Требуются разъяснения: а) порядок проверки обособленных подразделений организации (не являющихся юридическими лицами) и расположенными на территории нескольких субъектов РФ; б) проверка такого рода подразделений осуществляется одновременно с проверкой головной организации - юридического лица или может быть разнесена по времени |
Согласно положениям статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обособленные подразделения юридических лиц также являются контролируемыми лицами как и сами юридические лица. В этой связи порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении обособленных подразделений аналогичен общему порядку, установленному Федеральным законом, вне зависимости от их территориального расположения и сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении головных организаций. |
13. |
В отношении каких защитных сооружений гражданской обороны осуществляется федеральный государственный надзор в области гражданской обороны |
Росимуществом по субъектам РФ защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории субъектов РФ, передаются организациям по договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В связи с чем категория среднего риска присваивается организациям в области гражданской обороны, заключившим договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. В отношении остальных защитных сооружений гражданской обороны контрольные (надзорные) мероприятия не могут быть проведены. |
14. |
Может ли орган, осуществляющий федеральный государственный надзор, снизить категорию риска до низкой (низкий риск) объекту надзора с изначально высокой категорией риска (высокий риск) после проведения трёх плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий с отсутствием выявленных нарушений обязательных требований в области гражданской обороны |
Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к определенной категории риска, установленных пунктом 24 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007. Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень от изначально присвоенной на основании вышеуказанных критериев категории риска. |
15. |
В соответствии с пунктом 131 постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Не регламентирован порядок приобщения видеозаписи к акту контрольного (надзорного) мероприятия. |
Согласно статье 87 Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом", предусматривается перечисление прилагаемых к акту документов и иных материалов, являющихся доказательствами нарушения обязательных требований. В этой связи аудио- и видеозаписи приобщаются к акту на физических носителях (CD-дисках) или в виде файлов наиболее распространенных форматов. |
16. |
В организации имеются защитные сооружения гражданской обороны по которым ведется процедура снятия их с учета в МЧС России, комплект документов находится на согласовании в МЧС России. Снимаемые с учета ЗС ГО не в полной мере отвечают требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583) и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утвержденных приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575). По результатам проверок таких ЗС ГО надзорными органами МЧС России возможно наложение штрафов за несоответствие требованиям вышеуказанных документов, а содержание таких ЗС ГО влечет нецелесообразную финансовую нагрузку на организацию: обслуживание и замена дорогостоящего оборудования, затраты на проведение капитального и текущих ремонтов, содержание и подготовка формирования по обслуживанию ЗС ГО, оснащение и проведение поверки (технического обслуживания) приборами РХРиДК. Подлежат ли проверке надзорными органами МЧС России защитные сооружения гражданской обороны снимаемые с учета, документация по которым на момент проверки согласована с ГУ МЧС России по субъекту и находится на согласовании в МЧС России? |
Положением о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007, установлен порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Согласно пункту 2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, комиссия, создаваемая для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО или акт об изменении типа ЗС ГО, или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО. В этой связи до снятия с учета ЗС ГО федеральный государственный надзор в области гражданской обороны в отношении объекта надзора осуществляется в соответствии с установленным порядком. |
17. |
В соответствии с пунктом 57.2 проверочного листа, утвержденного Приказом МЧС России N 61 от 04 февраля 2022 года "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" предусмотрена обязанность проверяемого лица провести профессиональную подготовку персонала ответственного за включение (запуск) локальной системы оповещения. Просим Вас разъяснить по какой программе необходимо провести обучение указанных лиц. |
Подготовка персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения, организуется и проводится на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" и в соответствии с программами: "Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны", утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-27-11; "Примерная программа курсового обучения руководителей и работников гражданской обороны, руководителей формирований и служб, а также отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций", утверждена МЧС России 20.11.2020 N 2-4-71-29-11; "Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций", утверждена МЧС России 30.10.2020 N 2-4-71-11-10. Программы размещены в сети Интернет на официальном сайте (Интернет-портале) МЧС России и в системе "Консультант Плюс". |
18. |
Приказом МЧС России от 4 февраля 2022 г. N 61 утверждена новая форма проверочного листа, применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Отменяет ли он требования по выполнению Предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, выданное организации при проверке осуществленной ранее согласно проверочного листа, утверждённого приказом МЧС России от 27.02.2018 г. N 78, если в актуализированном проверочном листе поменялось требование к исполнению пункта на основании которого было выдано Предписание. |
Применение от 27 февраля 2018 г. N 78 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны" и от 4 февраля 2022 г. N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", при осуществлении внеплановых проверок не предусмотрено. Одновременно предписание, выданное по результатам плановой проверки с применением проверочного листа, является обязательным для исполнения, в случае если оно содержит требования действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, не было обжаловано в установленном порядке и вступило в законную силу. |
19. |
Установление требований к созданию убежища при отсутствие уведомления федеральных органов исполнительной власти, субъектов, местных органов о включении объекта в перечень объектов гражданской обороны не является требованием, установленным законодательством Российской Федерации в области гражданской обороны. |
В соответствии с абзацем 6 п. 8, абзацем 5 п. 9 абзацем 4 пункта 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29.11.1999" Учет защитных сооружении гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации, органах местного самоуправления а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны, путем ведения журнала учета защитных сооружений гражданской обороны (п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2003 N 4317)). ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "15.12.2002" Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, разрабатываемый организацией - балансодержателем ЗС ГО (п. 2.2 Правил эксплуатации ЗС ГО). При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО. Сведения о наличии ЗС ГО представляются в МЧС России. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений (п.2.4 Правил эксплуатации ЗС ГО). |
20. |
Установление требований к созданию убежища при невозможности самостоятельного приведения (перестройки) объекта к объекту гражданской обороны (объект находится в оперативном управлении). |
