Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
муниципального образования
Сакмарский район
Оренбургской области
от 27 февраля 2023 г. N 151
Положение
о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области
Настоящее Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Уставом муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок управления имуществом, находящимся в собственности муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области (далее - муниципальное имущество), и регулирует отношения, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
1.2. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области (далее - муниципальное образование) самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами Сакмарского района (далее - муниципальные правовые акты).
1.3. Муниципальное имущество закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями Сакмарского района на праве хозяйственного ведения, за муниципальными учреждениями Сакмарского района - на праве оперативного управления.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования, осуществляется в соответствии с Положением о муниципальной казне муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области (далее - Совет депутатов).
1.4. В соответствии с законодательством Российской Федерации муниципальное образование совершает в отношении муниципального имущества любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
1.5. Настоящее Положение не распространяется на правоотношения, возникающие по поводу владения, пользования и распоряжения:
1) средствами местного бюджета;
2) муниципальным жилищным фондом;
3) земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
1.6. Основания приобретения и прекращения права муниципальной собственности устанавливаются действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
2. Состав имущества, находящегося в собственности муниципального образования
2.1. В собственности муниципального образования может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
2) имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования, в случаях, установленных федеральными законами и законами Оренбургской области;
4) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в соответствии с нормативными правовыми актами Совета депутатов;
5) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
2.2. Учет муниципального имущества осуществляется в Реестре имущества, относящегося к муниципальной собственности муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области (далее - Реестр).
2.3. Ведение Реестра осуществляется администрацией Сакмарского района Оренбургской области.
2.4. Порядок ведения Реестра устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
3. Полномочия органов местного самоуправления по управлению и распоряжению муниципальным имуществом
3.1. От имени муниципального образования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом осуществляют:
1) Совет депутатов;
2) глава района;
3) администрация Сакмарского района.
3.2. К компетенции Совета депутатов относятся:
1) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
2) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
3) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
4) принятие решения о заключении концессионных соглашений.
3.3. Глава района:
1) организует разработку порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
2) является главным распорядителем средств местного бюджета, распоряжается средствами администрации Сакмарского района;
3) заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования в соответствии с Уставом;
4) делегирует полномочия муниципальным служащим по участию в органах управления хозяйствующих субъектов (без получения личного дохода), в которых муниципальное образование имеет вклады в имуществе;
5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений Сакмарского района.
3.4. Администрация Сакмарского района:
1) разрабатывает порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом;
2) разрабатывает порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
3) создает муниципальные предприятия и учреждения;
4) владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
5) представляет интересы муниципального образования в соответствующих государственных и муниципальных структурах, учреждениях, организациях по имущественным вопросам;
6) осуществляет подготовку и согласование проектов муниципальных правовых актов по вопросам, касающимся муниципального имущества;
7) в рамках установленных полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет прием-передачу имущества между муниципальным образованием и Оренбургской областью, Российской Федерацией;
8) осуществляет функции по обеспечению государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области;
9) осуществляет учет муниципального имущества и ведение Реестра, реестра муниципальных унитарных предприятий, реестра муниципальных учреждений, реестра арендаторов муниципального имущества;
10) обеспечивает сохранность и эффективное использование муниципального имущества;
11) осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений в соответствии с муниципальными правовыми актами;
12) выступает организатором и проводит торги (конкурсы, аукционы) по продаже объектов недвижимости либо на право заключения договоров аренды недвижимого имущества.
4. Управление и распоряжение муниципальным имуществом муниципального образования
4.1. Владение, пользование, распоряжение муниципальным имуществом включает в себя:
1) прием в муниципальную собственность имущества, в том числе предприятий и учреждений как имущественных комплексов;
2) передачу имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Российской Федерации, государственную собственность Оренбургской области, собственность муниципального образования в соответствии с Законом Оренбургской области от 24.12.2009 N 3278/759-IV-ОЗ "О порядке согласования вопросов разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Оренбургской области";
3) предоставление муниципального имущества в аренду;
4) предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование;
5) создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных унитарных предприятий Сакмарского района, муниципальных учреждений Сакмарского района, закрепление за ними муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, распоряжение и управление закрепленным имуществом в рамках действующего законодательства;
6) участие муниципального образования в приобретении акций (долей) хозяйственных товариществ и обществ, а также некоммерческих организаций;
7) залог муниципального имущества;
8) передачу муниципального имущества в доверительное управление;
9) передачу муниципального имущества на условиях концессионного соглашения.
