Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО МОНТАЖУ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ, НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ И ОБЪЕКТАХ ИНФРАСТРУКТУРЫ
4.1 Доклад по правоприменительной практике
Предметом федерального государственного контроля является проверка соответствия лицензиата лицензионным требованиям, сведений о деятельности лицензиата, содержащихся в его документах, состояния используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности технических средств, оборудования, соответствия работников лицензиата лицензионным требованиям, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В 2022 году государственная услуга по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности предоставлялась структурными подразделениями МЧС России в соответствии с установленными полномочиями.
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России осуществлял:
организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МЧС России;
формирование и ведение реестров лицензий, а также предоставление заинтересованным лицам сведений из них;
ведение информационного ресурса, содержащего сведения из реестров лицензий;
разработку и внесение изменений в положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к организации лицензирования отдельных видов деятельности;
контроль за исполнением территориальными органами МЧС России требований нормативных правовых актов Российской Федерации по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности;
Главное управление пожарной охраны МЧС России:
осуществляло контроль за исполнением специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений (далее - специальные подразделения ФПС) требований нормативных правовых актов Российской Федерации по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности.
Управления надзорной деятельности и профилактической работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляли:
прием, рассмотрение заявлений, прилагаемых к ним документов, и принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензий;
внесение изменений в реестр (отказ во внесении изменений в реестр) лицензий;
прекращение действия лицензий;
проведение оценки соответствия соискателей лицензий и лицензиатов лицензионным требованиям;
выдачу предостережений, предупреждений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
возбуждение дел об административных правонарушениях и принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обращение в суды с исковыми заявлениями об аннулировании лицензии;
Управления, организующие деятельность подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории субъекта Российской Федерации:
принимали участие в проведении оценок соискателей лицензий (лицензиатов), претендующих осуществлять (осуществляющих) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Специальные подразделения ФПС (отделы (отделения) федерального государственного пожарного надзора в отношении соискателей лицензий, лицензиатов, зарегистрированных и (или) осуществляющих деятельность на территории закрытого административно-территориального образования), осуществляли:
оценки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям по поручениям управлений надзорной деятельности и профилактической работы главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и соответствия лицензиатов лицензионным требованиям;
выдачу предостережений, предупреждений и предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
возбуждение дел об административных правонарушениях и принятие мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обращение в суды с исковыми заявлениями об аннулировании лицензии;
Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется применительно к видам деятельности, установленным пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры - 1 вид деятельности;
деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - 2 вид деятельности.
Общее количество лицензий, выданных на 1 и 2 виды деятельности в области пожарной безопасности и действующих на территории Российской Федерации в 2022 году, составило 56 339 лицензий. Всего в 2022 году в лицензирующие органы МЧС России поступило 7530 заявлений (в том числе по 1 виду - 140, по 2 виду - 7390), из них через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) поступило 6462 заявления (в том числе по 1 виду - 103, по 2 виду - 6359).
По результатам рассмотрения указанных заявлений лицензирующими органами:
предоставлено лицензий - 2979 (по 1 виду - 22, по 2 виду - 2957);
внесено изменений в реестр лицензий - 2412 (по 1 виду - 45, по 2 виду - 2367);
отказано в предоставлении лицензий - 507 (по 1 виду - 13, по 2 виду - 494);
отказано во внесении изменений в реестр лицензий - 217 (по 1 виду - 15, по 2 виду - 202);
приостановлено действие лицензий - 49 (по 1 виду - 1, по 2 виду - 48);
прекращено действие лицензий - 1326 (по 1 виду - 57, по 2 виду - 1269).
В Таблице 4 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществлении лицензионного контроля.
