Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства образования
Сахалинской области
от 28.04.2023 N 1-3.12-187/23
Утверждено
приказом министерства образования
Сахалинской области
N 3.12-39 от 07.09.2022
Положение
о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Сахалинской области определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Сахалинской области (далее - PC НМС СО), организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16;
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
распоряжение Правительства Сахалинской области от 16.10.2020 N 637-р "О создании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
2. Цель и задачи развития региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Цель: повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
2.2. Задачи:
2.2.1. в области управления PC НМС СО:
2.2.1.1. интеграция процессов и результатов деятельности субъектов PC НМС СО в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.1.2. синхронизация критериев и показателей эффективности деятельности субъектов PC НМС СО в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.1.3. внедрение процедур и инструментов оценки эффективности PC НМС СО;
2.2.1.4. развитие системы "горизонтальных" связей субъектов PC НМС СО, в том числе в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками;
2.2.2. в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках PC НМС СО:
2.2.2.1. актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО;
2.2.2.2. цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.3. в области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках PC НМС СО:
2.2.3.1. развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов PC НМС СО в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
2.2.3.2. технологизация методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
РСНМС СО включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.1. Региональный уровень
3.1.1. Функции министерства образования Сахалинской области:
3.1.1.1 обеспечивает стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках PC НМС СО;
3.1.1.2. обеспечивает материально-технические, финансовые, кадровые и иные условия для достижения показателей функционирования PC НМС СО;
3.1.1.3. утверждает комплекс мер ("дорожную карту") по развитию PC НМС СО;
3.1.1.4. обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, министерством образования Сахалинской области и Государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.Д. Гуревича (далее - ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича) о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.1.5. обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича (далее - ЦНППМ);
3.1.1.6. разрабатывает критерии и индикаторы эффективности функционирования PC НМС СО и осуществляет ее оценку эффективности;
3.1.1.7. проводит мониторинг эффективности функционирования PC НМС СО, ее отдельных субъектов.
3.1.2. Функции ЦНППМ:
3.1.2.1. взаимодействует с координатором ЕФС, в том числе осуществляет работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
3.1.2.2. координирует взаимодействие субъектов PC НМС СО, в том числе внедряет организационно-методическую и иную документацию, сопровождающую функционирование PC НМС СО;
3.1.2.3. организует диагностику профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.2.4. организует разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
3.1.2.5. организует разработку и внедрение различных форм методической поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
3.1.2.6. организует внедрение целевой модели наставничества педагогических работников;
3.1.2.7. организует внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
3.1.2.8. координирует методическую деятельность общественно-профессиональных объединений;
3.1.2.9. организует стажировки педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
3.1.2.10. организует обучение педагогических работников и управленческих кадров региона с учетом выявленных профессиональных дефицитов, в том числе по новейшим программам ДПО;
3.1.2.11. организует вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
3.1.2.12. оказывает адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.2.13. информирует педагогическую общественность об основных тенденциях развития образования;
3.1.2.14. оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
3.1.2.15. формирует и обеспечивает деятельность регионального методического актива;
3.1.2.16. проводит сбор и анализ информации о результатах деятельности субъектов РСНМС СО по показателям эффективности, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС СО и предоставляет их в министерство образования Сахалинской области.
3.1.3. Функции Регионального методического актива:
3.1.3.1. осуществляет посткурсовое сопровождение программ ДПО;
3.1.3.2. реализует практическую часть программ повышения квалификации на завершающих этапах при каскадной системе повышения квалификации;
3.1.3.3. обеспечивает тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
3.1.3.4. анализирует выявленные профессиональные дефициты педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.3.5. осуществляет разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
3.1.3.6. организует взаимодействие, взаимопомощь и взаимообучение педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.3.7. оказывает методическую помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
3.1.3.8. оказывает консультативную помощь и поддержку педагогическим работникам и управленческим кадрам;
3.1.3.9. осуществляет методическое сопровождение образовательных организаций по реализации федеральных и региональных проектов;
3.1.3.10. собирают, анализируют, обобщают и систематизируют информацию о педагогических работниках, за которыми они закреплены.