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаться этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно п. 7, 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" организации (учреждения и казенные предприятия) создают объекты гражданской обороны в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере ведения которых они находятся. Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованных с МЧС России. ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "29.11.1999" |
21. |
Установление требований к созданию убежища при вынесении предписания. Оно не выполнимо, т.к. отсутствует финансирование на формирование объекта гражданской обороны. |
В соответствии с ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля; Согласно п. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушений обязательных требований. При определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа, связанного с расходованием денежных средств, контрольный (надзорный) орган дополнительно рассматривает вопрос об учете имущественного и финансового положения контролируемого лица. В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения и не может служить основанием для освобождения от административной ответственности. |
22. |
Отсутствие проведения в инфекционных больницах тренировочных мероприятий по гражданской обороне. При этом не учитывается специфика инфекционных больных. |
В соответствии с Положение о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" тренировки по отработке вопросов гражданской обороны проводятся только с физическими лицами, вступившими в трудовые отношения с работодателем (работниками организаций). |
23. |
В рамках КНМ контролируемым лицам не разъясняется причина отнесения объекта контроля к объекту гражданской обороны. |
В соответствии с ст. 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ" в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. Согласно п. 24 Положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны" утверждены категории риска. Категории риска содержат определенные критерии деятельности, послужившие основанием для отнесения организации к объектам надзора в области гражданской обороны. |
24. |
В рамках КНМ контролируемым лицам не разъясняется: 1) причина отнесения объекта контроля к объекту гражданской обороны; 2) что наличие паспорта защитного сооружения ГО является основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны, тогда как статус ЗС ГО объект приобретает в связи с внесением соответствующих сведений об объекте в реестр ЗС ГО органами МЧС России. |
Основанием внесения сведений в учёт защитных сооружений гражданской обороны МЧС России является оформление организацией балансодержателем паспорта защитного сооружения гражданской обороны. В соответствии с п. 2.2-2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО. Паспорт ЗС ГО оформляется организацией балансодержателем, собственником ЗС ГО и направляется в МЧС России для согласования. ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату названного приказа следует читать как "15.12.2002"
В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2022 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" проводятся инвентаризации всех ЗС ГО субъектов РФ. В состав инвентаризационных комиссии включаются представители МЧС России, органа местного самоуправления субъекта РФ и организации балансодержателя, собственника ЗСГО. По итогам инвентаризации составляется акт оценки готовности ЗС ГО. Необходимость информирования главных распорядителей бюджетов с целью формирования бюджетных средств на строительные работы не установлено законодательством РФ. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий учитываются гражданско-правовые договора владения и распоряжения имуществом гражданской обороны. При наличии официальных сведений о несоответствии учётных данных ЗС ГО и гражданско-правовые договора владения и распоряжения имуществом гражданской обороны инспектором делаются соответствующие отметки в акте проверки. |
2.3 Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований в области гражданской обороны
1. Обеспечить выполнение нормативных требований по приведению в готовность защитных сооружений гражданской обороны;
2. Обратить особое внимание на принимаемые нормативные правовые акты, актуализирующие обязательные требования в области гражданской обороны;
3. Руководствоваться требованиями Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804.
2.4 Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
В связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", который регулирует осуществление контроля (надзора) за гражданами и организациями, было необходимо установить самостоятельный порядок организации и осуществления государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны.
В виду изложенного Правительством Российской Федерации принято постановление от 09.06.2022 N 1052 "О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны", подготовленное МЧС России в целях реализации положений Федерального закона о гражданской обороне.
Постановлением установлен порядок проведения самостоятельного вида государственного надзора в области гражданской обороны, задачей которого является проверка исполнения полномочий различных органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере деятельности (подготовка населения в области ГО подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств, создание резервов финансовых и материальных ресурсов, создание и поддержание в готовности систем оповещения и др.).
Характерной особенностью принятого документа стало закрепление за надзорными органами МЧС России государственной функции по проверке реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Ввиду проведенной актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области гражданской обороны, утвержден приказ МЧС России от 04.02.2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрировано Минюстом России 24.02.2022, регистрационный N 67455).
Приказ устанавливает форму проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований) в целях его использования при осуществлении федерального государственного надзора и оптимизации проведения КНМ.
Контрольные вопросы, предусматриваемые формой проверочного листа, основаны на положениях Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования в области гражданской обороны.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1007 "О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны", а также согласно позиции Минэкономразвития России приказ МЧС России от 26.06.2012 N 358 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12.07.2012 г., регистрационный N 24877) и все внесенные в него изменения признаны утратившими силу приказом МЧС России от 16.11.2022 N 1166 "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов МЧС России по вопросу исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны" (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2022 N 71785).
С учетом новых подходов к организации профилактической работы, установленных положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", разработана и утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области гражданской обороны при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны на 2023 год.
В истекшем году проведена следующая работа по актуализации обязательных требований в области гражданской обороны.
В 2022 году приняты следующие нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 4 ноября 2022 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданской обороне" и статьи 1 и 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым:
введены понятия "оповещение населения" и "система оповещения населения" в целях унификации понятий в сфере оповещения населения;
установлено полномочие Правительства Российской Федерации по определению порядка создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения;
закреплены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по реконструкции систем оповещения населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.