4.2 Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области федерального государственного контроля за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
Таблица 4
N п/п |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1. |
Предусмотрена ли административная ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). |
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) предусмотрена частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ. В соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществление деятельности без лицензии может также квалифицироваться, как и незаконное предпринимательство. Помимо этого, статьей 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), в том числе, осуществление такой деятельности в зданиях (помещениях), используемых правообладателем для предпринимательской деятельности. |
2. |
Предусмотрена ли ответственность лицензиата, за нарушения, допущенные при монтаже систем противопожарной защиты на объекте другой организацией. |
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. |
3. |
Административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (результаты решений арбитражного суда). |
Лицензирующий орган обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации. Изучив материалы дела, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела ЖСК, и Общество, заключили Договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилом доме повышенной этажности. Согласно п. 1.1 договора Подрядчик, обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами комплекс работ в соответствии с условиями договора и Регламентом на техническое обслуживание и текущий ремонт систем противопожарной защиты. Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему договору, организовать приемку их результата и оплатить обусловленную договором стоимости работ. Приказом органа ФГПН Обществу выдана лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе плановой проверки объекта защиты ЖСК, было установлено, что системы противопожарной защиты находились в неисправном состоянии. Общество в рамках выполнения договора при осуществлении предпринимательской деятельности не обеспечило исправное состояние систем и средств противопожарной защиты (систем автоматических установок дымоудаления, системы оповещения людей о пожаре), тем самым нарушило требование статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в части выполнения требований пожарной безопасности установленных Правительством Российской Федерации, создав угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, чем совершило грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Таким образом, Общество совершило противоправное виновное действие, за которое предусмотрена административная ответственность по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации заявителем доказана, подтверждена материалами дела и не оспаривается обществом, поскольку, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Обществом принимались действия по соблюдению лицензионных требований. Учитывая, что обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП Российской Федерации и отягчающих ответственность Общества не установлено, суд решил назначить наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. КоАП Российской Федерации, в размере 100 000 рублей. |
4. |
Административная ответственность юридического лица за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (результаты решений арбитражного суда). |
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Главное управление МЧС России по Нижегородской области (далее - заявитель, административный орган) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр Инноваций" (далее - ответчик, общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ по основаниям, подробно изложенным в заявлении. Ответчик пояснил, что нарушения отсутствуют, поскольку оборудование согласно перечню, предусмотренному частью 4 статьи 24 Закона N 69-ФЗ передано обществу на основании договора аренды от 14.02.2022, договор аренды с предыдущим арендатором расторгнут. Ответчик указывает, что нарушение подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128 не является грубым нарушением. Обязанность по разработке технического регламента, по мнению ответчика, несет руководитель объекта защиты. Круглосуточный режим контроля передачи извещений осуществляется надлежащим образом, в подтверждение чего ответчик ссылается на экспертное заключение. Вывод административного органа о непроведении плановых работ по техническому обслуживанию системы передачи извещений, как отмечает ответчик, опровергается представленными журналами и достоверными доказательствами не подтвержден. Вмененные пунктами 6 и 7 нарушения в части несоблюдения требований РД 009-02-96, по мнению ответчика, не образует нарушений подпункта "д" пункта 4 постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128. Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении в отношении общества, порядок фиксации признаков административного правонарушения, полномочия должностных лиц, осуществлявших производство по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к административной ответственности, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 02.02.2022 N 14 в период с 10.02.2022 по 11.03.2022 административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В ходе проверки административным органом установлено, что ООО "Центр Инноваций" на основании лицензии N 52-Б/00935 от 27.09.2019 осуществляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, установленных статьей 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), подпунктами "б, в, д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128), пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), Приказа МЧС России от 31.07.2020 N 571 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", статей 4, 6 Технического регламента, пунктов 3.5, 3.6, 3.8 РД 009-02-96, а именно: - отсутствует оборудование, инструмент, технические средства, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Закона N 69-ФЗ, прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности. По факту при проведении проверки арендуемое оборудование по договору от 14.02.2022 N 182 не представлено, кроме того арендуемое ООО "Центр инноваций" оборудование по договору от 14.02.2022 N 182, передано в аренду (пользование) другому лицензиату по договору от 17.01.2022 N 15; - отсутствует работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность", либо высшее образование по направлению подготовки "Техносферная безопасность" (профиль - "Пожарная безопасность"), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе - программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях. осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности; - отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, составляемый в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем; - в круглосуточном режиме не осуществляется контроль за передачей от приборов объектовых оконечных на прибор пультовый оконечный системы передачи извещений о пожаре по линии/линия связи тревожных извещений о пожаре; - не проводятся плановые работы по техническому обслуживанию системы передачи извещений о пожаре в объеме регламента N 1 (один раз в месяц); - отсутствуют вторые экземпляры журналов по техническому обслуживанию; |
