г. Краснодар |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А53-26110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Мацко Ю.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Хачатрян Альберта Борисовича (ИНН 615500652278, ОГРН 304615523700012), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хачатрян Альберта Борисовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2014 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-26110/2014, установил следующее.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (далее - управление; административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Хачатряну Альберту Борисовичу (далее - индивидуальный предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2014, заявленные управлением требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях индивидуального предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель просит указанные судебные акты отменить.
По мнению заявителя управлением при проведении проверки сделан неверный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 29.08.2014 N 001841 в отношении индивидуального предпринимателя 07.10.2014 сотрудниками управления проведена проверка выполнения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. По результатам проведенной проверки установлено следующее.
При осуществлении предпринимательской деятельности по адресу: Ростовская область, г. Шахты, ул. Парковая 17А, выявлены нарушения предпринимателем установленных действующим законодательством требований: на хранении и в обороте находится мясо общим весом 228 кг, из них: ноги свиные, замороженные, общим весом 65 кг; шпик свиной, замороженный, общим весом 50 кг; обрезь говяжья, замороженная, общим весом 50 кг; почки говяжьи, замороженные, общим весом 20 кг; сердце говяжье, замороженное, общим весом 5 кг; семенники говяжьи, замороженные, общим весом 10 кг; печень говяжья, замороженная, общим весом 10 кг; вырезка винная, охлаждённая, общим весом 3 кг; лопатка свиная, охлаждённая, общим весом 4 кг; шейка свиная, охлаждённая, общим весом 3 кг; корейка свиная, охлаждённая, общим весом 2,5 кг; мякоть свинины, охлаждённая, общим весом 4 кг; рулька свиная, охлаждённая, общим весом 1,5 кг.
Указанная продукция не имеет обязательной маркировки.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы актом проверки от 07.10.2014 N 001841, актом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 01.10.2014, фотоматериалами.
По данному факту управлением 07.10.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 02/1-15-1297/2014 по части 1 статьи 14.43 Кодекса.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса.
Удовлетворяя заявленные управлением требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, в виде штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
В соответствии со статьей 39 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пунктом 11 Раздела IV Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 (далее - ТР ТС 034/2013), установлено, что продукты убоя и мясная продукция, соответствующие требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, и прошедшие оценку (подтверждение) соответствия, маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Пунктом 106 раздела XI ТР ТС 034/2013 установлено, что маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 ТР ТС 034/2013.
В силу положений раздела XIV ТР ТС 034/2013 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском продуктов убоя и мясной продукции в обращение.
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза продуктов убоя и мясной продукции, помещенных непосредственно в транспортную упаковку, наносится на транспортную упаковку и (или) на этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, либо на товаросопроводительную документацию.
Пунктами 3.1 - 3.2 "ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утверждённого Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст (далее - ГОСТ Р 51074-2003), установлено, что изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Кроме того, пунктом 4.2.1 ГОСТа Р 51074-2003 установлено, что к информации на мясо в тушах, полутушах и четвертинах относится оттиск государственного ветеринарного клейма овальной формы в соответствии с инструкцией по ветеринарному клеймению мяса; товароведческое клеймо (категория упитанности) и штампы.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что предпринимателем осуществлялось хранение и реализация мяса и мясной продукции без соответствующей маркировки, что подтверждается, в том числе, приобщенными к материалам административного дела фотоматериалами.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вмененного ему административного правонарушения.
Вина предпринимателя выражается в непринятии своевременных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, и предотвращению правонарушения. Доказательств того, что предпринимателем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, не представлено.
Таким образом, проведенной управлением проверкой подтверждается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судами не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А53-26110/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.