3.1.4. Функции Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.Д. Гуревича:
3.1.4.1. обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
3.1.4.2. обеспечивает качество образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
3.1.4.3. реализует программы ДПО в форме стажировок;
3.1.4.4. организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров (конференции, форумы, сессии и т.п.);
3.1.4.5. обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО для управленческих команд образовательных организаций;
3.1.4.6. организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику профессионального выгорания педагогических работников;
3.1.4.7. обеспечивает организацию образовательных событий субъектами PC НМС СО, направленных на оказание методической помощи общеобразовательным организациям с низкими результатами обучения;
3.1.4.8. организует и проводит конкурсы профессионального мастерства, направленные на развитие профессиональных компетенций и пропаганду творческих и иных достижений педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.4.9. руководит деятельностью инновационных площадок;
3.1.4.10. обеспечивает педагогических работников и управленческие кадры методическими рекомендациями и материалами, в том числе цифровыми;
3.1.4.11. ведет региональный банк успешных педагогических и управленческих практик;
3.1.4.12. выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.1.5. Функции Государственного бюджетного учреждения "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области":
3.1.5.1. обеспечивает сопровождение экспертной оценки профессиональной деятельности педагогических работников и руководителей муниципальных и государственных образовательных учреждений в рамках аттестации педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.5.2. способствует формированию механизма независимой экспертизы дополнительных образовательных программ, учебно-методических и других материалов, используемых в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Сахалинской области;
3.1.5.3. организует информационное и методическое сопровождение деятельности инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование": центры цифрового образования детей "1Т-куб";
3.1.5.4. обеспечивает проведение профессиональных педагогических конкурсов "Учитель года", "Педагогический дебют";
3.1.5.5. обеспечивает педагогических работников и управленческие кадры методическими рекомендациями и материалами, в том числе цифровыми.
3.1.6. Функции регионального учебно-методического объединения (далее - РУМО):
3.1.6.1. осуществляет методическое сопровождение реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего образования Сахалинской области;
3.1.6.2. обеспечивает научно-методическое сопровождение разработки и реализации концепций учебных предметов (предметных областей);
3.1.6.3. участвует в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам общего образования;
3.1.6.4. участвует в обсуждении и внедрении профессиональных стандартов педагогов;
3.1.6.5. осуществляет координацию деятельности муниципальных учебно-методических объединений педагогических работников.
3.1.7. Функции Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Сахалинский государственный университет":
3.1.7.1. участвует в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров;
3.1.7.2. участвует в реализации региональной модели наставничества педагогических работников;
3.1.7.3. участвует в реализации комплекса мер по сопровождению молодых педагогов в возрасте до 35 лет в первые три года работы.
3.1.8. Функции профессиональных педагогических сообществ (ассоциации, клубы и т.д.):
3.1.8.1. осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
3.1.8.2. создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
3.1.8.3. реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.2. Муниципальный уровень
3.2.1. Функции муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования:
3.2.1.1. формируют методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
3.2.1.2. формируют и ведут реестр кадрового состава муниципальной системы образования, содержащего сведения о педагогических работниках;
3.2.1.3. осуществляют контроль за размещением достоверных сведений о результатах профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров в ГИС "Региональное образование";
3.2.1.4. создают условия для роста профессиональной компетентности специалистов муниципальной методической службы;
3.2.1.5. заключают трехстороннее соглашение с министерством образования Сахалинской области и ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
3.2.1.6. создают условия для реализации индивидуальных образовательных маршрутов посредством предоставления информации о проводимых образовательных мероприятиях и событиях.
3.2.2. Функции муниципальных методических служб:
3.2.2.1. осуществляет деятельность во взаимодействии с ЦНППМ как субъекты распределенной сети методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров;
3.2.2.2. обеспечивает повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных ЦНППМ профессиональных дефицитов;
3.2.2.3. организует работу по предоставлению в ЦНППМ информации о педагогических работниках и управленческих кадрах, планирующих прохождение обучения по программам ДПО Федерального оператора с последующим сопровождением "контрольных точек" освоения программ ДПО;
3.2.2.4. обеспечивает перенос приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
3.2.2.5. изучает, обобщает и распространяет эффективный опыт педагогической и управленческой деятельности, направленный на достижение приоритетных задач в сфере образования;
3.2.2.6. предоставляет в ЦНППМ информацию о наиболее эффективных управленческих и педагогических практиках, реализуемых в муниципальном образовании, с целью формирования регионального реестра;
3.2.2.7. обеспечивает на муниципальном уровне организацию работы по прохождению педагогическими и управленческими работниками муниципальных образовательных организаций процедуры выявления профессиональных дефицитов;
3.2.2.8. организует методическое обеспечение процессов обучения и воспитания в муниципальных образовательных организациях;
3.2.2.9. организует прохождение работниками муниципальной методической службы обучения по тьюторскому и методическому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.2.3. Функции муниципальных методических объединений:
3.2.3.1. осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания во взаимодействии с ЦНППМ;
3.2.3.2. создают среду для мотивации педагогических работников и управленческих кадров к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
3.2.3.3. организуют и сопровождают деятельность профессиональных сообществ, объединений педагогических работников и управленческих кадров;
3.2.3.4. организуют муниципальные образовательные события в рамках "горизонтального" обучения педагогических работников и управленческих кадров.