5. |
Аннулирование лицензии в связи с нарушением порядка ее переоформления (результаты решений арбитражного суда). |
Орган ФГПН обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит аннулировать лицензию, выданную МЧС России Обществу. В обоснование заявленного требования Орган ФГПН ссылается на то, что лицензиат в нарушение Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федерального закона N 99-ФЗ) после изменения адреса места нахождения и осуществления лицензионной деятельности своевременно не принял меры по переоформлению лицензии. Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, в отношении Общества была запланирована проверка деятельности по соблюдению требований специального разрешения - лицензии МЧС России. В ходе организации проведения проверки было установлено, что Лицензиат по заявленному месту нахождения по адресу отсутствует. Как следует из частей 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Частью 5 статьи 18 ФЗ Федерального закона N 99-ФЗ определено, что заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Однако до настоящего момента действий со стороны Лицензиата по переоформлению лицензии не предпринималось. Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество в нарушение требований Федерального закона N 99-ФЗ после изменения адреса места нахождения своевременно не принял меры по переоформлению лицензии и в настоящий момент не имеет права осуществлять лицензируемый вид деятельности. Вместе с тем, несоблюдение Обществом требований к переоформлению лицензии препятствует органу лицензирования проводить в отношении общества мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований, с учетом специфики лицензируемой деятельности, свидетельствует о грубом нарушении Обществом лицензионных требований и возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учетом того, что применение в данном случае такой меры как аннулирование лицензии на осуществление деятельности по обеспечению пожарной безопасности является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг, суд пришел к выводу об аннулировании выданной Обществу лицензии. |
6. |
Необходимо ли юридическому лицу, меняющему в соответствии с нормами главы 4 ГК РФ наименование организационно-правовой формы с открытого акционерного общества на акционерное общество, переоформлять в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений? |
В случае изменения наименования юридического лица, в связи с приведением его в соответствие с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации переоформление лицензии, предоставленной МЧС России, не требуется. |
7. |
Отказ соискателю лицензии в предоставлении лицензии в случае, если указанный в заявлении адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности не является филиалом (результаты решений арбитражного суда). |
Общество с ограниченной ответственностью "Авантаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее - ответчик) о признании приказа от 28.06.2022 N 1539 об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства. 07.06.2022 ООО "Авантаж" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг 2 А33-16728/2022 (функций)" обратилось в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю (далее - Главное управление) с заявлением (вх. N ГУ-07-27) о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, в связи с добавлением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности (445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а). В соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Главное управление направило в Главное управление МЧС России по Самарской области поручение о проведении проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности (исх. от 09.06.2022 N М-237-2017). В период с 22.06.2022 по 23.06.2022 на основании решения ГУ МЧС России по Самарской области от 15.06.2022 N 24-Л, сотрудниками данного управления проведена выездная оценка соответствия лицензиата - ООО "Авантаж" (445351, Самарская область, г. Жигулевск, ул. Гидростроителей, 1а) лицензионным требованиям. По результатам проведенной оценки подготовлен акт оценки от 23.06.2022 N 24-Л, в котором установлено следующее: на основании выписки, сформированной с использованием сервиса "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП", размещенного на официальном сайте ФНС России в сети интернет по адресу: ч. 1 ст. 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". 28.06.2022 ГУ МЧС России Красноярскому краю издало приказ N 1539 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Полагая, что приказ ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 28.06.2022 N 1539 является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением. Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам. |
4.3. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
В целях устранения правовых пробелов в настоящее время ведется работа по внесению изменений в Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128", и Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131.
Вступившим в силу с 1 марта 2023 года и действующим до 1 сентября 2026 года приказом МЧС России от 15 ноября 2022 г. N 1156 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ, применяемых при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждены типовые дополнительные профессиональные программы для обучения работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности (программы переподготовки, а также повышения квалификации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" определено, что периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (1 вид), а также лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (2 вид), считается пройденным в случае наступления в 2022 или 2023 году срока указанного периодического подтверждения (включая случаи, переноса на 2022 год срока прохождения подтверждения соответствия).