4.2. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, а также имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями Сакмарского района или на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Сакмарского района, за исключением концессионных соглашений, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом на условиях концессионных соглашений, за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
5. Приобретение и прекращение права муниципальной собственности на имущество
5.1. Приобретение имущества в муниципальную собственность осуществляется по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации:
1) при безвозмездной передаче в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении полномочий и имущества между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) при безвозмездной передаче в муниципальную собственность на основании решений государственных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия собственника имущества, принятых в установленном порядке;
3) при создании или приобретении имущества за счет средств местного бюджета муниципального образования;
4) при признании собственностью муниципального образования по решению суда;
5) при приобретении имущества по гражданско-правовым сделкам.
5.2. Исключение из муниципальной собственности осуществляется по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации:
1) при безвозмездной передаче в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении полномочий и имущества между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) при отчуждении имущества в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации;
3) при отчуждении имущества по гражданско-правовым сделкам;
4) при исполнении судебных решений;
5) при списании имущества.
5.3. Передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность Российской Федерации, государственную собственность Оренбургской области, муниципальную собственность других муниципальных образований осуществляется на основании решения Совета депутатов в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации, Оренбургской области.
5.4. Прием имущества в муниципальную собственность из федеральной собственности Российской Федерации, государственной собственности Оренбургской области, муниципальной собственности других муниципальных образований осуществляется на основании решения Совета депутатов в порядке, определяемом действующим законодательством Российской Федерации, Оренбургской области.
5.5. Отчуждение объектов муниципальной собственности, находящихся в составе казны муниципального образования, осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации.
5.6. Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся арендаторами муниципального имущества, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном законодательством, при условии соблюдения требований Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5.7. Отчуждение имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Сакмарского района, осуществляется с согласия собственника имущества.
5.8. Списание имущества, являющегося муниципальной собственностью, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Предоставление муниципального имущества в аренду
6.1. В аренду передается неупотребляемое имущество, относящееся к муниципальной собственности муниципального образования.
6.2. Предоставление муниципального имущества в аренду осуществляется на основании постановления администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области.
6.3. Муниципальное имущество может быть передано в аренду:
- по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров;
- без проведения торгов в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
7. Предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование
7.1. Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется на основании постановления администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области.
7.2. Основным документом, регламентирующим правоотношения ссудодателя и ссудополучателя, является договор безвозмездного пользования. Договор заключается в письменной форме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Залог муниципального имущества
8.1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации муниципальное имущество может быть предметом залога для обеспечения обязательств муниципального образования.
8.2. Залогодателем муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, выступает администрация Сакмарского района.
8.3. Мероприятия по подготовке документов для оформления залога организует администрация Сакмарского района.
8.4. Недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, может быть заложено муниципальным унитарным предприятием с согласия администрации муниципального образования.
8.5. Залоговые сделки в отношении объектов недвижимого имущества, обеспечивающие исполнение обязательств муниципального образования, заключаются на основании муниципального правового акта.
9. Передача муниципального имущества в доверительное управление
9.1. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество, не переданное в хозяйственное ведение и оперативное управление.
9.2. Передача муниципального имущества, имущественных прав и ценных бумаг, находящихся в муниципальной собственности, в доверительное управление производится по договору доверительного управления имуществом, заключенному в соответствии с действующим законодательством.
Передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
9.3. Учредителем доверительного управления имуществом является муниципальное образование, права и обязанности от имени которого осуществляет администрация муниципального образования, в том числе заключает с доверительным управляющим договор доверительного управления имуществом.
9.4. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением муниципальных унитарных предприятий Сакмарского района. Доверительные управляющие обязаны осуществлять управление объектами муниципального имущества в интересах муниципального образования.
10. Передача муниципального имущества на условиях концессионных соглашений
10.1. Целями передачи муниципального имущества по концессионному соглашению являются:
- обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в собственности муниципального образования;
- привлечение инвестиций в экономику муниципального образования.
10.2. Сторонами концессионного соглашения являются концедент и концессионер.