3.3. Институциональный уровень
3.3.1. Функции Методического (научно-методического) совета образовательной организации:
3.3.1.1. обеспечивает взаимодействие с муниципальной методической службой и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
3.3.1.2. организует и сопровождает деятельность профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
3.3.1.3. развивает профессиональную и личностную мотивацию педагогических работников посредством вовлечения педагогов в профессиональные конкурсы и программы, образовательные события, организации работы по успешной адаптации и полноценной самореализации молодых педагогов;
3.3.1.4. организует взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом;
3.3.1.5. организует внедрение системы наставничества педагогических работников;
3.3.1.6. осуществляет методическое обеспечение процессов обучения и воспитания.
3.3.2. Функции методических объединений, профессиональных объединений педагогических работников:
3.3.2.1. создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
3.3.2.2. коррелируют профессиональные компетенции педагогов с результатами обучающихся;
3.3.2.3. сопровождают педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
3.3.2.4. осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
3.3.2.5. выявляют, обобщают и распространяют передовой педагогический опыт, оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
3.3.2.6. сопровождают в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
3.3.2.7. осуществляют методическое обеспечение учебных предметов, предметных областей;
3.3.2.8. разрабатывают учебные, методические и дидактические материалы;
3.3.2.9. обеспечивают достоверность сведений о результатах профессиональной деятельности педагогических работников в ГИС "Региональное образование".
4. Механизмы взаимодействия субъектов PC НМС СО
4.1. Механизмами взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, является:
4.1.1. концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий;
4.1.2. трехстороннее соглашение между министерством образования Сахалинской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, и ГАОУ ДПО ИРОСО им. Заслуженного учителя РФ В.Д. Гуревича;
4.1.3. соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве).
4.2. Предметами взаимодействия субъектов PC НМС СО являются:
4.2.1. программы ДПО из Федерального реестра;
4.2.2. программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
4.2.3. программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
4.2.4. проектные методические команды для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
4.2.5. реализация сетевых инновационных проектов;
4.2.6. мероприятия в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров.
4.3. Основные каналы взаимодействия субъектов PC НМС СО:
4.3.1. цифровая экосистема дополнительного профессионального образования;
4.3.2. общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
4.3.3. онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
4.3.4. прямые связи, включая заключение соглашений со взаимными обязательствами.
5. Показатели эффективности функционирования PC НМС СО
5.1. Планируемые эффекты развития PC НМС СО:
5.1.1. снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
5.1.2. повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
5.1.3. снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
5.1.4. повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
5.1.5. повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
5.1.6. повышение качества образования на различных уровнях.
5.2. Показатели эффективности:
5.2.1. разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию PC НМС СО на период до 2024 года);
5.2.2. разработана и реализуется вариативная система мониторинга эффективности PC НМС СО;
5.2.3. доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (не менее 30% к 2024 году);
5.2.4. доля управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (не менее 40% к 2024 году);
5.2.5. количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (- не более 250 человек к 2024 году);
5.2.6. доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (не менее 70% к 2024 году);
5.2.7. доля образовательных организаций, управленческие команды которых вовлечены в работу стажировочных площадок (не менее 10% к 2024 году);
5.2.8. доля образовательных организаций, являющихся стажировочными площадками, в том числе на базе НП "Образование" (не менее 30% к 2024 году);
5.2.9. доля образовательных организаций, являющихся инновационными площадками (не менее 6% к 2024 году);
5.2.10. доля ДПП, разработанных по результатам инновационной деятельности (не менее 11% к 2024 году);
5.2.11. доля педагогических работников и управленческих кадров, включенных в деятельность региональных и муниципальных методических объединений, профессиональных сообществ и клубов, в том числе сетевых (не менее 30% к 2024 году);
5.2.12. доля педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций, вовлеченных в экспертную деятельность (не менее 3% к 2024 году);
5.2.13. доля образовательных организаций, реализующих целевую модель наставничества педагогических работников (не менее 100% к 2024 году);
5.2.14. доля педагогических работников, охваченных целевой моделью наставничества педагогических работников (не менее 20% к 2024 году);
5.2.15. доля сотрудников ЦНППМ СО и членов регионального методического актива, прошедших обучение на базе Федерального оператора (не менее 100% к 2024 году).
5.3. При анализе эффективности функционирования PC НМС СО учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Сахалинской области в части региональной системы обеспечения профессионального развития педагогических работников.
5.4. Мониторинг показателей эффективности функционирования системы PC НМС СО проводится не реже одного раза в год. По полученным результатам проводится анализ и разрабатываются адресные рекомендации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Сахалинской области от 28 апреля 2023 г. N 1-3.12-187/23 "О внесении изменений в положение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.