Применительно к осуществлению лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности определены особенности применения требований о наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя работников, в связи прохождение указанными работниками службы (призыв на военную службу по мобилизации, при заключения контрактов либо добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации). Осуществление деятельности на основании лицензии в случае приостановления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем действия трудового договора в отношении работника, наличие которого обеспечивает выполнение обязательных требований, не может рассматриваться как их нарушение:
в течение 3 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении работника, являющегося ответственным за осуществление деятельности, и (или) являющегося работником из состава руководителей, к которому предъявляются обязательные требования;
в течение 6 месяцев со дня приостановления действия трудового договора в отношении иных работников, наличие которых обеспечивает выполнение обязательных требований.
В течение указанных сроков лицензиаты заключают трудовой договор с иным работником в соответствии с установленными в рамках 1 и 2 вида требованиями.
Одновременно, в отношении лицензиатов - индивидуальных предпринимателей, срок, до которого должно быть пройдено подтверждение соответствия лицензионным требованиям, переносится на срок прохождения ими службы и следующие 6 месяцев, исчисляемые со дня окончания прохождения службы, либо переносится на 6 месяцев в случае наступления срока подтверждения соответствия в первые 6 месяцев после окончания прохождения службы.
При предоставлении государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности рассмотрение соответствующего заявления приостанавливается, если заявитель предоставил информацию (заявление) о том, что в отношении его работников действие трудового договора приостановлено в соответствии со статьей 351 7 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2022 г. N 2356 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что с 31 декабря 2022 года соискатель лицензии (лицензиат) для получения лицензии либо для внесения изменений в реестр лицензий подает в территориальный орган МЧС России, расположенный в субъекте Российской Федерации по адресу места нахождения соискателя лицензии (лицензиата), заявление с указанием сведений о документах, подтверждающих соответствие заявителя лицензионным требованиям (ранее к заявлению прикладывались копии указанных документов).
Кроме того, при получении лицензирующим органом в автоматическом и (или) автоматизированном режимах, сформированных посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", заявления с указанием сведений о документах, подтверждающих соответствие заявителя лицензионным требованиям, срок проведения проверки и принятия решения сократился:
до десяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии;
до восьми рабочих дней со дня приема заявлении о внесении изменений в реестр лицензий - при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий;
до трёх рабочих дней со дня приема заявлении о внесении изменений в реестр лицензий - при реорганизация юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения лицензиата к другому юридическому лицу; изменение наименования лицензиата (филиала лицензиата), изменение адреса места нахождения лицензиата (филиала лицензиата), изменение адреса места нахождения на территории Российской Федерации филиала иностранного юридического лица, изменение имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, изменение места жительства индивидуального предпринимателя, изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя.
Кроме того, срок принятия решения о прекращении действия лицензии не должен превышать трёх рабочих дней, если лицензирующий орган получил следующие сведения:
заявление лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности; установление факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий);
неустранение лицензиатом в период приостановления действия лицензии причин, в результате которых проведение периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям либо проведение контрольных мероприятий оказалось невозможным;
по истечении срока приостановления действия лицензии (в случае назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата), если в отношении лицензиата не была проведена процедура периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям.
Если сведения, указанные в заявлении о предоставлении лицензии либо о внесении изменений в реестр лицензий сформированы без использования единой информационной платформы, лицензирующий орган вправе в ходе выездной оценки запросить у соискателя лицензии (лицензиата) документы, подтверждающие достоверность таких сведений.
Федеральным законом от 29 декабря 2022 г. N 606-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 24.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" изменения, согласно которым в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его филиала. При этом, при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры наряду с адресом филиала юридического лица может указываться адрес пожарного депо.
Важным вопросом является реализация поручений Правительства Российской Федерации по совершенствованию процессов предоставления государственных услуг. Указанная работа ведется в конструкторе цифровых регламентов федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)". С помощью этой системы необходимо в электронном виде создать административные регламенты предоставления государственных услуг в области лицензирования, отнесенных к компетенции Министерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.