В качестве концедента от имени муниципального образования Сакмарский район выступает администрация муниципального образования Сакмарский район.
Концессионером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
10.3. Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
10.4. Заключение концессионного соглашения осуществляется путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
10.5. От имени муниципального образования Сакмарский район решение о заключении концессионного соглашения принимает Совет депутатов в форме решения, в котором устанавливаются:
10.5.1. Условия концессионного соглашения в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях";
10.5.2. Критерии конкурса и параметры критериев конкурса;
10.5.3. Вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс);
10.5.4. Перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе, - в случае проведения закрытого конкурса;
10.5.5. Срок опубликования в официальном издании, размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о проведении открытого конкурса или в случае проведения закрытого конкурса срок направления сообщения о проведении закрытого конкурса с приглашением принять участие в закрытом конкурсе определенным решением о заключении концессионного соглашения лицам;
10.5.6. Орган, уполномоченный на:
а) утверждение конкурсной документации, внесение изменений в конкурсную документацию, за исключением устанавливаемых в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения положений конкурсной документации;
б) создание конкурсной комиссии по проведению конкурса, утверждение персонального состава конкурсной комиссии.
10.6. В случае если Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено заключение концессионного соглашения без проведения конкурса, решением Совета депутатов о заключении концессионного соглашения устанавливаются условия концессионного соглашения, порядок заключения концессионного соглашения и требования к концессионеру.
10.7. Концессионное соглашение заключается в соответствии с примерными соглашениями, утвержденными Правительством Российской Федерации, и включает в себя существенные условия, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", другими федеральными законами, а также не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.
11. Муниципальные унитарные предприятия Сакмарского района
11.1. Имущество закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения в соответствии с целями и задачами, установленными уставом Предприятия, на основании постановления администрации муниципального образования Сакмарский район.
11.2. Предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
11.3. Предприятие не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия администрации муниципального образования Сакмарский район.
11.4. Движимым и недвижимым имуществом Предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого Предприятия. Сделки, совершенные Предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
11.5. Предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требования, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
11.6. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, Предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента.
12. Муниципальные учреждения Сакмарского района
12.1. Имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании постановления администрации Сакмарского района.
12.2. Учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и (или) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным муниципальным Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом учреждение может распоряжаться самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
Казенное Учреждение не вправе отчуждать либо иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
12.3. Автономное учреждение может с согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, вносить имущество в уставный капитал других юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.
12.4. Крупная сделка, сделка в совершении которой имеется заинтересованность, могут быть совершены с предварительного одобрения наблюдательного совета муниципального автономного учреждения Сакмарский район либо соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с муниципальным правовым актом.
12.5. Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам муниципальных автономных и бюджетных учреждений.
12.6. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет муниципальное образование.
13. Участие муниципального образования в создании, приобретении акций (долей) хозяйственных обществ, а также некоммерческих организаций
13.1. Участие муниципального образования в создании, приобретении акций (долей) хозяйственных обществ, а также некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Права по управлению акциями (долями) хозяйственных обществ, а также некоммерческих организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет Управление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
13.2. Муниципальные унитарные предприятия Сакмарского района могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с Федеральным законом допускается участие юридических лиц.
13.3. Муниципальные предприятия не вправе выступать учредителями участниками кредитных организаций.
13.4. Решение об участии муниципального унитарного предприятия Сакмарского района в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества муниципального унитарного предприятия Сакмарского района в лице администрации Сакмарского района.
13.5. Совет депутатов для решения вопросов местного значения может принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов в соответствии с действующим законодательством.
Межмуниципальные хозяйственные общества, некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.
14. Контроль за использованием объектов муниципальной собственности
14.1. Контроль за использованием объектов муниципальной собственности в пределах компетенции, установленной муниципальными правовыми актами Сакмарского района, осуществляют:
- Совет депутатов;
- глава района;
- администрация Сакмарского района;
- контрольно-счетная палата.
14.2. Руководители Предприятий и Учреждений несут ответственность за сохранность и эффективность использования муниципального имущества, закрепленного за Предприятиями и Учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в рамках действующего законодательства и трудового договора с руководителем.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области от 27 февраля 2023 г. N 151 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.